Расход топлива — количество израсходованного автомобилем топлива.
В настоящие время является одной из важных характеристик автомобиля и его двигателя, в первую очередь, в странах Европы и развитых странах других частей света. На протяжении последних десятилетий ведущими инженерами и конструкторами всего мира решается проблема снижения расхода топлива.
За рубежом эту проблему решают за счёт применения инжекторных систем смесеобразования, в СССР и странах СНГ были разработаны адаптивные системы управления ДВС и свечи зажигания нового поколения с форкамерой и соплом Лаваля, применение которых позволяет без переделок ДВС снизить потребление топлива и токсичность бензинового двигателя.
Единицы измерения
Обычно измеряется как:
- объём топлива, израсходованного автомобилем при прохождении заданной дистанции. Широко распространено в странах с метрической системой мер, где расход измеряется в литрах на 100 км пробега автомобиля (литров / 100 км). Чем значение меньше, тем экономичней автомобиль;
- дистанция, при прохождении которой автомобиль израсходует заданный объём топлива. Широко используется в странах с английской системой мер, где расход измеряется как количество миль, которое автомобиль может проехать на одном галлоне (британском или американском) топлива (миль / галлон, miles per gallon (MPG)). Чем значение больше, тем экономичней автомобиль.
Формула пересчёта:
- литр/100 км = 282,48 / галлон (для британского галлона);
- литр/100 км = 235,21 / галлон (для американского галлона).
Метрическая система/Дистанция, при прохождении которой автомобиль израсходует заданный объём топлива (красная кривая — на базе английского галлона, синяя кривая — на базе американского галлона)
Особенности подсчёта
Основной особенностью подсчёта является то, что все данные, которые указываются в технических документах, получаются при проведении заводских испытаний водителями-профессионалами на специальных треках. Поэтому заводские данные и фактические данные, получаемые при непрофессиональном измерении на дорогах общего пользования водителями, часто расходятся. Для более точных подсчётов выделяют специальные циклы:
- «городской» цикл — характеризуется большей интенсивностью изменения скорости автомобиля, в том числе необходимостью прогрева, работой двигателя во время стоянки на светофорах и в «пробках», а также разгонами и резкими сбросами скорости до нуля. Как следствие, повышенный расход топлива;
- «загородный» цикл — характеризуется большей плавностью хода и стабильно удерживаемой скорости, близкой к крейсерской. Следствие: относительно низкий расход топлива;
- «смешанный» цикл — является своего рода «золотой серединой», то есть подсчёт ведётся в условиях, когда используются и резкий «городской», и спокойный «загородный» стили вождения. Причём, не обязательно, чтобы «загородная» часть цикла осуществлялась вне города: главное — сохранение манеры езды как при «загородном» цикле.
Факторы, влияющие на расход топлива
На расход топлива влияют много факторов, в том числе и случайные. Основные причины нежелательного повышения расхода следующие:
- неисправности двигателя и его систем;
- скорость движения автомобиля;
- повышенное сопротивление движению (неисправности трансмиссии, неверные углы установки колес, низкое давление в шинах, заклинившие тормоза, загруженность автомобиля, сопротивление воздуха);
- «агрессивная» манера вождения.
Залогом наименьших затрат на топливо будут являться исправное техническое состояние автомобиля, выбор оптимального режима движения, опыт водителя.[источник не указан 361 день]
Нормирование расхода топлива
Транспортные организации и компании устанавливают предельно-допустимый уровень потребления топлива при эксплуатации транспортных средств. При этом различают базовый уровень расхода и расчётно-нормативный уровень расхода. Базовый уровень расхода топлива определяется для транспортного средства по стандартной методике и устанавливает норму расходования при обычных условиях использования. Расчётно-нормативный уровень расхода учитывает конкретные условия эксплуатации транспортного средства, а также другие факторы, в частности, ремонт. При этом, в состав норм не включаются расходы топлива на гаражные, технические и другие хозяйственные нужды, которые устанавливаются отдельно.
Распространены следующие виды норм:
- норма расхода на 100 км пробега;
- норма расхода на 100 тонно-километров (учитывает дополнительный расход топлива, при перевозке груза);
- норма расхода в зависимости от категории транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой, автобус и т. д.);
- норма расхода в зависимости от вида двигателя (бензиновый, дизельный, газ).
Для корректного учёта всевозможных факторов эксплуатации вводят поправочные коэффициенты.
Нормы расхода топлива повышаются:
- при работе в зимнее время в южных и северных районах страны, а также в районах Крайнего Севера;
- при работе в горных местностях, в зависимости от высоты над уровнем моря;
- при работе на автодорогах со сложным планом (не менее 501 поворота на 100 км пути);
- при работе в городах, в зависимости от количества населения;
- при перевозки крупногабаритных, опасных и т. п. грузов;
- при работе на новых автомобилях или на автомобилях после капитального ремонта;
- при работе в тяжелых дорожных условиях (снег, наводнения, распутица и т. п.);
- при учебной езде;
- при использовании кондиционера в салоне;
- другие условия[1].
Контроль расхода топлива
График, демонстрирующий факт хищения топлива
В связи с массовыми хищениями топлива в транспортных организациях и компаниях, остро стоит вопрос по контролю над его надлежащим расходованием. Широко распространены методы хищения топлива[2]. Для устранения растрат топлива, помимо жесткого нормирования расхода, широко используются технические методы контроля. Например, применяются датчики уровня топлива по изменению уровня в баке или по измерению проходящего топлива в топливной магистрали двигателя. Часто они являются составляющей частью систем мониторинга транспорта, которые позволяют операторам удалённо вести контроль как за местонахождением транспортных средств, так и за показанием датчиков. Современные высокоточные датчики топлива позволяют достичь точности в показаниях до +/- 1 %, что намного превышает точность штатных бортовых систем.
См. также
Примечания
- ↑ Приказ МВД РФ от 25 мая 1998 г. N 314 «Об утверждении норм расхода топлива на автомобильном транспорте, на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, и нормативов по расходу смазочных материалов»
- Самые часто встречающиеся способы занижения расхода топлива водителями —
Ссылки
- Контроль расхода топлива — методика проверки расхода топлива автомобиля