У этого термина существуют и другие значения, см.
Симфония № 8.
Симфония № 8 до минор, WAB 108 Антона Брукнера написана в 1884—1887 гг. Премьера состоялась 18 декабря 1892 в Вене под управлением Ганса Рихтера.
Части
- Allegro moderato
- Scherzo. Allegro moderato
- Adagio. Feierlich langsam, doch nicht schleppend
- Finale. Feierlich, nicht schnell
Версии
1887
Оригинальная версия. Брукнер работал над ней с октября 1884 г. по август 1885 г., продолжая вносить исправления до 3 июля 1887 г. В отличие от поздних, эта версия значительно пространнее и имеет отличия в инструментовке (самое значительное — двойной набор деревянных духовых вместо тройного); первая часть заканчивается на форте; в кульминации Адажио другая тональность. Издана под редакцией Л. Новака (1972).
1890
Некоторые специалисты, в том числе Р. Хаас и Д. Кук, полагают, что эта версия — продукт неуверенности Брукнера в себе и давления со стороны коллег наподобие Й. Шалька. Однако Новак указал, что рукопись версии полностью написана автором и не содержит чужих помет. По свидетельству друзей и единомышленников, Брукнер не терпел постороннего вмешательства в свои произведения. Версия издана под редакцией Л. Новака (1955).
1892
Первое издание и премьерная версия (единственная симфония Брукнера, опубликованная до премьеры). Наиболее заметные отличия от версии 1890 — шеститактовая купюра и двухтактовый повтор в Финале. Изменения, сделанные Йозефом Шальком и Максом фон Оберлайтнером почти наверняка без участия Брукнера, возможно, были авторизованы перед публикацией.
Издание Хааса
Издание под реакцией Р. Хааса (1939) основывается на автографе версии 1890, но восстанавливает по автографу версии 1887 некоторые опущенные или переработанные фрагменты. Более того, Хаас вставил в Финал восемь тактов собственного сочинения, скомбинировав их из гармоний версии 1887 с карандашными пометами Брукнера на полях версии 1890; при этом пять авторских тактов выпало из партитуры. Это «исправление» в издании никак не оговорено. Б. Корстведт охарактеризовал это вмешательство как «превосходящее разумные пределы научной ответственности». Несмотря на это, многие дирижёры и после выхода в свет выверенного издания Новака отдавали предпочтение Хаасу.
Состав оркестра
- Деревянные духовые
- 3 флейты
- 3 гобоя
- 3 кларнета (B)
- 3 фагота (с контрфаготом)
- Медные духовые
- 8 валторн (F, B)
- 3 трубы (F)
- 3 тромбона
- 2 тубы (басовая и контрбасовая)
- Ударные
- литавры
- Струнные
- I и II скрипки
- альты
- виолончели
- контрабасы
Избранная дискография
Версия 1887
Версия 1887/90 (Хаас)
- Герберт фон Караян c Прусской государственной капеллой (1944), Венским филармоническим оркестром (1957, 1965, 1978, 1979, 1986, 1988, 1989) и Берлинским филармоническим оркестром (1957, 1966, 1967, 1974, 1975)
- Герман Абендрот c симфоническим оркестром Лейпцигского радио (1949)
- Ойген Йохум c Гамбургским государственным филармоническим оркестром (1949) и симфоническим оркестром Гессенского радио (1949)
- Франц Конвичный с симфоническим оркестром Берлинского радио (1959)
- Евгений Мравинский с оркестром Ленинградской филармонии (1959)
- Отто Клемперер с Филармонией (1964)
- Бернард Хайтинк с оркестром Консертгебау (1969, 1970, 1979, 1981, 2005), молодёжным оркестром Европы (1989), симфоническим оркестром Баварского радио (1993), Венским филармоническим оркестром (1995), Бостонским симфоническим оркестром (1998) и Саксонской государственной капеллой (2002)
- Джон Барбиролли c оркестром Халле (1970)
- Яша Горенштейн с Лондонским симфоническим оркестром (1970)
- Гюнтер Ванд с Гюрцених-оркестром (1971), симфоническим оркестром Кёльнского радио (1979), симфоническим оркестром NHK (1983), симфоническим оркестром Баварского радио (1984), симфоническим оркестром Берлинского радио (1985), Венским симфоническим оркестром (1985), симфоническим оркестром Северогерманского радио (1987, 1990, 1993, 2000), Берлинским филармоническим оркестром (1996, 2001), Бамбергским симфоническим оркестром (1999) и Мюнхенским филармоническим оркестром (2000)
- Рудольф Кемпе c оркестром Тонхалле (1971)
- Филипп Херревеге c оркестром «Елисейские поля» (2008)
Версия 1890 (Новак)
- Яша Горенштейн с Венским симфоническим оркестром «Pro Musica» (1955)
- Отто Клемперер с симфоническим оркестром Кёльнского радио (1957) и Новой филармонией (1970)
- Ойген Йохум c Берлинским филармоническим оркестром (1964, 1978), Саксонской государственной капеллой (1976), Бамбергским симфоническим оркестром (1982) и оркестром Консертгебау (1984)
- Джордж Селл с Кливлендским оркестром (1969)
- Серджиу Челибидаке с симфоническим оркестром Штутгартского радио (1974, 1976), симфоническим оркестром Датского радио (1975) и Мюнхенским филармоническим оркестром (1979, 1985, 1987, 1988, 1990, 1991, 1993, 1994)
- Курт Айхгорн с Брукнеровским оркестром Линца (1991) и Мюнхенским филармоническим оркестром (1993)
- Николаус Арнонкур с Венским филармоническим оркестром (2000)
- Бернард Хайтинк с оркестром Консертгебау (2007)
Версия 1892 (первое издание)
Версия Фуртвенглера
(на основе издания Хааса с изменениями по более ранним изданиям)
- Вильгельм Фуртвенглер с Венским филармоническим оркестром (1944) и Берлинским филармоническим оркестром (1949)
Примечания
Ссылки