Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Морозов, Сергей Тимофеевич

21-07-2023

Серге́й Тимофе́евич Моро́зов (27 июля (8 августа1860, Москва — 11 декабря 1944, Париж) — русский предприниматель из московской купеческой династии Морозовых, меценат, организатор московского Музея кустарных изделий. Потомственный почётный гражданин, коллежский асессор. Директор-распорядитель Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°», однако «из-за своей нервной болезни не пожелал заниматься делом, а всецело отдался работе по Кустарному музею, на что тратил большие деньги, чтобы выдвинуть кустарное производство на надлежащую высоту по выработке и изяществу» [1].

Содержание

Семья

Отец — Тимофей Саввич (1832—1889), купец 1-й гильдии, председатель правления Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°», председатель Московского Биржевого комитета в 18681878. Мать, Мария Фёдоровна, урождённая Симонова, (1830—1911) — дочь состоятельного московского купца-старообрядца.

Женился Сергей Тимофеевич уже пожилым человеком на Ольге Васильевне Кривошеиной (1866—1953), младшей сестре известного государственного деятеля А. В. Кривошеина. Детей у них не было.

Учёба

Сергей Морозов, окончил в 1881 Московскую 4-ю гимназию вместе с братом Саввой, поступил на университетское отделение Московского лицея в память цесаревича Николая, затем учился на юридическом факультете Московского университета и в 1887 году вышел из него кандидатом права.

Кустарный музей

Музей кустарных изделий (Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства) был основан в 1885 году Московским губернским земством. Первоначально здание музея разместилось во флигеле особняка В. Я. Лепешкиной на углу Знаменки и Ваганьковского переулка (не сохранился). В 1890 году С. Т. Морозов принимает должность заведующего Кустарным музеем и в 1903 году переводит музей в специально оборудованное здание в Леонтьевском переулке, д. 7 (С. Т. Морозов купил 2-этажное здание у А. И. Мамонтова и значительно расширил его). Музей существовал не только на средства земства, но и на личные средства почетного попечителя музея Сергея Тимофеевича Морозова.

В 1910 году предложил радикальную программу переустройства кустарного дела Московского земства, важной составляющей которой являлась реорганизация Кустарного музея, в котором создавались три самостоятельных подразделения: бюро по содействию промыслам, торговое отделение и «Музей образцов». Во главе «Музея образцов» — своеобразной художественно-экспериментальной лабораторией, стоял художник Н. Д. Бартрам. В задачи этого отдела входила собирательная работа, популяризация промыслов, контакты с мастерами, организация выставок и разработка образцов изделий для промыслов. Важнейшим направлением в работе Кустарного музея являлся поиск новых форм развития для кустарных промыслов. Наиболее яркие в художественном отношении центры промыслов становятся теперь объектами творческой поддержки Кустарного музея.

Одной из главных целей Кустарного музея С. Т. Морозов считал улучшение снабжения кустарей образцами и рисунками, с помощью которых совершенствовались изделия промыслов. В связи с этим он начинает пополнять коллекцию музея на свои средства, собирая памятники русской старины — декоративно-прикладное искусство ХVII-ХIХ вв. Собранные образцы, концентрирующие в себе общеэстетические свойства русской традиционной культуры, являлись образцами для художников, разрабатывающих на их основе эскизы новых изделий. Сергей Морозов ставил целью, наряду с экономическим укреплением промыслов, сохранить особенности кустарных изделий — их национальный характер, традиции древней культуры. Н. Д. Бартрам и работавшие с ним художники целенаправленно занимались поисками новой функции и нового культурного содержания традиционных промысловых вещей в сочетании с совершенствованием их потребительских свойств.

После Октябрьской революции кустарный музей был переименован в Музей народного искусства им. Сергея Тимофеевича Морозова — НИИ художественной промышленности (ныне Фонд народных художественных промыслов РФ).

Меценат

В 1898 вместе с братом Саввой и другими московскими купцами-меценатами учредил Общедоступный театр (внес 2000 руб.), будущий Московский художественный театр. В 1900 году состоял при Художественном музее имени императора Александра II, Стрекаловской школе для портных, Строгановском центральном училище технического рисования, в Комитете по устройству музея изящных искусств, проживал в собственном доме на Поварской.[2] Был членом-учредителем Комитета для устройства Музея изящных искусств при Московском университете (1898). Известен портрет Сергея Морозова работы А. С. Голубкиной. Финансировал журнал «Мир искусства». Оказывал поддержку И. И. Левитану [3], сам писал пейзажи. Интересовался музыкой.

На средства С. Т. Морозова в Старо-Екатерининской больнице архитектором А. И. Германом выстроено здание родовспомогательного приюта его имени на 74 койки (открыт 15 мая 1909 года).[4]

Эмиграция и смерть

В 1925 вместе с женой покинул Россию. Супруги Морозовы проживали во Франции, скончались в Париже. Похоронены на старом участке кладбища Сент-Женевьев-де-Буа (могила № 848).

Литература

  • Бурышкин П. А. Москва купеческая. М. 1991 / Комментарий Г. Н. Ульяновой, М. К. Шацилло.
  • Сергей Тимофеевич Морозов и московский Кустарный музей. Первые Морозовские чтения. Сборник докладов. Ногинск, 1996.
  • Российская музейная энциклопедия. М., 2001, т. 2, с.7-8.

Примечания

  1. Н. А. Варенцов. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. М., НЛО, 2001, с. 514, 807.
  2. Вся Москва: 1901. с. 294.
  3. Т. П. Морозова, И. В. Поткина. Савва Морозов. М., 1998, с. 29.
  4. П. В. Власов. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001, с. 76, 181.

Морозов, Сергей Тимофеевич.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84