Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Наставник

08-07-2023

(перенаправлено с «Наставник»)
Перейти к: навигация, поиск
О наставничестве в Википедии смотрите страницу :Наставничество.

Наставничество — это отношения, в которых опытнее или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. Опыт и знания, относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться как особой профессиональной тематики, так и широкого круга вопросов личного развития. Сферы применения наставничества: адаптация молодых специалистов, услуги личного развития.

Наставником называют лицо, которое передает знания и опыт. В западной традиции такая личность называется mentor, по имени легендарного наставника сына Одиссея Телемаха. Того, кто перенимает опыт, в западной традиции называют protégé, apprentice (ученик в смысле средневековой цеховой системы), в 2000-е появилось слово mentee.

В англоязычной литературе широко употребительным является термин mentoring, который не имеет общего устоявшегося толкования[1]: упоминается до 50 различных дефиниций[2]. Из них самой употребляемой является следующая:

Менторство является процессом неформальной передачи знания, социального капитала и психологической поддержки, что воспринимаются как значимые для труда, карьеры или профессионального развития; менторство предполагает длительную неформальную коммуникацию между лицом, которое приобрело больший опыт и знания (ментором), и лицом, которое их требует (протеже).

В Европе наставничество известно по крайней мере со времен Древней Греции. С 1970-х эти практики распространяются в США преимущественно в образовательной среде[3], имеет там прочные связи с движением за свободные трудовые права для женщин и меньшинств[4] и описывается как «инновация в американском менеджменте»[5].

Историческая справка

Возраст наставляет молодежь (англ.:Age Teaching Youth). Акварель Уильяма Блейка

Своими корнями практики наставничества достигают доисторических времен. В первобытных обществах юноши, которые готовились к инициации, находились под наблюдением и набирали советы специально предназначенных для этого опытных старших членов племени. В античной литературе описаны практики наставничества древних персов и эллинов[6]. Ментор, персонаж Гомеровской Одиссеи, был оставлен смотрителем на Итаке, так как из-за старости не мог воевать против Трои, сама богиня Афина воплощалась в его облике, чтобы наставить Телемаха в трудных ситуациях.

Исторически значимые системы наставничества: традиция гуру из индуизма и буддизма, старейшины или старцы из раввинского иудаизма и христианства, ученичество в средневековой цеховой системе.

В СССР наставничество распространялось в системе профессионально-технического образования и производственного обучения, с 1950-х годов приобрело характер массового движения. Наставничество как одна из форм методической работы в средней школе определяется как помощь опытного учителя молодому специалисту или стажеру «адаптироваться к новым условиям деятельности, закрепить ряд необходимых в этих условиях первичных умений и навыков».

В контексте американского движения за равные трудовые права второй половины ХХ века., слово «ментор» и концепция карьерного наставничества вошли в обиход с другими терминами, касающимися социального капитала — такими как стеклянный потолок и бамбуковый потолок[7], нетворкинг, ролевая модель и гейткипер, — и служат для определения и преодоления проблем представителей меньшинств в достижении социального успеха. Мейнстрим в бизнес-литературе принял этот термин и концепт, провозглашая менторство путеводной звездой к успеху для всех, кто заботится о карьерном росте. Зародившись в специальной литературе в 1970-е, до середины 1990-х это понятие уже стало частью ежедневного словоупотребления в США, позже и в других странах[4].

В социальной работе с детьми применение практик наставничества упоминается с начала ХХ века. в США. С 1900-х годов существует Big Brothers Big Sisters of America, объединяющая добровольцев-наставников для различных категорий детей (в конфликте с законом, сироты, дети неизлечимо больных, военных и из неполных семей)[8]

Техники наставничества

Поскольку наставничество направлено на развитие всей личности, в нем могут быть применены самые разнообразные техники, чтобы дать надлежащий результат[9]. Исследование 1995 года, которое касалось применяемых в бизнесе техник менторства[10], выявило пять наиболее общих:

  1. Сопровождение: ментор выполняет учебные задачи вместе с тем, кто учится.
  2. Посев: техника, которая применяется для подготовки ученика к изменениям. Сказанное ментором может быть непонятным с первого взгляда, однако раскрывает свое значение и ценность, когда ситуация потребует определенного знания или умения.
  3. Катализация: в моменты, когда изменения достигают критического уровня, обучение может углубиться. Ментор может погрузить ученика просто в водоворот изменений, провоцируя новый способ мышления, изменения в идентичности и/или перестройку жизненных ценностей.
  4. Демонстрация: способ объяснения непонятного собственным примером, показом своих умений. Ментор показывает то, о чем говорит, показывает собственным поведением.
  5. Сбор урожая: применяется для замечания, осознание достижений, подведение итогов. В этом случае ментор задает вопрос: «Чему ты научился?», «Насколько это полезно?»

Различные техники могут быть использованы в зависимости от ситуации, типа мышления ученика. Истоки современных техник можно проследить в античных системах педагогики, от Сократового метода сбора урожая до метода сопровождения в обучении, который применяли странствующие плотники времён Средневековья[10].

Примечания

  1. 10.1007/s11162-009-9130-2.
  2. Parsloe E. Coaching and mentoring: practical methods to improve learning. — Kogan Page, 2000. — ISBN 978-0-7494-3118-1.
  3. 1 2 Laird Pamela Walker. Pull: Networking and Success since Benjamin Franklin. — Cambridge: Harvard University Press, 2006. — ISBN 9780674025530.
  4. {{{заглавие}}}. — P. 63–65.
  5. Наставництво як інструмент сучасної освіти (укр.). http://ena.lp.edu.ua/. “HUMANITIES & SOCIAL SCIENCES 2009” (HSS-2009), 14-16 MAY 2009, LVIV, UKRAINE (16.05.2009). Проверено 15 декабря 2016.
  6. Asian American and Pacific Islander Work Group Report. www.eeoc.gov. Проверено 1 января 2016.
  7. Big Brothers Big Sisters - 114 Years of History.
  8. Daloz, L. A. Effective Teaching and Mentoring. — San Francisco: Jossey Bass, 1990. — P. 20.
  9. 1 2 Aubrey, Bob. Working Wisdom: Timeless Skills and Vanguard Strategies for Learning Organizations. — Jossey Bass, 1995. — P. 23, 44–47, 96–97. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>: название «Aubrey1995» определено несколько раз для различного содержимого

Наставник.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84