18-10-2023
Pravoslavná církev v Českých zemích a na Slovensku
Правосла́вная Це́рковь Че́шских земе́ль и Слова́кии |
|
Кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия в Праге, местонахождение кафедры предстоятеля Чешской церкви |
|
Основная информация | |
---|---|
Основатели | Горазд (Павлик) |
Автокефалия | 1951 год |
Признание автокефалии | 1998 год |
Предстоятель в настоящее время | Ростислав (Гонт), архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и Словакии |
Центр | Прага, Чехия |
Резиденция Предстоятеля | Прешов |
Юрисдикция (территория) | Чехия, Словакия |
Церковь-мать | Русская православная церковь |
Календарь | новоюлианский[1] |
Численность | |
Епархий | 4 |
Приходов | 249 |
Священников | 197 |
Верующих | около 100 000 |
Правосла́вная Це́рковь Че́шских земе́ль и Слова́кии (чеш. Pravoslavná církev v Českých zemích a na Slovensku, до 1992 года — Чехословацкая православная церковь, чеш. Pravoslavná církev v Československu, встречается употребление словосочетания «Чешская Церковь»[2][3]) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 14-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей. Юрисдикция — Чехия и Словакия.
В 2013 году, в присутствии иерархов РПЦ, митрополитом Чешских земель и Словакии был избран Ростислав (Гонт), архиепископ Прешовский[4]. Но данное избрание не признано Константинопольским патриархатом, который продолжает считать митрополита Симеона местоблюстителем вакантного престола и единственным каноническим иерархом в Православной церкви Чешских земель и Словакии. Константинопольский патриархат считает, что выборы прошли под давлением архиереев РПЦ. С митрополитом Ростиславом, и поддерживающими его иерархами, Константинопольский патриархат прервал всякое общение[5].
Основана на территории Великоморавского княжества в 863 году трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Однако после смерти Солунских братьев инициатива перешла к сторонникам латинского обряда. В дальнейшем православие удержалось только в пределах Мукачевской епархии, охватывавшей преимущественно территорию Подкарпатской Руси (нынешняя Закарпатская область Украины). Однако в результате Ужгородской унии 1646 году большинство священнослужителей этой епархии вошли в унию с Католической Церковью.
В XIX веке начали организовываться первые сообщества православных. В 1903 году в Праге возникло общество «Православная беседа». В 1920 году благодаря сербской инициативе в Карпатах снова возникли православные приходы в юрисдикции Сербской православной церкви.
В период между Первой и Второй мировыми войнами на территории Чехословакии существовали православные приходы нескольких юрисдикций. Наиболее многочисленной была группа, подчинявшаяся Сербской Православной Церкви.
25 сентября 1921 года патриарх Димитрий хиротонисал Горазда Павлика в епископы Чешско-Моравские.
В 1929 году СПЦ создала в Чехословакии две епархии — Чешскую с центром в Праге и Мукачевско-Прешевскую с центром в Мукачеве.
В 1942 году епископ Горазд и несколько клириков за укрывание убийц Рейнхарда Гейдриха были расстреляны. Чешская Православная Церковь была запрещена, её имущество конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключениям.
После войны в 1946 году Чехословацкая Православная Церковь перешла от сербской юрисдикции под юрисдикцию Московского Патриархата и была организована в экзархат. Окончательным решением юрисдикционного вопроса можно считать определение Священного Синода СПЦ от 15 мая 1948 года.
После закрытия Обители преподобного Иова Почаевского в Ладомировой в 1946 году в Чехословакии не осталось ни одного православного монастыря.
14 ноября 1948 года была основана духовная семинария в Карловых Варах. В следующем году она была переведена в Прагу[6].
7 декабря 1949 года решением епархиального собрания, состоявшегося в Праге, Чешская православная епархия была разделена на две самостоятельные епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую.
30 января 1950 года Совет Министров СССР в секретном постановлении продекларировал необходимость предоставления независимости (автокефалии) Православной Церкви в Чехословакии[7].
28 апреля 1950 года в Пряшеве под давлением властей был созван собор греко-католического духовенства и верующих, который объявил об отмене Ужгородской унии 1646 и 1649 годов и о воссоединении с Православной Церковью. В связи с увеличением паствы на территории Словакии были созданы две епархии — Прешевская во главе с епископом Алексием (Дехтярёвым) и Михайловская во главе с епископом Александром (Михаличем).
