Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Святые Сергей и Вакх

14-10-2023

Деталь иконы святых Сергея и Вакха
Барельеф с изображением святых Сергея и Вакха (1179 год), Верона, музей Касталвичио

Святые Сергей и Вакх (также Саркис и Бахус) — солдаты Римской империи в III веке. Почитаются святыми мучениками Римской католической церковью и Восточными православными церквями. Согласно их агиографии, Сергей и Вакх были офицерам в армии цезаря Галерия Максимиануса, они занимали важные должности при нём и были его фаворитами до тех пор, пока не стало известно, что они тайные христиане. За это они были подвергнуты жестоким пыткам, во время которых Вакх погиб; впоследствии и Сергей был обезглавлен. В их честь было построено несколько церквей в разных городах, включая Константинополь и Рим. День их памяти приходится на 7 октября.

Близкая и тесная дружба Сергея и Вакха очень сильно подчёркивается в их агиографии и житие, делая их одну из самых известных пар святых. Их близость привела историка Джона Босуэлла к предположению, что их связь была романтической; хотя это предположение не нашло отклика в традиционных общинах, но оно привело к прославлению святых Сергея и Вакха в христианской гей-общине.

Содержание

Предание

История о святых рассказана в греческом тексте под названием «Страсти Сергея и Вакха». Их жизнь прошла при императоре Галерии (305—311 годы н. э.). Этот текст содержит множество анахронизмов и противоречий, которые затрудняют определение точного времени написания этого текста, но всё же его можно отнести к V веку н. э.[1]

Согласно тексту, Сергей и Вакх были римскими гражданами и занимали высокие офицерские чины в римской армии, но их тайна о том, что они христиане, была раскрыта, когда они попытались избежать сопровождения римского чиновника в языческий храм вместе с остальными его телохранителями. После того как они настоятельно отказались приносить жертвы богу Юпитеру в присутствии императора Галерия, они были публично унижены — их связали цепями, одели в женские платья и провели по всему городу. Галерий затем оправил их в Месопотамию, чтобы их судил Антиох, местный военачальник и старый друг Сергея. Антиоху не удалось отговорить их отречься от своей веры. Вакх был избит до смерти. На следующий день дух Вакха явился Сергею и поддержал его в том чтобы оставаться сильным и стойким для того чтобы им быть вместе навеки. Следующие несколько дней Сергей подвергся жестоким пыткам и в конце концов обезглавлен в городе Расафа, где его смерть сопровождалась необычайными чудесами.[1]

Историчность

«Страсти» наполнены сверхъестественным событиями и историческим анохронизмами и признаются как не надежный исторический источник. Текст был датирован серединой пятого века нашей эры, и не существует никакого свидетельства о почитании Сергея и Вакха до 425 года, а это спустя 100 лет после описанной их смерти. Поэтому существует большое сомнение в историчности их личности.[1]

Нет никаких точных доказательств того, что схолы Сергея и Вакха были использованы императором Галерием или каким либо другим императорам до Константина I. Известно что преследование христиан началось в армии задолго до того, как оно началось повсеместно, так что сомнителен факт, что даже тайные христиане смогли дослужится до высоких рангов в армии. Также не существует никаких доказательств существования в то время монахов, как описано в житие: там монах находит тело Сергея на берегах Евфрата.[1]

Итальянский историк Пио Франчи Де Кавальери утверждает на том, что «Страсти Сергея и Вакха» основаны на ранее потерянных «страстях» Ювентуса и Макиминуса — это два святых, которые были казнены при императоре Юлиане II Отступнике в 363 году. Он отмечает, что именно при Юлиане солдат христиан наказывали, одевая в женские платья всем напоказ. Дэвид Вудс также потверждает эту идею, указывая на историка Зосиму, который в своей Historia Nova описывает случай, когда Юлиан наказывает солдат-отступников именно таким способом, тем самым потверждая, что автор «Страсти Сергея и Вакха» позаимствовал материал из историй о мучениках времён скорее Юлиана, нежели Галерия.

Прославление

Знамя Гасанидов с изображением лика св. Сергея

Прославление двух святых датируется пятым веком нашей эры. Святилище Сергею было построено в городе Ресафа, переименованном в Сергиополис в 425 году.[1] Это святилище было построено из глиняных кирпичей во время правления епископа Александра Иерапольского.

