17-10-2023
|
|
Мальчик, извлекающий занозу, ок. 50 г. до н. э. | |
Spinario | |
бронза. Высота: 73 см. | |
Капитолийские музеи, Рим |
«Мальчик, вытаскивающий занозу», «Мальчик, извлекающий занозу» (Spinario; Fedele, Fedelino) — римская бронзовая статуя сер. I в. до н. э., копия эллинистической греческой статуи III в. до н. э. Находится в Риме в Капитолийском музее (Зал торжеств, MC 1186). Изображает обнажённого мальчика, вытаскивающего шип из своей левой ноги, сидя на камне, что, вероятно, является отсылкой к сельской атмосфере, идиллии, известной по эллинистической поэзии[1].
Содержание |
В XVIII веке её называли «Верный» (Il Fedele), увязывая со следующим историческим анекдотом из римской истории: будто бы Марций, пастух из провинции Виторкиано недалеко от Витербо, был послан, чтобы предупредить римлян о наступлении врагов. Страдая от раны в ступне, вызванной занозой, он не остановился, пока не достиг Капитолия, после чего он скончался от спазма, вызванного раной.
Мифологические толкователи выдвигают версию, что изображенный мальчик — Локр, сын Зевса и Маэры (дочери Протея), который является предком локрийцев. Согласно преданию, он был получил ранение вблизи будущей Локриды, увидел во сне пророчество и основал город.
В Средневековье шип являлся символом первородного греха, так что мальчик аллегорически толковался, как грешник, пытающийся спастись.
Статуя уникальна тем, что она не терялась из виду во времена Средних веков, всегда оставаясь доступной для обозрения (в отличие от многих других антиков, которые с триумфом будут извлекать из земли во время Ренессанса).
«Мальчик» был одной из первых римских статуй, которые принялись копировать на заре Возрождения. Одну копию заказала для себя Изабелла д’Эсте, другая (в натуральную величину) была отлита Антонелло Гаджини для фонтана в Мессине. Якопо Сансовино повторил скульптуру для Франциска I; посредником при дарении выступил Бенвенуто Челлини. Гипсовые слепки распространились по всей Европе; один из них изображён на натюрморте «малого голландца» Питера Класа.
Мраморный вариант скульптуры, найденный на Эсквилине, попал в собрание Медичи и сейчас выставлен в Уффици. Будучи весьма популярен при дворе Лоренцо Великолепного он, по-видимому, вдохновлял не только Брунеллески, но и Мазаччо. Археологические раскопки XIX и XX веков позволили выявить новые варианты этой скульптурной композиции (один из них — в Британском музее).
Копия скульптуры также расположена на Украине в АР Крым в заповеднике Никитского ботанического сада.
Мальчик, вытаскивающий занозу.