В том жу году году Семинария была преобразована в Православный богословский факультет и перенесена в Словакию в город Прешов, в связи с чем проблема духовного просвещения бывших греко-католиков стала особенно актуальной[8].
8 октября 1951 года Патриарха Алексий I и Священный Синод по просьбе Собора архиереев Православной Церкви в Чехословакии дали предварительное согласие на автокефалию последней[9].
23 ноября 1951 года от лица Святейшего Патриарха и всего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, в Патриархии был подписан Акт о даровании автокефалии Чехословацкой Православной Церкви.
АКТ О ДАРОВАНИИ АВТОКЕФАЛИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЧЕХОСЛОВАКИИ[10]
Русская Православная Церковь, в лице Патриарха Московского и всея Руси Алексия и всего освященного Архиерейского Собора, во внимание к ходатайству церковного Собора Православной Церкви в Чехословакии, дарует сей Церкви, бывшей доселе Экзархатом Московской Патриархии, – автокефалию.
Русская Православная Церковь единым сердцем молит Небесного Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа, да подаст Он Свое Божественное благословение юнейшей сестре в семье Православных автокефальных Церквей, Церкви Чехословакии, и да увенчает Он ее вечной славой.
Алексий, Патриарх Московский и всея Руси 23 ноября 1951 г.
В 1968 году в ходе Пражской весны была легализована Грекокатолическая Церковь. Данный факт вкупе с массовым недовольством вторжением советских войск, учитывая что православие в массовом сознании ассоциировалось прежде всего с Россией, привёл к массовому переходу в унию числившихся православными многих верующих Восточной Словакии.
По переписи 1991 года на территории Чехии и Словакии проживало около 53 тысяч православных верующих — около 0,34 % из 15,6 миллионного населения. Большинство на территории Словакии.
С коммунистического режима начался новый всплеск униатского насилия в Словакии.
В связи с прогнозируемым распадом Чешской и Словацкой Федеративной Республики Поместный Собор Чехословацкой Православной Церкви, состоявшийся 11—12 декабря в Прешове, высказался за сохранение единой автокефальной Церкви, распространяющей свою юрисдикцию на территории Чехии и Словакии. Однако по политическим причинам было принято решение о переименовании Церкви в Православную Церковь в Чешских землях и Словакии. Тогда же был принят новый Устав, согласно которому единый Митрополичий совет был разделен на два самостоятельных органа — Митрополичий совет Чешских земель в Праге и Митрополичий совет Словакии в Прешове, а предстоятелем Церкви мог быть избран как архиепископ Пражский, так и архиепископ Прешовский. Едиными для всей Церкви остались Священный Синод и Поместный Собор. Прешовский Собор 1992 года принял решение о канонизации моравского князя Ростислава, инициатора кирилло-мефодиевской миссии среди славян. Торжества по случаю канонизации проходили 29—30 октября 1994 года в Прешове и Брно.
27 августа 1998 года Константинопольским Патриархатом, не признававшим до этого автокефального статуса Чехословацкой церкви, был издан «Патриарший и Синодальный Томос о даровании автокефалии святой Православной церкви в Чешских землях и Словакии», который рассматривался современными чешскими канонистами как акт признания Константинополем уже существовавшей ранее автокефалии, полученной в 1951 году от Русской православной церкви. Фактически автокефалия патриарха Варфоломея обозначала признание ранее сложившегося status quo, «ибо невозможно даровать то, чем уже обладает тот, кому преподносится мнимый дар»[11]. В послании Константинопольского Патриарха Варфоломея, составленном 25 июля 1998 г., говорится о том, что «получение Чехословацкой Церковью в 1951 г. автокефалии от Русской Церкви было единственной возможностью для выживания в коммунистическом окружении». Таким образом, в этом письме не оспаривается очевидный факт дарования Чехословацкой Церкви автокефалии Русской Церковью — дарования, продиктованного материнской заботой о ее «выживании». Однако, в марте 2012 года, Константинопольский патриарх направил митрополиту Христофору (Пулец) свой протест по поводу произошедшего празднования в декабре 2011 года 60-летия автокефалии как незаконного,[12] в связи с чем митрополит Христофор принёс Константинопольскому патриарху свои объяснения.[13] Они сводились к тому, что никакого празднования 60-летия автокефалии не было, и об автокефалии, полученной от Русской Православной Церковью в 1951 году, говорил с амвона только представитель Московского Патриархата.
