21-06-2023
Народный комиссариат юстиции (Наркомюст, НКЮ) — государственный орган РСФСР и СССР, осуществлявший общее руководство судебными учреждениями. Наркомат юстиции был организован одновременно с другими народными комиссариатами в первые дни Октябрьской революции декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым 2-м Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года.
Содержание |
8 ноября 1917 г. Народным комиссаром юстиции был назначен И. З. Штейнберг. 16 июня 1918 г. Народным комиссаром юстиции был назначен П. И. Стучка. В августе 1918 г., после ухода П. И. Стучки (возглавлявшего с конца 1918 г. Советское правительство Латвии), наркомом юстиции назначается Д. И. Курский, который занимал этот пост до 1928 года.
Народный комиссар юстиции РСФСР одновременно являлся Прокурором РСФСР. Верховный суд РСФСР, как и прокуратура, входил в состав аппарата Наркомюста, а председатель Верховного суда одновременно являлся заместителем Народного комиссара юстиции.
На Наркомюст были возложены следующие задачи:
Наркомюсту в 1917 г. пришлось сразу сломать весь аппарат прежнего Министерства Юстиции и Суда Российской империи. На Наркомюст была возложена обязанность построить новую правовую систему и новую юстицию, а равно и заменять в смысле судебного контроля в общегосударственном масштабе упраздненный Правительственный Сенат.
Одновременно на Наркомюст перешли обязанности Государственного совета Российской империи, его Особого Отдела и Сената по составлению и опубликованию декретов и по кодификации законов.
До 1936 г. действовали только республиканские наркоматы юстиции. НКЮ союзных и автономных республик осуществляли надзор за судебной практикой всех судебных органов данной республики, опротестовывая и направляя через прокурорский надзор неправильный приговор или решение, вынесенное любым судом на территории республики. В области организационной на НКЮ союзных и автономных республик было возложено: общее руководство, организация, ревизия и инструктирование всех судебных учреждений республики, нотариатов, судебных исполнителей, защиты, организуемых при НКЮ бюро бухгалтерских экспертиз и учебных заведений, находящихся в ведении НКЮ союзных республик. Надзор за судебной политикой по конкретным делам осуществлялся верховными судами союзных республик, областными, краевыми судами по принадлежности и прокуратурой.
20 июля 1936 года ЦИК и СНК СССР было принято постановление об организации союзно-республиканского НКЮ СССР. Одновременно с организацией союзного НКЮ был разрешен вопрос об окончательном отделении от НКЮ прокуратуры, общее руководство которой ранее осуществлялось через НКЮ союзных республик. С момента организации союзной Прокуратуры[1] руководство прокуратурами осуществлялось прокуратурой Союза ССР. Согласно Конституции Союза ССР 1936 г. и «Положению о Народном комиссариате юстиции Союза ССР», принятому ЦИК Союза ССР 08.12.1936 г.[2], на НКЮ Союза ССР были возложены организация и руководство деятельностью судебных учреждений на территории Союза ССР. Было постановлено, что в целях осуществления этих задач НКЮ СССР:
Во главе НКЮ СССР стоял народный комиссар, имевший двух заместителей, при Наркомате действовал Совет. В составе НКЮ образовывались:
Надзор за судебной работой по конкретным делам на территории СССР осуществлял Верховный суд СССР.
В 1946 г. НКЮ был преобразован в министерство.
Народный комиссариат юстиции // Большая Советская Энциклопедия / Главный Редактор О.Ю. Шмидт. — 1-е изд.. — М.: Государственный институт «Советская Энциклопедия», 1939. — Т. 41. — С. 223 - 224. — 45 500 экз.
Это заготовка статьи о Советском Союзе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Народный комиссариат юстиции СССР.