21-06-2023
Священная роща (заповедная роща; дубрава) — небольшой, близкий к жилью [2]
В эпоху, когда богослужение совершалось преимущественно под открытым небом, рощи являлись обычными местами, где воздвигались жертвенники и ставились идолы и мацебы[en]. Но и позже, когда богослужение отправлялось уже в закрытых помещениях (храмах), священные рощи или отдельные деревья являлись принадлежностью святилища.[1]
Близкое отношение деревьев к культу выражалось уже в том, что каждый бог имел своё определённое дерево в качестве своего символа; так, богине Иштар была присвоена пальма, бог Таммуз-Адонис имел своим символом гранатовое дерево, a высший бог Баал (= Зевс) — дуб. Культ священных деревьев был особенно распространён y финикиян и хананеян, a от них перешёл к грекам и др.[1]
В вавилонском мифе о Гильгамеше кедровая роща — жилище богов и святилище богини Иннин (Иштар; таблицы II и V). Главным центром древесного культа в Вавилонии служил приморский город Эриду (ныне холм Абу-Шахрейн), известный уже в древнейшую эпоху истории Вавилонии своим священным деревом Кишкану. Другим центром были Сузы (библейский Шушан), столица Элама, позже Персии, с их знаменитой священной рощей, недоступной для непосвящённых и служившей святилищем бога Шушинака. В Берите была известна священная роща Эшмуна. Богине Астарте, в культе которой деревья играли выдающуюся роль, было посвящено несколько храмов на Кипре. Впоследствии, наряду с культом настоящих деревьев, появляются символические — священные столбы, называвшиеся также ашерами (по имени богини Ашеры).[3]
При завоевании [1]
Высказывались гипотезы, что само слово «אלון» или «אלה», означающее дуб, будто происходит от «אל» — Бог. Но встречающиеся формы «Аллон» и «Алла», a также родственное арамейское слово «Илан» (אילן), означающее дерево вообще, говорят против этой этимологии. В Библии «приносить жертвы под зеленеющим деревом» идентично с [1]
Весьма распространённым обычаем было погребать тела под деревьями ([4].
Дубовая роща на Капитолийском холме в долине между крепостью (Arx) и Капитолием, согласно преданию, была убежищем, устроенным уже Ромулом для увеличения населения только что построенного Рима. Но её значение скоро утратилось, так как это священное место мало-помалу было так обстроено, что никто не мог туда проникнуть.[2]
В древнеримской культуре священные рощи именовались «nemora» или «luci»[5].
«Feroniae lucus» — называлась роща богини Феронии при Капене в Этрурии у горы Соракта (Soracte; к северу от Рима ~40 км; ныне Монте-Оресте[6]), где бывала многолюдная ярмарка. Другая роща Феронии, с источником, находилась, по свидетельству Горация, поблизости Анксура.[7]
«Marīcae lucus» (Μαρίκας ἄλσος) — роща, которая была посвящена древнеиталийской нимфе Марике, между Минтурнами и морем, из которой нельзя было брать обратно то, что раз в неё было внесено. При ней было озеро Palus Maricae, куда вливалась река Лирис.[8]
Лаверна — богиня-покровительница воров в Риме — имела священную рощу у via Salaria[9].
Священная роща.