По переписи 2001 года в Словакии насчитывалось 50 363 верующих, православные наиболее многочисленны в Прешовском крае (4 % населения, особенно в районах Медзилаборце (29 %), Снина (21,1 %), Свидник (19,8 %)) и Кошицком крае (1,8 % населения). В Чехии насчитывалось 23053 православных верующих[14]. 4 епархии Церкви объединяли 166 приходов с 184 храмами. Из всех традиционных религиозных объединений Чехии и Словакии Православная Церковь считается Церковью с самым быстрым ростом числа верующих[15]. После кончины митрополита Николая (Коцвара) в 2006 года предстоятелем Церкви становится Христофор (Пулец).
На 2007 год насчитывала 249 приходов (78 в Чехии и 171 в Словакии), окормляемых 197 священниками и диаконами[14].
По оценкам предстоятеля церкви митрополита Христофора на 2011 год в Чехии и Словакии насчитывается порядка 100 000 православных христиан. Институт монашества очень малочислен. Однако, в последние десятилетия трудами митрополитов Дорофея и Христофора было основано несколько небольших монастырей и скитов[16].
В 2013 году Предстоятель Чехословацкой церкви митрополит Христофор был вынужден уйти на покой в связи с начавшейся против него кампанией в средствах массовой информации, что положило начало кризису в Православной Церкви Чешских земель и Словакии. До момента избрания нового Предстоятеля местоблюстителем Чехословацкой кафедры был назначен архиепископ Оломоуцкий и Брненский Симеон (Яковлевич). Однако между членами Синода возникли разногласия и, поскольку архиепископ Симеон остался в меньшинстве, он предпринял попытку пригласить на Синод двух архиереев Константинопольской Церкви - митрополитов Гальского Эммануила (Адамакиса) и Венского Арсения, чтобы уравновесить голоса своих оппонентов.
После того, как архиепископ Симеон заявил о том, что двое константинопольских архиереев — будут иметь на Синоде право голосовать, трое остальных членов Синода решили отстранить владыку от должности, избрав на его место архиепископа Прешовского Ростислава (Гонта).
Несмотря на недовольство Константинопольского Патриархата и заявления архиепископа Симеона, объявившего всех остальных членов Синода раскольниками, последовавший за этим Поместный Собор Православной Церкви Чешских земель и Словакии поддержал владыку Ростислава и избрал его на Первосвятительскую кафедру, что не было признано архиепископом Симеоном, который был поддержан властями Чехии. С митрополитом Ростиславом и поддерживающими его иерархами Константинополь прервал всякое общение.
6 февраля 2015 года в Вене состоялась встреча, в которой помимо владыки Симеона приняли участие архиереи Константинопольского Патриархата — митрополиты Галльский Эммануил и Венский Арсений. В ходе встречи было принято решение об архиерейской хиротонии архимандрита Исаии (Сланинки) с целью создания «альтернативного синода» Православной Церкви Чешских земель и Словакии. 22 февраля года в кафедральном соборе в Брно состоялась хиротония викарного епископа Шумперкского Исаии (Сланинки)[17].
Православие | ||
---|---|---|
Организация, учение и литургические традиции | ||
История | Иисус Христос · Двенадцать апостолов · Раннее христианство · Вселенские соборы · Миссии · Великий раскол | |
Иерархия | Патриархи · Предстоятели · Митрополиты · Архиепископы · Епископы · Викарии | |
Богословие | Троица · Первородный грех · Богопочитание · Благодать · Спасение · Нагорная проповедь · Десять заповедей | |
Таинства | Крещение · Миропомазание · Евхаристия · Исповедь · Елеосвящение · Священство · Брак | |
Автокефальные церкви | Албанская • Александрийская • Американская • Антиохийская • Болгарская • Грузинская • Иерусалимская • Кипрская • Константинопольская • Польская • Румынская • Русская • Сербская • Чехии и Словакии • Элладская | |
Портал Православие |
Православная церковь Чешских земель и Словакии.