19-10-2023
Нинель Петрова | ||||
Имя при рождении: |
Нинель Александровна Петрова |
|||
---|---|---|---|---|
Дата рождения: | ||||
Место рождения: | ||||
Профессия: | ||||
Гражданство: | ||||
Годы активности: |
с 1944 — по наст. время |
|||
Театр: | ||||
Награды: |
|
Внешние изображения | |
---|---|
Нинель Петрова (1977 г.) |
Нине́ль Алекса́ндровна Петро́ва (род. 15 марта 1924, Ленинград) — советская и российская балерина, балетный педагог. Народная артистка России (1999)[1]. Заслуженный деятель искусств России (1993).
Нинель Александровна Петрова родилась 15 марта 1924 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург)[2]. С 4 лет мечтала стать балериной. [3] Этому решению способствовало общение с матерью Веры Фокиной, известной танцовщицы и жены знаменитого балетмейстера М. М. Фокина, проживавшей по соседству. [3]Атмосфера, в которой прошли детские годы Петровой, повлияла и на её младшую сестру Елену, впоследствии ставшую танцовщицей лирико-характерного плана. [3] В возрасте 9 лет Нинель Петрова поступила в школьную хореографическую группу известного педагога С. Миримановой[3], которая посоветовала ей поступать учиться в Ленинградское хореографическое училище.
В 1934 году[3] поступила в Ленинградское хореографическое училище, в котором училась с отличием у выдающихся педагогов Е. П. Снетковой-Вечесловой, Е. В. Ширипиной и Н. А. Камковой, а в выпускном классе — у самой А. Я. Вагановой[3]. В 1944 году на выпускном спектакле в одноактном балете «Ромео и Джульетта» хореографа Л. В. Якобсона на музыку П. И. Чайковского начинающая балерина исполнила партию Джульетты.[3] В ученической работе ярко проявилась основная черта дарования Петровой — светлая, одухотворённая лирика. [4] Это свойство творческой индивидуальности артистки и определило в дальнейшем круг её ролей. [4]
В 1944—1969 годах танцевала на сцене ЛАТОБ им. С. М. Кирова, в котором её постоянным педагогом-репетитором стала Т. М. Вечеслова[3]. Исполняла ведущие партии в балетах хореографов Л. В. Якобсона, Р. В. Захарова, В. И. Вайнонена, В. М. Чабукиани, Л. М. Лавровского, Ю. Н. Григоровича, и др.[2][3] [5] Часто танцевала со своим мужем Аскольдом Макаровым (например, в балетах «Бахчисарайский фонтан», «Спартак», «Отелло», «Конёк-Горбунок»), впоследствии их сотрудничество продолжилось в театре «Хореографические миниатюры». [3][5]На протяжении всей творческой деятельности много работала за рубежом. [5]
Нинель Петрова с большим мастерством исполняла партии лирических героинь. [5][4]Лирико-драматическая танцовщица высокой артистической культуры и одухотворённости, Петрова тонко передавала стилистику произведений. [2][5]Лучшими партиями балерины стали Фея Сирени («Спящая красавица»), Жизель, Джульетта, Мария («Бахчисарайский фонтан»), Фригия («Спартак»), Нина («Маскарад»). [3][5][4]В каждой из этих партий танец Петровой овеян чистотой и поэтичностью, соткан из прозрачных ажурных движений. [4] Балерина наделяла своих героинь романтической приподнятостью, душевной нежностью, тонким изяществом, человеческой чистотой и цельностью.[3][4]
Нинель Петрова — танцовщица по призванию, ярко, виртуозно танцевала во многих балетах классического и современного репертуара. Прелестное лицо танцовщицы напоминало лица мадонн в итальянской живописи эпохи Возрождения. «Идёт одна. Тиха, стройна. И улыбнётся словно невзначай», — кажется, так сказано у поэта. Будто о ней! Образы Невесты, юной Жены и Матери, Подруги, Спутницы жизни могли стать и становились символами её миссии в искусстве. Естественным путём, без подчёркнутости и натуги, поэтизировалась Избранница, стойко противостоящая злу. Такая женственность словно бы ступала на сцену из волшебной сказки и заставляла верить, что в реальной жизни всякое бывает. Обыкновенным людям надо бы лишь терпеливо разглядеть в себе сокровенное.
Танец Петровой овеян чистотой и поэтичностью. Петрова — актриса думающая. Она пытливо, глубоко проникает в существо образа. Актриса хорошего вкуса, обладающая чувством меры.
Сильная сторона дарования Нинель Петровой — не в виртуозной технике, не в сверкающих фуэте, не в замирающих в воздухе полётах, а в той особого рода одухотворённой выразительности, которая позволяет средствами танца и пантомимы создавать правдивые образы, волнующие и увлекающие зрителей своей поэтичностью.— Л. Энтелис[8]
В 1969—1971 годах Нинель Александровна Петрова являлась педагогом Ленинградского хореографического училища. [2][4]В 1976—2001 годах являлась главным педагогом-репетитором театра «Хореографические миниатюры». [2][4]С 1977 года — доцент.[2][4] На балетмейстерском отделении ЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова с 1971 года вела курс «Изучение спектаклей классического наследия», с 1971 года по настоящее время преподаёт актёрское мастерство и искусство репетитора. [2][5][4]
Внешние изображения | |
---|---|
Н. Петрова в балете «Шопениана» | |
Н. Петрова (Джульетта) в балете «Ромео и Джульетта» | |
Н. Петрова (Нина) в балете «Маскарад» | |
Н. Петрова (подруга Раймонды) в балете «Раймонда» |
Внешние изображения | |
---|---|
Н. Петрова (Мария) в балете «Бахчисарайский фонтан» | |
Н. Петрова (Фригия) в балете «Спартак» | |
Н. Петрова (Уличная танцовщица) в балете «Дон Кихот» |
Ученицы Вагановой | |
---|---|
1923 | |
1925—1926 | |
1928 | |
1929—1930 | |
1931 | |
1932 | |
1933—1935 | |
1937 | |
1940—1944 |
Бюбюсара Бейшеналиева • Лидия Гончарова • Нинель Петрова • Ираида Утрецкая • Нонна Ястребова |
1947 | |
1948 | |
1950—1951 |
Петрова, Нинель Александровна.