11-07-2023
Рублёвка — неофициальное название местности к западу от Москвы вдоль Рублёво-Успенского, Подушкинского, 1-го и 2-го Успенских шоссе, включающей часть территории Одинцовского района Московской области, застроенной дачами бывшей советской элиты, фешенебельными коттеджными посёлками и резиденциями высших должностных лиц государства.
На Рублёвке — самая дорогая земля в Московской области[1] и России, один из жилых домов, расположенных там, по версии журнала Forbes, входит в пятёрку самых дорогих усадеб мира[2].
Административно-территориальной единицы «Рублёвка» не существует, однако термин, относящийся к данной местности широко применяется в быту, в СМИ, в кинематографе, в художественной литературе и работниками агентств недвижимости. При этом к «Рублёвке» с начала XXI века всё чаще приписывают населённые пункты, которые ранее с ней никогда не ассоциировались: на «карте Рублёвки», размещённой на информационном портале «Рублёвка. Name» её границы простираются далеко за пределы Рублёво-Успенского шоссе и Одинцовского района, где указываются новые коттеджные посёлки, построенные близ ЦКАД и Звенигорода, в соседнем Красногорском районе, на Ильинском, а также Можайском шоссе[3]. Посёлок Рублёво, по которому названо Рублёво-Успенское шоссе, в «Рублёвку» не входит.
На вопрос:"Что такое «Рублёвка»?" её обитатель, бывший глава администрации президента России Алексей Волин в апреле 2009 года ответил так[4]:
Симпатичный кусок территории с чрезмерно уплотнённой застройкой. И при этом крайне мифологизированный. По одним мифам — жизнь здесь — это символ успеха, по другим — пример дурновкусия. |
Содержание |
По нынешнему Рублёво-Успенскому шоссе ездил на соколиную охоту царь Иван Грозный. Дорога считалась «царской», по ней совершали пешее паломничество в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигород первые цари династии Романовых — Михаил Федорович и Алексей Михайлович, а затем Петр Великий и Екатерина Вторая. В конце XVIII века вдоль дороги стали отстраиваться имения — здесь поселились 16 княжеских и 4 графских рода, в частности, Юсуповы, Шуваловы и Голицыны.[5]
В начале XX века этот район Подмосковья не считался самым популярным и престижным для дачного отдыха, загородные усадьбы богатых москвичей строились в населенных пунктах на северо-восточном (Сокольники, Перловка) и, особенно, восточном направлении ближнего Подмосковья, например в Малаховке или Кратово, славящихся песчаными почвами и сосновыми лесами.[6]
В 1918 году на Рублёво-Успенском шоссе появляется дача Иосифа Сталина. На спецобъекте «Зубалово-4» близ деревни Усово он прожил до 1932 года. По соседству поселились его сподвижники — Анастас Микоян, Феликс Дзержинский, Климент Ворошилов.[7]
В 1930-е годы здесь были построены государственные дачи высших чиновников, а также представителей советской научной и культурной элиты; пансионаты для их отдыха и санатории для лечения (например, «Барвиха», «Горки-10»). В Жуковке поселились высшие руководители НКВД в частности, министр Николай Ежов.[8]
В послевоенное время район был местом проживания зарубежных дипломатов, возможно, благодаря отсутствию крупных промышленных предприятий с их вредными производствами, характерных для других районов ближнего Подмосковья. До конца 50-х годов ХХ века въезд на Рублёво-Успенское шоссе был закрыт для любознательных — движение преграждал шлагбаум.[9]
В постсоветское время земля в окрестностях Рублёво-Успенского шоссе, примыкающая к экологически привлекательным и лесистым берегам Москвы-реки, была быстро приватизирована звёздами шоу-бизнеса, политиками, чиновниками, индустриальными магнатами и т. д.[10] В 90-е годы частный дом или дача на Рублёвке стал статусным атрибутом, отличающим новую буржуазную элиту России.[8]
В замке «Майендорф»,[11][12] (который СМИ иногда называют «Майндорф»[13]) близ деревни Подушкино[9] с 2008 г. проводятся международные встречи глав государств[14] и некоторые другие протокольные мероприятия с участием президента России.[15] C ноября 2008 года официальный сайт Президента России употребляет в отношении этого объекта название «Госрезиденция „Барвиха“».
Известен примечательный случай, произошедший с Ельциным (тогда народным депутатом СССР от Москвы), условно называемый «падением с моста». 28 сентября 1989 года Ельцин, направлявшийся к другу в поселок Успенское, неожиданно появился около Успенского поста милиции, где заявил, что перед этим неизвестные затолкали его в машину «Жигули», довезли до определённого места и затем сбросили с Успенского моста. Это событие имеет множество версий и стало одним из первых событий из личной жизни политических деятелей, обсуждавшихся на заседании Верховного Совета и в печати. Согласно одной из версий, это событие — вымышленное.
