30-06-2023
Специальный лётный отряд «Россия» | |||
|
|||
Дата основания | |||
---|---|---|---|
Порт приписки | |||
Размер флота |
61 |
||
Штаб-квартира | |||
Руководитель |
Федорушкин Владимир Васильевич (генеральный директор) |
||
Сайт: udprf.ru/podvedomstvennye-struktury/transport/fgbu-spetsialnyi-letnyi-otryad-rossiya/fgbu-spetsialnyi-letnyi-otryad-rossiya/58 |
Федеральное государственное бюджетное учреждение Специальный лётный отряд «Россия» — авиапредприятие, подчинённое Управлению делами Президента Российской Федерации. Предприятия обеспечивает перевозку воздушным транспортом первых должностных лиц РФ.
Содержание |
5 мая 1956 года начальником Главного управления гражданской авиации СССР был издан приказ № 27 о создании в структуре «Аэрофлота» авиаотряда особого назначения (АОН) с местом базирования в аэропорту Внуково. Позже АОН был переименован в Отдельный авиационный отряд № 235. Первым командиром отряда был А. И. Колеватов, лётный состав был набран из экипажей Московского транспортного управления гражданской авиации.
До 1956 года высшие руководители СССР летали на военных самолётах, пилотируемых офицерами ВВС. Эта традиция была прервана 13 апреля 1956 года: Постановлением Совета Министров СССР N496-295C Министерство обороны СССР было освобождено от обязанности по перевозки высших должностных лиц страны.
В советское время на специальный лётный отряд возлагались обязанности по перевозке не только высшего руководства партии и правительства СССР, но и глав и общественных деятелей стран дружественных СССР. С 1959 по 2009 год авиакомпания также, в целях предоставления налёта экипажам, осуществляла регулярные и чартерные пассажирские коммерческие авиаперевозки в СССР (России) и за рубеж.
С распадом СССР произошли изменения в воздушном парке его руководителей. В 1993 году Отдельный авиационный отряд № 235 был преобразован в «Государственную транспортную компанию „Россия“».
В октябре 2006 года к ГТК «Россия» был присоединена авиакомпания «Пулково». Объединенная авиакомпания стала осуществлять полёты под флагом ГТК «Россия», и название авиакомпании сменилось на Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная транспортная компания „Россия“».
31 января 2009 года Постановлением Правительства Российской Федерации правительственный авиаотряд был выделен из состава ГТК «Россия». В составе Управления Делами Президента Российской Федерации было создано учреждение — Федеральное государственное бюджетное учреждение «Специальный лётный отряд „Россия“». 15 апреля 2011 года отряд, на время ремонта ВПП во Внуково сменил аэропорт базирования, для некоторых типов самолётов, на Шереметьево.[1]
Первым воздушным судном в правительственном авиаотряде стал Ил-12. В разное время, в авиаотряде эксплуатировались:
Тип | Количество | Примечания |
---|---|---|
Ан-148-100Е | 1 | RA-61716 |
Ил-62М | 5 | RA-86466, RA-86468, RA-86540, RA-86559, RA-86561 |
Ил-96-300 | 3 | RA-96017, RA-96018, RA-96019 |
Ил-96-300ПУ | 2 | RA-96012, RA-96016 |
Ил-96-300ПУ(М1) | 1 | RA-96020 |
Ми-8 | 14 | RA-25137 (Mi-8PS-7); RA-25187 (Mi-8PS-9), RA-25529, RA-25533, RA-25538, RA-25540, RA-25633, RA-25634, RA-25635, RA-25636, RA-25827, RA-27017, RA-27018, RA-27015, RA-27016 (Mi-8MTV-1) |
Ту-134 | 7 | RA-65904, RA-65905, RA-65911, RA-65921, RA-65979 (ФСБ), RA-65994 (ФСБ), RA-65995 (ФСБ) |
Ту-154М | 8 | RA-85001, RA-85019 (ФСБ), RA-85084 (ФСБ), RA-85629, RA-85631, RA-85659, RA-85686, RA-85843 |
Ту-214 | 4 | RA-64504, RA-64505, RA-64506, RA-64521 |
Ту-214СР | 2 | RA-64515, RA-64516 |
Ту-214ПУ | 2 | RA-64517, RA-64520 |
Ту-214СУС | 2 | RA-64522, RA-64524 |
Ту-204-300 | 2 | RA-64057, RA-64058 |
Як-40 | 4 | RA-87968, RA-87971, RA-87972, RA-88200 |
AgustaWestland AW139 | 2 | RA-01981, RA-01982 |
Airbus A319-115 | 2 | RA-73025, RA-73026 |
Dassault Falcon 7x | 2 | RA-09007, RA-09009 |
Согласно действующему распоряжению президента Российской Федерации «Специальный лётный отряд „Россия“» осуществляет персональное обслуживание:
Президентский самолёт России, или борт номер один — самолёт Президента России. Самолёт является рабочим кабинетом и мобильным центром управления государством. Работу «воздушной резиденции» Президента России обеспечивает специальный лётный отряд (СЛО) в составе авиакомпании ГТК «Россия».
