21-10-2023
Солнце | 273,1 | ||
Меркурий | 3,68—3,74 | Венера | 8,88 |
Земля | 9,81 | Луна | 1,62 |
Церера | 0,27 | Марс | 3,86 |
Юпитер | 23,95 | Сатурн | 10,44 |
Уран | 8,86 | Нептун | 11,09 |
Плутон | 0,06 |
Ускоре́ние свобо́дного паде́ния g (обычно произносится как «Жэ»), — ускорение, придаваемое телу в вакууме силой тяжести, то есть геометрической суммой гравитационного притяжения планеты (или другого астрономического тела) и сил инерции, вызванных её вращением за исключением Кориолисовых сил инерции[1]. В соответствии со вторым законом Ньютона, ускорение свободного падения равно силе тяжести, воздействующей на объект единичной массы.
Значение ускорения свободного падения на поверхности Земли обычно принимают равным 9,8 или 10 м/с². Стандартное («нормальное») значение, принятое при построении систем единиц, g = 9,80665 м/с²[2], а в технических расчетах обычно принимают g = 9,81 м/с².
Значение g было определено как «среднее» в каком-то смысле ускорение свободного падения на Земле, примерно равно ускорению свободного падения на широте 45,5° на уровне моря.
Реальное ускорение свободного падения на поверхности Земли зависит от широты, времени суток и других факторов. Оно варьируется от 9,780 м/с² на экваторе до 9,832 м/с² на полюсах[3]. Оно может быть вычислено (в м/с²) по эмпирической формуле:
где — широта рассматриваемого места, — высота над уровнем моря в метрах.[4]
Содержание |
h, км | g, м/с2 | h, км | g, м/с2 |
---|---|---|---|
0 | 9.8066 | 20 | 9.7452 |
1 | 9.8036 | 50 | 9.6542 |
2 | 9.8005 | 80 | 9.5644 |
3 | 9.7974 | 100 | 9.505 |
4 | 9.7943 | 120 | 9.447 |
5 | 9.7912 | 500 | 8.45 |
6 | 9.7882 | 1000 | 7.36 |
8 | 9.7820 | 10 000 | 1.50 |
10 | 9.7759 | 50 000 | 0.125 |
15 | 9.7605 | 400 000 | 0.0025 |
Ускорение свободного падения состоит из двух слагаемых: гравитационного ускорения и центробежного ускорения.
Значение гравитационного ускорения на поверхности планеты можно приблизительно подсчитать, представив планету однородным шаром массой M, и вычислив гравитационное ускорение на расстоянии её радиуса R:
где G — гравитационная постоянная (6,6742·10−11 м³с−2кг−1).
Если применить эту формулу для вычисления гравитационного ускорения на поверхности Земли, мы получим
Полученное значение лишь приблизительно совпадает с ускорением свободного падения в данном месте. Отличия обусловлены:
Город | Долгота | Широта | Высота над уровнем моря, м | Ускорение свободного падения, м/с2 |
---|---|---|---|---|
Берлин | 13,40 в.д. | 52,50 с.ш. | 40 | 9,81280 |
Будапешт | 19,06 в.д. | 47,48 с.ш. | 108 | 9,80852 |
Вашингтон | 77,01 з.д. | 38,89 с.ш. | 14 | 9,80112 |
Вена | 16,36 в.д. | 48,21 с.ш. | 183 | 9,80860 |
Владивосток | 131,53 в.д. | 43,06 с.ш. | 50 | 9,80424 |
Гринвич | 0,0 в.д. | 51,48 с.ш. | 48 | 9,81188 |
Каир | 31,28 в.д. | 30,07 с.ш. | 30 | 9,79317 |
Киев | 30,30 в.д. | 50,27 с.ш. | 179 | 9,81054 |
Мадрид | 3,69 в.д. | 40,41 с.ш. | 667 | 9,79981 |
Минск | 27,55 в.д. | 53,92 с.ш. | 220 | 9,81347 |
Москва | 37,61 в.д. | 55,75 с.ш. | 151 | 9,8154 |
Нью-Йорк | 73,96 з.д. | 40,81 с.ш. | 38 | 9,80247 |
Одесса | 30,73 в.д. | 46,47 с.ш. | 54 | 9.80735 |
Осло | 10,72 в.д. | 59,91 с.ш. | 28 | 9,81927 |
Париж | 2,34 в.д. | 48,84 с.ш. | 61 | 9,80943 |
Прага | 14,39 в.д. | 50,09 с.ш. | 297 | 9,81014 |
Рим | 12,99 в.д. | 41,54 с.ш. | 37 | 9,80312 |
Стокгольм | 18,06 в.д. | 59,34 с.ш. | 45 | 9,81843 |
Токио | 139,80 в.д. | 35,71 с.ш. | 18 | 9,79801 |
Исторически масса Земли была впервые определена Генри Кавендишем, исходя из известного ускорения свободного падения и радиуса Земли, и впервые измеренной им гравитационной постоянной.
«Же» используется в космонавтике, авиации, автоспорте, а также вообще в технике как единица измерения перегрузок — увеличения веса тела, вызванного его движением с ускорением. Допустимое значение перегрузок для гражданских самолетов составляет 4,33 g. Обычный человек может выдерживать перегрузки до 5 g
. Тренированные пилоты в антиперегрузочных костюмах могут переносить перегрузки до 9 g. Сопротивляемость к отрицательным, направленным вверх перегрузкам, значительно ниже. Обычно при −2;-3 g в глазах «краснеет» и человек тяжелее переносит такую перегрузку из-за прилива крови к голове.В этом вопросе существует небольшая терминологическая путаница: к примеру, определение перегрузки выше даёт для стоящего неподвижно человека перегрузку в 0g, но в таблице ниже этот же случай рассматривается как перегрузка в 1g. Похожий казус происходит также и при измерении давления: мы говорим — давление 0, подразумевая давление в одну атмосферу вокруг нас, учёный скажет — давление 0, подразумевая полное отсутствие молекул в данном объёме.
Человек, стоящий неподвижно | 1 g |
Пассажир в самолете при взлете | 1,5 g |
Парашютист при приземлении со скоростью 6 м/с | 1,8 g |
Парашютист при раскрытии парашюта (при изменении скорости от 60 до 5 м/с) | 5,0 g |
Космонавты при спуске в космическом корабле «Союз» | до 3,0—4,0 g |
Летчик при выполнении фигур высшего пилотажа | до 5 g |
Летчик при выведении самолета из пикирования | 8,0—9 g |
Перегрузка (длительная), соответствующая пределу физиологических возможностей человека | 8,0—10,0 g |
Наибольшая (кратковременная) перегрузка автомобиля, при которой человеку удалось выжить | 214 g[5] |
Сила тяжести.