18-10-2023
Сверхзада́ча — это высшая задача, которой подчинена деятельность человека. В областях деятельности человека(наука, искусство и т.д.) - цель воздействия.
Например, победа в войне, когда все процессы направлены на реализацию этой задачи.
Содержание |
Задача которую автор хочет донести зрителю, слушателю и следовательно всё в произведении: драматургия, стилистика, видеоряд, звук, музыка и т.д. подчинены одной сверхзадаче; цель - чтобы зритель изменился.
При этом задач может быть несколько.
В театральной практике термин введён К. С. Станиславским. Согласно Станиславскому[1], актёр, выходя на сцену, выполняет определённую задачу в рамках логики своего персонажа (то есть герой хочет что-то сделать и добивается или не добивается этого). Но при этом каждый персонаж существует в общей логике произведения, заложенной автором. Автор создал произведение в соответствии с какой-то целью, имея какую-то главную мысль. И актёр помимо выполнения конкретной задачи, связанной с персонажем, должен стремиться донести до зрителя главную мысль, попытаться достичь главной цели. Главная мысль произведения или главная его цель — это и есть сверхзадача.
Сверхзадача — очень важный феномен для художественного творчества. Сверхзадача — то, почему автор решил создать произведение, то, зачем он его создаёт, в сверхзадаче выражено то, что автор хочет высказать, точнее, сверхзадача — само желание. П. В. Симонов[2] выделяет три важных аспекта сверхзадачи :
В психиатрии существует схожее понятие — сверхценность. Понятие применительно тогда, когда «психически» больной стремится осуществить некоторые сверхценные идеи, часто, сильно рискуя как своей, так и жизнью других. Роль подобного больного сыграл Эдвард Нортон в фильме Бойцовский клуб.
Это заготовка статьи о театре. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Сверхзадача.