Поморские ответы («Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита») — одно из главных апологетических произведений старообрядцев всех согласий, опубликованное в 1723 году. Авторство считается коллективным, но определенное первенство все же принадлежит Андрею Денисову. Объем ответов составил 366 листов (732 с.).
Предыстория
В 1722 году в Выговскую старообрядческую беспоповскую общину для проведения «разглагольства о вере» был отправлен иеромонах Русской Православной церкви Неофит, написавший сборник из 106 вопросов, составленных часто в провокационной форме и подразумевающих лишь единственный, выгодный «правящей церкви» ответ.
История написания и опубликования
Ответы на эти вопросы были составлены под руководством братьев Денисовых[1] (в основном, Андрея Денисова), основателей поморской Выгорецкой пустыни, около 1723 года. Два первых экземпляра рукописи «Ответов», очевидно, были готовы уже к 21 июня 1723 г. и оба сданы в канцелярию Петровских заводов в Олонце: для «господина присланного учителя иеромонаха Неофита» и «для хранения в Канцелярии заводов». Оригинал подписан девятью уполномоченными: Даниилом Викуловым, Ипатием Максимовым, Петром Акиндиновым, Михаилом Андреевым, Климом Ефремовым, Иваном Михайловым, Павлом Дементьевым, Севастьяном Савиновым и Антонием Лукиным. Опровержение Поморских ответов, по поручению Св. Синода, было составлено тверским архиепископом Феофилактом
Содержание
В Поморских ответах был проведён первый в российской истории палеографический анализ исторического документа: блестяще была доказана подложность так называемого «Соборного деяния на еретика арменина на мниха Мартина», приводимого Русской Православной церковью в качестве одного из центральных доказательств истинности и древности «новых обрядов» и относимого к XII веку.
- 1. (А) О православности веры древнероссийской церкви православной веры
- 2. (Б) О всесоборном согласии древнероссийской церкви
- 3. (Г) О случившихся в России раздорах противников Восточной Церкви
- 4. (Д) О согласии древнероссийской церкви с восточною
- 5. (Е) О двоеперстном сложении на крестное знамение и благословение, которое неизменно соблюдалось от крещения Руси до патриарха Никона
- 6-10. О новизне троеперстного сложения
- 11-13 (AI). Двумя перстами креститься есть обычай древний и православный.
- 14-15. О том, что два перста символизируют два естества во Христе.
- 16-20 (ЖI). О всесогласном в древнероссийской и восточной церкви пении сугубой аллилуйи.
- 21-24 (КА). О преподобном Максиме Греке, который был православным.
- 25 (КЕ). О согласии всероссийском до Стоглавого собора.
- 26-35. О правлении книжных описей до московского патриарха Никона.
- 36-39. О книгах Кирилла Иерусалимского.
- 40 (М). О том, сколькими перстами повелел креститься Феодорит.
- 41 (МА). О том, сколькими перстами повелел креститься Мелетий.
- 42-47. О крестном знамении согласно Стоглавому собору.
- 48 (МИ). В православии ли ныне пребывает церковь великороссийская?
- 49-50. Новизна и изменения великороссийской церкви: об отказе от двоеперстного крестного знамения, о порицании арианством, македонианством, арменством и несторианством, об отказе от трехчастной формы креста, об изменении ангельской песни аллилуйя, об имени Исуса, о земных поклонах, о зачатии человечества, о воскресении мертвых, об иконах, о пении, об изменении в чине крещения (об обливаемом крещении), об изменении хождения по солнцу.
- 51 (НА). О нововведениях (новостехъ) и спасении от них.
- 52 (НБ). Об императорском величии и Синоде.
- 53 (НГ). О том, почему Стоглавый собор трехкратную аллилуйю латинством нарек.
- 54-62. Об изменении числа просфор с 7 до 5. О печати на просфорах двухчастной формы креста вместо трехчастной.
- 63-71. О восьмиконечном кресте, об древнем обычае полагать его на просфиры, о его превосходстве над двухчастным крестом (крыжем).
- 72-74. О великом государе царе Алексее Михайловиче.
- 75-76. О новопреданных догматах.
- 77-78. О древнецерковном благочестии.
- 79-84. Об исправлении книг Никоном.
- 85-87. О Соборе после Никона и о низвержении Никона.
- 88 (ПИ). О государях Федоре и Иоанне Алексеевичах.
- 94-98. О нововведениях.
- 99. Об обещании Христа быть до скончания века.
- 101 (РА). О том, что вера православная и Церковь может и без священников и видимой церкви пребывать и спасать. "Кафолическая церковь не стенами и столпами утверждается, но православной верой и житием благочестивым"
- 102-103. О крещении по нужде, на основе Предания о совершении крещения иноками и дьяконами, которые не были возведенными в сан.
- 105 (РЕ). О приемлющих попечение о спасении других. Примером для старообрядцев здесь становится Антоний Великий, который стал иноком и духовным учителем без особого рукоположения видимой церкви. "Вспоминаем Пахомия Великого, который стал пастырем, не имея священнического сана". В качестве возможности проведения исповеди мирянином старообрядцы ссылаются на слова апостола Иакова (Иак.5:16)
- 106 (PS). О вере православной. Современная "Восточная церковь" Константинопольского патриархата, по мнению старообрядцев, "изнасилована агарянами", которые суть ученики Мухаммеда (Моамефа) - лжепророка и предтечи антихриста. Вера же православнокафолическая заключается в двоеперстии, полагании восьмиконечного креста на просфоры и пении сугубой аллилуйи.
Оригинал рукописи
Оригиналы рукописей «Поморских ответов», поданные Петру I и Неофиту, находились в собрании московского старообрядца Е. Е. Егорова, которое ныне хранится в отделе рукописей Российской государственной библиотеки.
Примечания
Издания
- Поморские ответы. [Б.м.]: Издание Мануиловского Никольского монастыря, 1884. Нелегальное старообрядческое издание. Текст на церковно-славянском языке
Ссылки
- Поморские ответы книга в формате djvu
- Поморские ответы книга в виде графических файлов в формате TIFF, сохранённых в архивах ZIP