Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Поликарпов, Николай Николаевич

23-10-2023

Николай Николаевич Поликарпов
Н. Поликарпов (1941 г.)
Дата рождения:

28 мая (8 июня) 1892(1892-06-08)

Место рождения:

село Георгиевское,
Ливенский уезд,
Орловская губерния,
Российская империя

Подданство:

 Российская империя
 СССР

Дата смерти:

30 июля 1944(1944-07-30) (52 года)

Место смерти:

Москва, СССР

Награды и премии:

Никола́й Никола́евич Полика́рпов 28 мая (8 июня1892 года — 30 июля 1944) — российский и советский авиаконструктор, глава ОКБ-51 (впоследствии — ОКБ Сухого), Герой Социалистического Труда, кавалер двух Орденов Ленина, лауреат двух Сталинских премий.

Содержание

Ранние годы

Родился в селе Георгиевском (ныне Калинино) Ливенского уезда Орловской губернии, в семье сельского священника. Закончив Ливенское Духовное училище, учится в Орловской семинарии, которую, однако, не заканчивает: сдав экстерном экзамены за курс гимназии, он в 1911 году поступает на механическое отделение Петербургского политехнического института, а с 1914 года, увлекшись авиацией, занимается на воздухоплавательных курсах при кораблестроительном отделении института.

В 1916 году, после защиты дипломного проекта, получает направление на авиационное отделение Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ), где до 1918 года под руководством выдающегося русского конструктора И. И. Сикорского работает заведующим производством. Участвует в постройке самолёта «Илья Муромец».

Работа в советской России

Вскоре после революции 1917 Сикорский эмигрирует, Поликарпов остался в России. С 1918 работал на заводе «Дукс» (авиазавод № 1), где до 1923 года руководил техническим отделом.

В 1923 году под руководством Поликарпова созданы первый отечественный истребитель И-1 (ИЛ-400) и самолёт-разведчик Р-1, в 1927 году — истребитель И-3, в 1928 году — разведчик Р-5 и учебный самолёт У-2 (По-2).

Арест и работа в тюремном КБ

В ноябре 1929 года был арестован ОГПУ по обвинению в «участии в контрреволюционной вредительской организации» и без суда приговорен к смертной казни[1]:97. После двух месяцев ожидания расстрела, в декабре того же года (без отмены или изменения приговора) его направляют в «шарашку» — Особое конструкторское бюро (ЦКБ-39 ОГПУ), организованное в Бутырской тюрьме, а затем переведенное на Московский авиазавод № 39 им. В. Р. Менжинского. Здесь совместно с Д. П. Григоровичем в 1930 году он разработал истребитель И-5, который находился на вооружении 9 лет.

В 1931 году коллегия ОГПУ[2] приговорила Поликарпова к десяти годам лагерей. Но после удачного показа Сталину, Ворошилову и Орджоникидзе самолета И-5, (пилоты — Чкалов и Анисимов), было решено считать приговор в отношении Поликарпова условным. В июле того же года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии группы лиц, в том числе Поликарпова. Только в 1956 году — через 12 лет после смерти конструктора — Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила прежнее решение Особого совещания при Коллегии ОГПУ и прекратила дело в отношении Поликарпова.

Дальнейшая работа

Первый лист анкеты
Н. Н. Поликарпова

В мае 1931 года Н. Н. Поликарпов получил назначение на должность заместителя начальника бригады № 3 ЦКБ-ЦАГИ П. О. Сухого.

В 1933 году начальник бригады № 2 ЦКБ на базе авиазавода № 39 руководителем которого (ЦКБ) был С. В. Ильюшин.

С 1938 года Главный конструктор КБ, размещённого на территории авиазавода № 156, а затем на заводе № 1.