«Страсти Сергея и Вакха» датируется V веком, на основании того, что в тексте строительство святилища описывается как недавнее событие. Храм был перестроен камнем в 518 году. Храм стал окормлятся важными политическими фигурами, включая римского императора Юстиниана I, царя Сасанидов Хосрова II и правителя Гассанидов Аль-Мундира.[1][2][3]

План церкви святых Сергея и Вакха в Константинопле
Лик Святого Вакха в храме Хора В Стамбуле[4]

Популярность культа Сергея и Вакха росла очень быстро в течение пятого века, наряду с ростом значимости культа мучеников, особенно мучеников-солдат.[1] В Византийской империи они были прославлены как покровители армии. Небольшая монастырская церковь была построена в их честь в Константинополе Юстинианом Первым в 527 году. Сергей был очень известным святым в Сирии и христианской Аравии.

Руины базилики святых Сергея и Вакха в Ресафе, Сирии

Город Ресафа, который стал епархиальном центром, был переименован в Сергиополис, где сохранились мощи святого и была построена базилика. Город был улучшен императором Юстинианом и стал одним из величайших центров паломничества на Востоке. Многие другие церкви были построены в честь Сергея и Вакха. В Риме в IX веке была построена церковь Santi Sergio e Bacco. Христианское искусство изображает их как двух солдат в военной форме с ветвями пальмы в их руках. Дни поминовения их проходит 7 октября. Кочевник пустынь видят в св. Сергии своего покровителя.

Св. Сергей почитается также Армянской церковью. Трёхдневный пост предшествует дню празднования.

Сергей и Вакх — это классический пример святых как пары. Историк Джон Босуэлл считает их самой влиятельной парой, даже более, чем святых Петра и Павла.[5] В своей книге «Однополые союзы в современной Европе» Босуэлл настаивает на том, что отношения святых Сергея и Вакха были романтическим, подтверждая это текстом их жития, где написано, что они были «возлюбленные».[6] Он даже предположил, что оба мужчины был соединены обрядом братования, что являлось ранней формой христианского однополого брака или благословления, тем самым утверждая идею толерантного отношения ранних христиан к гомосексуальности.[6]

Методы и выводы Босвелла были подвергнуты критике многими историками.[1][7][8][9][10][11] Несмотря на это, Святые Сергей и Вакх стали прославленными святыми в христианской гей-общине.[12][13] Пример этого - икона, написанная францисканцем Робертом Лентцом в 1994 году, которая была впервые представлена на гей-параде в Чикаго и с тех пор стала популярным гей-символом.[14]

Примечания

  1. ↑ «The Origin of the Cult of SS. Sergius and Bacchus». From The Military Martyrs. Retrieved June 25, 2009.
  2. Boswell, p. 155
  3. «Sergius and Bacchus». From The Catholic Encyclopedia Retrieved June 29, 2009.
  4. San Salvatore in Chora Commons.wikimedia.org
  5. Boswell, p. 146, 196.
  6. 1 2 Boswell, p. 154.
  7. Gay Marriage: Reimagining Church History». First Things 47: 43—48. Проверено June 25, 2009.
  8. A Groom of One's Own?». The New Republic: 43–48. Проверено June 25, 2009.
  9. p. 279
  10. p. 209
  11. p. 9
  12. Blessing Same-Sex Unions: The Perils of Queer Romance and the Confusions of Christian Marriage. — University of Chicago Press, 2005. — P. 135–136. — ISBN 0-226-41033-1
  13. Holy People of the World: A Cross-Cultural Encyclopedia, Volume 3. — ABC-CLIO, 2004. — P. 781. — ISBN 1-57607-355-6
  14. p. 82f

Библиография

  • Attwater, Donald and Catherine Rachel John. The Penguin Dictionary of Saints. 3rd edition. New York: Penguin Books, 1993. ISBN 0-14-051312-4.
  • E. Key Fowden, The Barbarian Plain: Saint Sergius between Rome and Iran, The Transformation of the Classical Heritage 28 (Berkeley, 1999).
  • D. Woods, 'The Emperor Julian and the Passion of Sergius and Bacchus', Journal of Early Christian Studies 5 (1997), 335-67.
  • Boswell, John. Same-Sex Unions in Premodern Europe New York: Villard Books, 1994. ISBN 0-679-43228-0.

Ссылки

  • David Woods: The Origin of the Cult of SS. Sergius and Bacchus
  • The Lives of Sts. Sergius and Bacchus from the official Website of the Orthodox Church in America (OCA)
  • Photographs of the Church of St. Sergius and St. Bacchus, Istanbul
  • Santi Sergio e Bacco Churches of Rome Wiki
  • The Passion of SS. Serge and Bacchus

Святые Сергей и Вакх.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84