Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Оратория

23-10-2023

Орато́рия (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Содержание

История

Оратория зародилась в конгрегации ораторианцев. Собрания их, в которых пелись «Laudes spirituales» (лауды), происходили в отдельном помещении при церкви, называвшемся ораторий (oratorium). Это название перешло и на музыку, исполнявшуюся в этом помещении. Оратория развилась одновременно с оперой и была задумана в виде противовеса последней, с её нехристианскими сюжетами; но главное назначение оратории — не сцена, а эстрада. Старейшей ораторией считается «Rappresentazione di anima е di corpo», написанная Эмилио дель Кавалиери (1600 г.). Однако с равным успехом это произведение можно считать оперой на духовный сюжет, поскольку произведение исполнялось в костюмах и с театральными декорациями. Первым классиком жанра стал Джакомо Кариссими, который называл свои произведения не ораториями, а «историями» (наиболее знаменита «История Иеффая», около 1650). «Истории» Кариссими основаны на библейских и евангельских сюжетах; их тексты написаны на латинском языке, но не являются точными цитатами из Священного писания. Повествование ведет Рассказчик (Historicus), от первого лица выступают персонажи, исполняющие небольшие монологи (арии) и диалоги.

Выдающимися композиторами в области старинной оратории были Лео и Хассе. Старинная оратория делилась на две части, в отличие от оперы, делившейся на три акта. Хоровая часть в оратории имела большое значение, хотя допускалось и пение соло. Оратории давали именно в те дни, когда оперные представления были запрещены. Оратория получила новый характер при Генделе; не говоря уже о внешней форме (деление на три части), в особенности увеличилось число арий. Духовные музыкально-драматические произведения Шютца и И. С. Баха, возникшие в протестантской церкви, не схожи по форме с ораторией, возникшей в церкви католической, но тем не менее многие также их называют ораториями. К авторам ораторий относятся ещё Граун, К. Ф. Э. Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен.

В XIX веке жанр развит Мендельсоном. В XIX веке появилось понятие светской оратории, например, музыкально-драматические произведения Шумана, не предназначенные для сцены («Странствование розы», «Рай и Пери»). Немногочисленны русские оратории XIX века (С. Дегтярёв — автор первой русской оратории, Н. Заремба, А. Рубинштейн).

Большого размаха ораториальный жанр получил в советское время. Одним из выдающихся произведений той эпохи была «Патетическая оратория» Георгия Свиридова. Среди современных[когда?] авторов ораторий — церковнослужитель Митрополит Иларион (Алфеев).[источник не указан 110 дней]

См. также

Библиография

Ссылки

  • Полные либретто опер и ораторий на русском языке



Оратория.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84