23 июня 1941 года на аэродроме Внуково была сформирована Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН), занимавшаяся перевозками руководства СССР на самолётах Ли-2, ПС-9, C-47. Аббревиатура МАГОН уже существовала в то время — МАГОН УПА (Управления полярной авиации Главного управления СЕВМОРПУТИ). После войны МАГОН снова возродилась на аэродроме полярной авиации «Захарково», который располагался на канале им. Москвы напротив Северного речного вокзала. И.В. Сталин воспользовался внуковской авиагруппой МАГОН единственный раз — при посещении на C-47 Тегеранской конференции.[3] В конце 1940-х в парке появились салонные модификации Ил-12 и Ил-14.
13 апреля 1956 года вышло Постановление Совмина о создании авиаотряда особого назначения (АОН) в составе Московского управления транспортной авиации ГВФ. В 1957 году АОН осуществляет авиаперевозки на самолётах Ту-104 и Ил-18. Последний был любимым самолётом Н.С. Хрущёва, однако на сессию Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорк он летал на Ту-114.
С 1959 года АОН называется Авиаотрядом № 235, и в его парк добавляются ближнемагистральные Ту-124 и Ту-134, лёгкие Як-40, а также вертолёты Ми-4. На смену поршневым Ил-14 пришли турбовинтовые Ан-24. А в качестве флагманских самолётов для особо дальних полётов некоторое время использовали два Ту-116 — стратегические бомбардировщики Ту-95, переоборудованные в «салоны». В 1963 году был построен терминал Внуково-2, который принимает и отправляет правительственные рейсы до сих пор. Лишь в 1969 году Л.И. Брежнев пересел с Ил-18 на реактивный Ил-62, который стал главным салонным самолётом СССР вплоть до 1995 года.
С 1993 года элитными перевозками занимается ГТК «Россия». В 1995 году борт № 1 Ил-62, доставшийся Б.Н. Ельцину по наследству от М.С. Горбачёва, заменили новейшим Ил-96-300ПУ (ПУ — пункт управления), оборудованный швейцарской компанией «Джет Авиэйшн». С приходом в Кремль В.В. Путина в отряде появился второй такой самолёт, оснащённый в России, но под надзором и по технологиям британской компании «Dimonite Aircraft Furnishings».
С 2009 года авиаотряд выведен из ГТК «Россия» и относится к Управлению делами Президента РФ, осуществляя перевозку только ограниченного круга опредённых распоряжению президента РФ лиц.
Специальный вариант Ил-96-300, разработанный для перевозки Президента РФ. Ил-96-300ПУ (пункт управления) построен в двух экземплярах. Отличий по летно-техническим характеристикам от базовой версии у него практически нет, кроме увеличенной дальности за счет некоторых доработок. На самолёте установлено оборудование, позволяющее вести управление вооружёнными силами в случае ядерного конфликта.
Внешне самолёт также не имеет отличий от базового варианта, за исключением вытянутого обтекателя систем связи в верхней части фюзеляжа. Первый самолёт этой версии был собран в 1995 году для Бориса Ельцина. Второй, «путинский» Ил-96 (б/н 96016) поднялся в воздух 21 апреля 2003 года. Его испытывал заслуженный летчик-испытатель России Виктор Галкин.
На борту Ил-96-300ПУ имеются три бара, комната отдыха с двумя кроватями для президентской четы, рабочий кабинет площадью 10 м². Салон отделан гобеленами с инкрустацией из золота и драгоценных камней.
Президентский самолёт России.