Конец КБ Поликарпова

В 1939 Поликарпов был направлен в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода Павел Воронин и главный инженер П. В. Дементьев выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе Михаила Гуревича) и организовали новый Опытный конструкторский отдел, а по сути — новое КБ, под руководством Артема Микояна[3]. Заодно Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности (НКАП) на утверждение перед своей поездкой в Германию. Затем под Поликарпова в старом ангаре на окраине Ходынки был создан новый государственный завод № 51, не имевший никакой собственной производственной базы и даже здания для размещения КБ (в настоящее время — ОКБ и опытный завод им. П. О. Сухого, которому производство было передано после смерти Поликарпова). Даже на этом небольшом (по сравнению с предыдущим) заводе до эвакуации, на малой площадке в Новосибирске и после эвакуации были созданы опытные и предсерийные лучшие истребители времен Второй Мировой войны — И-185 и другие.

Самолеты Поликарпова

Руководил созданием истребителей Поликарпов И-15 (1934), И-16 (1933), И-153 («Чайка», 1939), которые создали основу отечественной истребительной авиации в предвоенные годы. Под руководством Поликарпова в 19381944 сконструированы опытные военные самолёты И-180, И-185, ИТП, И-190, ТИС и др. На самолётах Поликарпова совершён ряд дальних перелётов, установлен мировой рекорд высоты. Под его руководством работали многие талантливые инженеры, включая В. К. Таирова.

Завершение карьеры и кончина

С 1943 года Н. Н. Поликарпов — профессор Московского авиационного института. Скончался в 1944 году от рака желудка. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Интересные факты

В авиационных кругах Н. Н. Поликарпова называли «королем истребителей»: на протяжении почти 10 лет советскую истребительную авиацию вооружали исключительно его машинами[4].

Награды

Память

Внешние изображения
Памятник Поликарпову в Орле
Надгробие Н. Н. Поликарпова на Новодевичьем кладбище
  • На территории «ОКБ Сухого» создан мемориал, посвященный Николаю Николаевичу Поликарпову, где ему установлен памятник.
  • На доме, где жил Поликарпов (Малый Патриарший переулок, 5), и на здании Московского авиационного института — установлены мемориальные доски.
  • На родине конструктора в Орле установлен памятник, где Николай Николаевич сидит на табурете и держит в руке модель самолёта, под табуреткой лежат чертежи самолета. Памятник установлен в одноименном сквере, располагающемуся по соседству с Технологическим институтом Госуниверситета.
  • Памятники Н. Н. Поликарпову установлены также в Москве и Ливнах Орловской области.
  • В селе Калинино (бывшее Георгиевское) Орловской области создан мемориал и музей Поликарпова.
  • Технологическому институту ГУ-УНПК (бывший машиностроительный техникум при политехническом институте) присвоено имя Н. Н. Поликарпова.
  • Его именем назван пик на Памире, площадь и улица в Орле, улицы в Москве (Улица Поликарпова, с 1967 года) и Ливнах.
  • Аллея в Санкт-Петербурге, в Приморском районе.

См. также

Примечания

  1. Николай Николаевич Поликарпов. Книга-альбом. / Авторы-составители: А. В. Коршунов, В. П. Иванов, А. Ю. Максимов, А. П. Олейников. Под общей редакцией А. П. Олейниковой.. — Орёл: Издательство Орловской государственной телерадиовещательной компании, 2002. — 292 с. — 1000 экз. — ISBN 5-86615-018-2
  2. Внесудебный орган репрессий (См. также Правосудие в СССР)
  3. Младший брат Анастаса Микояна
  4. А. С. Яковлев. «Цель жизни» М: Политиздат, 1973

Ссылки

  • Поликарпов Николай Николаевич — статья из Большой советской энциклопедии
  • Новосибирская Книга Памяти | ПОЛИКАРПОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
  • Неудобный Поликарпов. Документальный фильм, 2008, ООО "Студия «Объектив», Режиссер: Игорь Григорьев
  • «Два неба конструктора Поликарпова», «Я с гордостью несу по жизни свой крест» Беседа с исследователем жизни и творчества Н. Н. Поликарпова В. П. Ивановым. Подготовил В.Григорян
  • «Воины неба» Интервью с внуком Н. Н. Поликарпова — полковником А. В. КОРШУНОВЫМ, доктором технических наук, членом-корреспондентом Академии наук авиации и воздухоплавания. Подготовил В.Григорян

Поликарпов, Николай Николаевич.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84