21-10-2023
Мало-Конюшенный мост | |
Крыло моста через канал Грибоедова на фоне храма Спаса на Крови |
|
59°56′30″ с. ш. 30°19′44″ в. д. / 59.941667° с. ш. 30.328889° в. д. (G) (O) (Я) |
|
Официальное название |
Тройной мост |
---|---|
Область применения |
пешеходный |
Пересекает | |
Место расположения | |
Конструкция | |
Тип конструкции |
Однопролётный, чугунные своды из тюбингов |
Общая длина |
42,8 м |
Ширина моста |
20 м |
Эксплуатация | |
Открытие | |
Полезные ссылки | |
Объект культурного наследия РФ |
|
Мало-Конюшенный мост на 59°56′30″ с. ш. 30°19′44″ в. д. / 59.941667° с. ш. 30.328889° в. д. (G) (O) (Я) |
Содержание |
Мало-Конюшенный мост — входит в уникальную мостовую композицию «Тройно́й мост» в Центральном районе Санкт-Петербурга.
Расположен в месте соединения канала Грибоедова и реки Мойки.
Ближайшая станция метрополитена (700 м) — «Гостиный двор», выход на Канал Грибоедова.
Мало-Конюшенный мост Второй мост с конюшенной площади, на которой располагались Главные императорские конюшни. Назван по причине того, что на момент постройки уже существовал Перво-Конюшенный мост. В тексте есть ошибка: ближайшая станция метро не "Гостиный двор", а "Невский проспект",выход на Канал Грибоедова.
Первый деревянный мост на месте современного Мало-Конюшенного моста был перекинут через Мойку ещё в 1716, впоследствии он располагался ближе к месту нынешнего 2-го Садового моста.
Два моста на этом месте были построены в конце 1730-х, в царствование Анны Иоанновны: Перво-Конюшенный мост был перекинут через речку Криву́шу (будущий канал Грибоедова), исток которой тогда только-только соединили с Мойкой, а Мало-Конюшенный — через Мойку. Оба они представляли собой деревянные трёхпролётные разводные мосты. В 1770 году Перво-Конюшенный мост был переименован в Театральный.
В начале XIX века было предложено несколько проектов замены деревянных мостов новыми металлическими или каменными, однако их воплощение постоянно откладывалось. В то время в Петербурге шло строительство целого ряда важных зданий, формировался архитектурный ансамбль площади Искусств, и градостроители не могли уделить большого внимания паре небольших мостиков возле Царицына луга. Так продолжалось до 1807, когда К. И. Росси, получивший заказ на строительство дворца для брата Александра I великого князя Михаила Павловича между Екатерининским каналом и Фонтанкой, принялся за перепроектирование всего района, окружавшего задуманный им архитектурный комплекс. В числе объектов, спроектированных им для застройки района, были и два необычных моста, опирающихся одними своими концами на берега Екатерининского канала и Мойки, а другими — на общую опору в середине Мойки. Тогда же впервые возникло название Трёхарочный мост, хотя официально за двумя частями композиции оставили те имена, которые носили находившиеся здесь раньше деревянные мостики — Мало-Конюшенный и Театральный.
Проект постройки новых чугунных мостов на месте старых деревянных разрабатывался в 1807—1829 при участии архитектора В. И. Гесте и инженера Е. А. Адама, предлагавших строить их как отдельные мосты. Им возражали архитекторы А. К. Модюи, В. И. Беретти, инженеры А. А. Бетанкур, П. П. Базен, В. К. Треттер и М. Г. Дестрем, которые предлагали объединить мосты в единый ансамбль, что и было в итоге реализовано.
Мосты были построены в 1829—1830 под руководством В. К. Треттера по проекту, в окончательном виде подготовленному Е. А. Адамом. Последний предполагал, что ограды и фонари мостов должны будут отличаться по оформлению, но Треттер настоял на том, что составляющие единую композицию мосты и оформлены должны быть единообразно.
Оба моста имеют по одному пролёту, перекрытому чугунными сводами из тюбингов. К Театральному мосту со стороны здания Главных императорских конюшен примыкает арка ложного Пешеходного моста. Длина первого моста — 18 метров, ширина около 15,5 м в середине и 19 м у концов; длина второго моста — 23 метра, при одинаковой ширине (около 15,6 м.)
В конце XIX и начале XX веков петербургскими инженерами и архитекторами неоднократно выдвигались предложения о сносе обоих мостов и возведении на их месте единого широкого моста-площади. К счастью, ни один из этих проектов не был утвержден. Исторический облик мостов сохранён до наших дней без существенных изменений. Только в 1936 году в ходе капитального ремонта мосты подверглись незначительной модернизации: мостовое полотно было заасфальтировано, а тротуары отделены от проезжей части высокими гранитными поребриками. В ходе реставрации 1952 года был восстановлен декор фонарей и оград. Последний раз мостовой ансамбль реставрировался в 2001: тогда мостовое полотно было заново вымощено отёсаным камнем, а автомобильное движение по мостам прекращено.
Это заготовка статьи о Санкт-Петербурге. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Мало-Конюшенный мост.