Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Сверхзадача

18-10-2023

Сверхзада́ча — это высшая задача, которой подчинена деятельность человека. В областях деятельности человека(наука, искусство и т.д.) - цель воздействия.

Например, победа в войне, когда все процессы направлены на реализацию этой задачи.

Содержание

В искусстве

Задача которую автор хочет донести зрителю, слушателю и следовательно всё в произведении: драматургия, стилистика, видеоряд, звук, музыка и т.д. подчинены одной сверхзадаче; цель - чтобы зритель изменился.

При этом задач может быть несколько.

В театральной практике термин введён К. С. Станиславским. Согласно Станиславскому[1], актёр, выходя на сцену, выполняет определённую задачу в рамках логики своего персонажа (то есть герой хочет что-то сделать и добивается или не добивается этого). Но при этом каждый персонаж существует в общей логике произведения, заложенной автором. Автор создал произведение в соответствии с какой-то целью, имея какую-то главную мысль. И актёр помимо выполнения конкретной задачи, связанной с персонажем, должен стремиться донести до зрителя главную мысль, попытаться достичь главной цели. Главная мысль произведения или главная его цель — это и есть сверхзадача.

Характеристики сверхзадачи

Сверхзадача — очень важный феномен для художественного творчества. Сверхзадача — то, почему автор решил создать произведение, то, зачем он его создаёт, в сверхзадаче выражено то, что автор хочет высказать, точнее, сверхзадача — само желание. П. В. Симонов[2] выделяет три важных аспекта сверхзадачи :

  1. Она связана с гражданской позицией и мировоззрением художника, но не тождественна им.
  2. Она зарождается у художника в образном виде и полностью непереводима в понятийный вид, поэтому возможно множественное её толкование.
  3. Формируется сверхзадача на неосознаваемом уровне психики, но путь к началу её формирования и её последующая оценка могут лежать в сознании.

Интересные факты

В психиатрии существует схожее понятие — сверхценность. Понятие применительно тогда, когда «психически» больной стремится осуществить некоторые сверхценные идеи, часто, сильно рискуя как своей, так и жизнью других. Роль подобного больного сыграл Эдвард Нортон в фильме Бойцовский клуб.

См. также

Примечания

  1. Работа актёра над собой / К. С, Станиславский. О технике актёра / М. А. Чехов. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 2008. — с. 324—339.
  2. Симонов П. В. «Сверхзадача» художника в свете психологии и нейрофизиологии//Психология процессов художественного творчества.- Л.: Наука, 1980, с. 35.


Сверхзадача.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84