23-10-2023
Неприкасаемые | |
The Untouchables | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер |
Арт Линсон (англ.) |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
119 мин. |
Бюджет |
$25 млн |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0094226 |
«Неприкаса́емые» (англ. The Untouchables) — криминальная драма режиссёра Брайана Де Пальма.
Картина «Неприкасаемые» повествует о противостоянии группы специальных агентов ФБР и подпольной империи гангстера Аль Капоне в 1930-е годы в США. Фильм был создан по мотивам реальных событий, книги Элиота Несса и является римейком телесериала 1963 года, который шёл на канале ABC с 1959 по 1963 год[1].
Работа в «Неприкасаемых» считается одной из самых ярких ролей Кевина Костнера на начальном этапе его карьеры.
Премия Оскар (лучшая мужская роль второго плана), Золотой глобус, BAFTA и другие награды.
Содержание |
Действие фильма происходит в 1930 году в Чикаго. Аль Капоне путём шантажа и подкупа добился расположения всей верхушки администрации города, вплоть до мэра, и его подпольный бизнес процветает. Поставки подпольно производимого спиртного приносят ему наибольшую часть из теневых доходов. Фильм начинается с пресс-конференции, на которой мафиози нагло заявляет: он занят обычным бизнесом и даёт людям то, чего они хотят.
Агент ФБР Элиот Несс (Кевин Костнер) собирается положить конец деятельности теневого магната. Однако сделать это в условиях тотальной коррумпированности полицейских и чиновников нелегко. Информация о тайных рейдах спецагентов немедленно становится известной бандитам. Тогда Несс решает собрать насколько возможно независимую группу профессионалов с незапятнанной репутацией.
Пожилой опытный полицейский Джим Мэлоун (Шон Коннери), стрелок Джузеппе Петри (Энди Гарсиа) и бухгалтер Оскар Уоллес (Чарльз Мартин Смит) становятся командой, которую журналисты вскоре прозвали «Неприкасаемые». Им удаётся рейд на канадскую границу по перехвату партии спиртного, сильно подорвавший преступную деятельность Капоне. Подручные мафиози угрожают «неприкасаемым» и членам их семей, но они твёрдо стоят на своём.
Главной остаётся задача предъявить лидеру чикагской организованной преступности обвинение и выиграть дело в суде. Несмотря на все усилия, подобраться к Капоне не удаётся никак. Свидетели запуганы, а одна только попытка заговорить кончается смертью. Нессу становится известно, что Капоне уклоняется от уплаты налогов и можно попытаться взять его на этом. Капоне убирает свидетелей одного за другим и пытается спрятать своего бухгалтера Уолтера Пейна. После ожесточённой перестрелки Нессу и Стоуну удаётся сохранить свидетеля и доставить его в зал суда для показаний…
Тема гангстеров 1930-х годов и «сухого закона» давно и детально разработана в американском кино[2]. Брайану Де Пальма, которому не единожды доводилось касаться темы насилия и организованной преступности, в данном случае довелось поработать со звёздным ансамблем. Автор сценария — лауреат Пулитцеровской премии Дэвид Мэмет. Музыку написал Эннио Морриконе. Художник по костюмам Джорджо Армани. Фильм, несмотря на это, получил противоречивые отклики. Критика, особенно англоязычная, весьма прохладно отозвалась о творении Де Пальмы.
Роджер Эберт (Chicago Sun) отметил, что фон и стиль в фильме намного интереснее сюжета[3]. Не заметно, что сценарист «Неприкасаемых» — сам Мэмет[4]. Нет присущей ему глубокой проработки персонажей[5]. Впрочем, такой классический мастер слова не смог бы спасти столь кичевую (pulp) постановку[6]. Режиссёр и оператор чрезмерно пристально фокусируются на исторических костюмах, великолепных декорациях и автомобилях. Атмосфера и дух 1930-х в картине переданы хорошо, но нет напряжения и накала, характерных для классических постановок, описывающих гангстерскую эпоху. Винсент Кэнби (New York Times) назвал фильм «анемичным»[2]. Елена Карцева высказалась о картине как о поверхностной, но весьма важной в фильмографии Брайана Де Пальмы соответственно масштабу поднятых проблем организованной преступности и коррупции[7].
Кровь в картинах Брайана Де Пальмы играет свою особенную роль. В «Неприкасаемых» это не та алая, фонтанирующая кровь из «Кэрри», «Лица со шрамом» или «Бритвы». Здесь она тёмно-вишнёвая, дающая суровый настрой — густая и зловещая кровь.
Оригинальный текст (англ.)Blood is De Palma's medium… But the blood in "The Untouchables" isn't the scarlety, pop blood of "Carrie" or "Scarface" or "Dressed to Kill." It's dark, black-cherry-red blood, blood that's meant to be taken seriously -- rich, portentous, mythic blood.
— Хэл Хинсон[6]
Блестящий подбор актёров незначительно вытягивает картину. Роджер Эберт и критик Washington Post Хэл Хинсон назвали работу Роберта де Ниро редкой осечкой мастера. Образу Аль Капоне не хватает аутентичности, актёр играет гангстера, словно «на автопилоте»[4]. Так же отозвались и о работе Кевина Костнера[6]. Воплощённый им персонаж выглядит «ходульным», а типаж актёра не совсем соответствует образу[5]. Удачей картины стала исполненная Шоном Коннери роль агента Малоуна, закономерно принёсшая актёру премию «Оскар». Второстепенный, по замыслу, персонаж затмевает коллег по экрану. Выпуклая и убедительная роль связывает воедино команду и придаёт достоверности происходящему на экране[8].