В середине 1990-х Рублёво-Успенское шоссе стало своеобразным феноменом общественно-политической жизни России, а его название приобретает ещё один, политически-криминальный оттенок. Жизнь на Рублёвке начала ассоциироваться с достатком, земли вдоль трассы возросли в цене и оставили позади все остальные районы ближнего Подмосковья. Появляются выражения «рублёвская жена»[16], «олигарх с Рублёвки». Рублёво-Успенское (также и Рублёвское) шоссе — одна из первых (и чуть ли не единственная) трасс, на которых установлено видеонаблюдение и нижняя подсветка; также известна частыми задержками движения в связи с проездом высокопоставленных лиц.
Желание чиновников и преуспевающих бизнесменов жить единым социумом вблизи от дачи руководителя государства в Барвихе легло в начале 90-х в основу формирования имиджа Рублёво-Успенского шоссе как наиболее престижного и дорогого. Жить на Рублёвке стало признаком материального благосостояния и положения в обществе, |
заявляла в интервью управляющий директор компании Blackwood Марина Макарова в 2005 году[17]
Ценовой рекорд на землю на Рублёвке был зафиксирован в 2005 году — 200 000$ за сотку в деревне Жуковка[7]
В последнее время, начиная с 2006 года, начинают говорить о кризисе рублёвских земель по причине их слишком масштабной застройки, с одной стороны, и низкой пропускной способностью трассы, с другой. Этот факт вызвал перемещение активности строительства дорогих коттеджных поселков на соседнее Новорижское шоссе.[18]
Перенаселенность, постоянные заторы на дорогах и недостаток школ отмечают многие из нынешних обитателей «Рублёвки».[19][20]
По данным портала «Рублёвское», на март 2008 года, автомобильные пробки на Рублёвке превратились в очевидную и ощутимую проблему. К примеру, актриса балета Анастасия Волочкова из-за выматывающих пробок, вызванными постоянными перекрытиями дорог сотрудниками ДПС из-за спецпроездов высокопоставленных чиновников, была вынуждена переехать из своего коттеджа, расположенного вблизи Рублёво-Успенского шоссе, в Москву.[21]
Музыкант Андрей Макаревич жил на Рублёвке в деревне Подушкино близ Барвихи с начала 1990-х годов, однако в 2008 году переехал в Павлово (в 14 км от МКАД по соседнему Новорижскому шоссе), мотивировав свое решение, в том числе проблемами с дорожными пробками на Рублёво-Успенском шоссе и чрезмерно плотной застройкой, спровоцированной дачным бумом:
Работается здесь хорошо, живется хорошо. Ездится плохо. Я в ужасе от всего того, что выросло вокруг за последние 10 лет. Потому что, когда я сюда приехал, мой дом был вообще одним из первых на этой территории. Из окна открывался вид на природу, совершенно не тронутую рукой человека. Это была сказка. Я никогда не думал, что с такой скоростью все будет застроено чудовищными сооружениями. Полей на Рублёвке уже нет. Какой смысл жить как в тюрьме, за пятиметровыми заборами, мне не ясно. |
К началу второй декады XXI века с вводом в строй новых торговых комплексов, сетевых супермаркетов, развитием инфраструктуры сервиса (медицинских кабинетов, парикмахерских, СПА-салонов, тренажерных залов, ресторанов, кафе, спортивных секций и т. д.), открытием частных детских учебных заведений, филиалов банков, необходимость в частых поездках у жителей Рублевки в Москву отпала
.В 2010-х Рублевка — это уже не местность, где живут богатые люди, для которых престиж весомее денег, а вполне современная и экологичная, пригородная жизнь.
Сказалось и прекращение взрывного роста цен на участки в этом районе.
Однако прежние проблемы остаются. Бывший руководитель аппарата правительства России Игорь Шабдурасулов в декабре 2009 года отмечал недостатки дорожной инфраструктуры и пугающий рост урбанизации[24]:
Не решен самый важный и проблемный вопрос инфраструктуры – транспортная составляющая. О чем можно говорить, если практически ежедневно поездка от Николиной Горы до Барвихи превращается в пытку продолжительностью до полутора часов? В связи с этим какая разница, сколько и чего нового построено, если вам не суждено до этого доехать?
Другая проблема – растущая урбанизация Рублево-Успенского направления. Мало того что многоэтажные комплексы и жилые поселки продолжают расти как на дрожжах, так еще и заборы вдоль основных дорог в самом скором времени превратят движение по загородному шоссе в поездку по многокилометровому туннелю |
На Рублёвке живут и работают:
На Рублёвке жили и работали:
Рублёвка.