Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Православный фундаментализм

17-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Православный фундаментализм — спорный термин, введённый для описания праворадикальных тенденций в православных и околоправославных кругах.

Зарождение православного фундаментализма в России относят к началу ХХ века. На общественном уровне его проявлением стали еврейские погромы (1881, 1903), а на политическом — созданием «Союза русского народа». Среди теоретиков того времени можно назвать А. И. Дубровина, В. А. Грингмута, протоиерея Иоанна Восторгова, Н. Е. Маркова, В. М. Пуришкевича, архимандрита Макария (Гневушева), архиепископа Андроника (Никольского) и др.[1]

Второй волной роста фундаменталистских настроений отмечены 1980—1990-е годы. В политическом поле оно ознаменовалось появлением национально-патриотических объединений с православной риторикой (первым из них было Общество «Память»). Если на ранних этапах значительную роль для таких объединений играли антисемитские и монархические настроения, то позднее основную роль стал играть самостоятельный религиозный фактор. В стране действовал ряд религиозно-общественных организаций фундаменталистского характера, таких как «Братство», «Православие или смерть», «Общества ревнителей митрополита Иоанна», «Чёрной сотни», «Славянского мира», «Союза православных граждан», «Общественного комитета за нравственное возрождение отечества», Христианско-патриотического движения «Александр Невский»[1].

Значительное влияние на рост православно-фундаменталистских настроений в российском обществе играет позиция РПЦ[источник не указан 448 дней]. Уже к середине 1990-х годов иерархи и священники Русской православной церкви участвовали в лоббировании ужесточения религиозного законодательства по отношению к другим конфессиям, прежде всего нетрадиционным[источник не указан 448 дней]. Начиная с 1998 года тенденция самостоятельной выработки консервативно-антилиберальных идей проявляется в выступлениях ряда церковных иерархов (в частности, митрополита Кирилла (Гундяева)[2]). Фундаменталистские круги объединялись вокруг широко известных православных СМИ (газета «Русь православная» и «Русь Державная», радио «Радонеж», телепередача «Русский Дом»)[3]. Вместе с тем, в целом сторонники радикального фундаментализма в православии в настоящее время составляют меньшинство верующих[4].

Общими основами современного православного фундаментализма называются: бескомпромиссный антиэкуменизм, антикатолицизм, антисектантство, антилиберализм, антииндивидуализм, критика «западных ценностей»; государственничество (державность), поддержка национально-патриотических движений. Идеологическими столпами можно назвать теоцентризм, благочестие, Священное Предание и традиция, следование истине Писания и святых Отцов, добродетель и целомудрие, концепции Христианского государства и «Народ и Родина»[1].

Социальной базой православного фундаментализма в России являются женщины старшего поколения, интеллигенция (особенно гуманитарная). Во многих случаях фундаментализм представляет собой маргинальное проявление обрядоверия, проявляющееся в форме радикально-националистической идеологии, ненависти к чужакам, политического ангажирования[5].

Примечания

  1. ↑ Православный фундаментализм — Электронная Библиотека православия
  2. Христианский консерватизм Патриарха Варфоломея и фундаментализм Патриарха Кирилла: существенные противоречия и угрозы для будущего
  3. Опасность «православного» фундаментализма
  4. Православный фундаментализм остался в меньшинстве
  5. Фундаментализм в православии: теория и практика

Православный фундаментализм.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84