При оценке «Неприкасаемых» имели место и вполне благожелательные отзывы[9]. Журнал Time включил фильм в число лучших картин 1987 года[10]. Ресурс Rotten Tomatoes дал фильму рейтинг 81 %[11].
Сцену перестрелки на вокзале, парафраз из «Броненосца „Потёмкина“» — Сергей Кудрявцев назвал кинематографической классикой, отметив выразительность изобразительного языка режиссёра[12]. Винсент Кэнби также дал высокую оценку работе художника-постановщика, «прекрасной настолько, что захватывает дыхание»[2].
Некоторые сцены в фильме, с нарочитым и даже несколько карикатурным разделением на «хороших» и «плохих», стали сюрпризом для критиков[3][4]. Так, эпизод, в котором Мэлоун для психологического эффекта расстреливает уже мёртвое тело, несколько выпадает из сюжетной канвы. Нельзя назвать удачной находкой затянутую концовку. Фильм вполне можно было заканчивать на сцене перестрелки на вокзале, но режиссёр на этом не остановился[2].
Зрителей в фильме привлёк разумный баланс между насилием и мелодраматическим началом, что не совсем характерно для Брайана де Пальма — известного апологета жестокости на экране[13].
Картина была тепло принята публикой и собрала богатый урожай наград и премий. Она многократно окупилась, собрав свыше $76 млн только в домашнем прокате. В стартовый уикенд касса фильма составила свыше $10 млн, что было 2-м показателем в 1987 году[14]. После успеха картины Де Пальма собрался снимать продолжение — приквел «The Untouchables: Capone Rising», но фильм пока не запущен в производство[15][16].
Чикаго 1920—1930-х годов давно стал благодатной темой для сюжетов многих фильмов из тематики «гангстерская сага». Отзываясь о собственном фильме, Де Пальма в интервью говорил о внесённом им вкладе в американскую мифологию[17]. Завязка сюжета о специальной команде агентов ФБР основана на реальных фактах, но большинство неточностей берёт начало ещё из сериала 1960-х годов. В угоду зрелищности в фильме сильно сгущены краски. Так, на самом деле в команде было не четверо, а одиннадцать человек, и все остались живы, после того как Капоне отправили за решётку[18][19].
Фрэнк Нитти (англ.), которого сыграл в фильме «эталонный» кинозлодей Билли Драго, в реальности был не боевиком, а скорее менеджером и «мозгом» банды. В настоящей жизни Фрэнк Нитти не погиб от руки Элиота Несса, как это показано в фильме. После того как Аль Капоне посадили, он возглавил гангстерскую империю Капоне, и скончался в 1943 году в результате самоубийства[4][20].
Судебный процесс в корне отличался от того, что изображено на экране. Прежде всего, Несс вообще не принимал участия в суде. Отказавшись от предложенной адвокатом сделки, судья, проявив инициативу, приговорил Капоне к максимально возможному сроку (10 лет за уклонение от налогов и 1 год за неуважение к суду)[19].
Целый ряд фильмов, книг, сериалов (была также выпущена компьютерная игра по мотивам Untouchables) сделали из агента Несса вымышленного героя, весьма популярного в англоязычных странах[21][22].
Награда | Кому присуждена |
---|---|
1988 Победа: премия Оскар | |
Лучшая мужская роль второго плана | Шон Коннери |
Номинация: | |
Лучший дизайн костюмов | Мэрилин Венс |
Лучшая музыка | Эннио Морриконе |
Лучшая работа художника-постановщика | Патриция фон Брендстейн, Уильям Элиот, Хэл Гаусман |
1988 Победа: премия Золотой глобус | |
Лучший актёр второго плана | Шон Коннери |
Номинация: | |
Лучшая музыка к фильму | Эннио Морриконе |
1988 Победа: премия BAFTA | |
Лучшая музыка к фильму | Эннио Морриконе |
Номинация: | |
Лучший актёр второго плана | Шон Коннери |
Лучший дизайн костюмов | Мэрилин Венс |
Лучший дизайн декораций | Уильям Элиотт |
Награда | Кому присуждена |
---|---|
1988 Победа: премия ASCAP | |
самые высокие кассовые сборы (top box office film) |
|
1988 Номинация: премия Сезар | |
лучший иностранный фильм | Брайан Де Пальма |
1988 Победа: Грэмми | |
лучший альбом на основе саундтрека к фильму |
Эннио Морриконе |
1988 Победа: «Серебряная лента» итальянский синдикат киножурналистов | |
Лучшая музыка к фильму | Эннио Морриконе |
1987 Победа: премия Национального совета кинокритиков США | |
лучший актёр второго плана | Шон Коннери |
1988 Победа: гильдия киносценаристов США | |
лучшая работа сценариста | Дэвид Мэмет |
Фильмы Брайана Де Пальмы | |
---|---|
1960-е | Убийство а ля Мод • Приветствия • Свадебная вечеринка |
1970-е | Дионис • Хай, мамаша! • Надо знать, где твой кролик • Сёстры • Призрак рая • Кэрри • Наваждение • Ярость |
1980-е | Домашние фильмы • Бритва • Прокол • Лицо со шрамом • Двойник тела • Толковые ребята • Неприкасаемые • Военные потери |
1990-е | Костёр тщеславия • Воспитание Каина • Путь Карлито • Миссия невыполнима • Глаза змеи |
2000-е | Миссия на Марс • Роковая женщина • Чёрная орхидея • Без цензуры |
Неприкасаемые (фильм, 1987).