08-07-2023
Наставничество — это отношения, в которых опытнее или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. Опыт и знания, относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться как особой профессиональной тематики, так и широкого круга вопросов личного развития. Сферы применения наставничества: адаптация молодых специалистов, услуги личного развития.
Наставником называют лицо, которое передает знания и опыт. В западной традиции такая личность называется mentor, по имени легендарного наставника сына Одиссея Телемаха. Того, кто перенимает опыт, в западной традиции называют protégé, apprentice (ученик в смысле средневековой цеховой системы), в 2000-е появилось слово mentee.
В англоязычной литературе широко употребительным является термин mentoring, который не имеет общего устоявшегося толкования[1]: упоминается до 50 различных дефиниций[2]. Из них самой употребляемой является следующая:
Менторство является процессом неформальной передачи знания, социального капитала и психологической поддержки, что воспринимаются как значимые для труда, карьеры или профессионального развития; менторство предполагает длительную неформальную коммуникацию между лицом, которое приобрело больший опыт и знания (ментором), и лицом, которое их требует (протеже).
В Европе наставничество известно по крайней мере со времен Древней Греции. С 1970-х эти практики распространяются в США преимущественно в образовательной среде[3], имеет там прочные связи с движением за свободные трудовые права для женщин и меньшинств[4] и описывается как «инновация в американском менеджменте»[5].
Своими корнями практики наставничества достигают доисторических времен. В первобытных обществах юноши, которые готовились к инициации, находились под наблюдением и набирали советы специально предназначенных для этого опытных старших членов племени. В античной литературе описаны практики наставничества древних персов и эллинов[6]. Ментор, персонаж Гомеровской Одиссеи, был оставлен смотрителем на Итаке, так как из-за старости не мог воевать против Трои, сама богиня Афина воплощалась в его облике, чтобы наставить Телемаха в трудных ситуациях.
Исторически значимые системы наставничества: традиция гуру из индуизма и буддизма, старейшины или старцы из раввинского иудаизма и христианства, ученичество в средневековой цеховой системе.
В СССР наставничество распространялось в системе профессионально-технического образования и производственного обучения, с 1950-х годов приобрело характер массового движения. Наставничество как одна из форм методической работы в средней школе определяется как помощь опытного учителя молодому специалисту или стажеру «адаптироваться к новым условиям деятельности, закрепить ряд необходимых в этих условиях первичных умений и навыков».
В контексте американского движения за равные трудовые права второй половины ХХ века., слово «ментор» и концепция карьерного наставничества вошли в обиход с другими терминами, касающимися социального капитала — такими как стеклянный потолок и бамбуковый потолок[7], нетворкинг, ролевая модель и гейткипер, — и служат для определения и преодоления проблем представителей меньшинств в достижении социального успеха. Мейнстрим в бизнес-литературе принял этот термин и концепт, провозглашая менторство путеводной звездой к успеху для всех, кто заботится о карьерном росте. Зародившись в специальной литературе в 1970-е, до середины 1990-х это понятие уже стало частью ежедневного словоупотребления в США, позже и в других странах[4].
В социальной работе с детьми применение практик наставничества упоминается с начала ХХ века. в США. С 1900-х годов существует Big Brothers Big Sisters of America, объединяющая добровольцев-наставников для различных категорий детей (в конфликте с законом, сироты, дети неизлечимо больных, военных и из неполных семей)[8].
Поскольку наставничество направлено на развитие всей личности, в нем могут быть применены самые разнообразные техники, чтобы дать надлежащий результат[9]. Исследование 1995 года, которое касалось применяемых в бизнесе техник менторства[10], выявило пять наиболее общих:
Различные техники могут быть использованы в зависимости от ситуации, типа мышления ученика. Истоки современных техник можно проследить в античных системах педагогики, от Сократового метода сбора урожая до метода сопровождения в обучении, который применяли странствующие плотники времён Средневековья[10].
<ref>
: название «Aubrey1995» определено несколько раз для различного содержимогоНаставник.