Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Соловьев, Евгений Андреевич

16-10-2023

(перенаправлено с «Соловьев, Евгений Андреевич»)
Перейти к: навигация, поиск
Евгений Андреевич Соловьёв
Псевдонимы:

Смирнов, Андреевич, Скриба, Мирский

Дата рождения:

19 (6) августа 1863

Место рождения:

Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти:

8 сентября (25 августа) 1905 (42 года)

Место смерти:

Шувалово, Российская империя

Гражданство:

Российская империя Российская империя

Род деятельности:

писатель, драматург

Годы творчества:

1878—1905 гг.

Дебют:

сборник рассказов и очерков "из жизни идейной молодёжи" «В раздумьи» (СПб, 1893), «Книга о Чехове и Горьком» (СПб., 1901)

Произведения в Викитеке.
Внешние изображения
Портрет Евгения Андреевича Соловьёва[1]

Евгений Андреевич Соловьёв (6 августа 1863 (19)-25 августа 1905 (8)) — русский писатель.

Биография

Закончил историко-филологический факультете Санкт-Петербургского университета. Недолго был учителем гимназии. В дальнейшем занимался только литературной деятельностью.

Творчество

  • Под псевдонимом Скриба выдвинулся бойкими критическими фельетонами в «Русской Жизни» и «Новостях».
  • Принимал деятельное участие в «Биографической Библиотеке» Павленкова, для которой написал ряд биографий; из них обратили на себя особенное внимание посвященные Писареву, Толстому и Герцену (под псевдонимом Смирнов). Павленковым же издан
  • сборник рассказов и очерков Соловьёва из жизни идейной молодежи: «В раздумьи» (СПб., 1893).
  • В 1898 г. изд. компилятивную книгу «Белинский в его письмах и сочинениях» (СПб.).

С основанием в конце 1890-х гг. марксистской «Жизни», Соловьёв, под псевдонимом Андреевич, становится присяжным критиком журнала, где были напечатаны широко задуманные, но под конец скомканные его

  • статьи «Семидесятые годы» и
  • статьи о Чехове и Горьком. Часть этих статей вошла в состав
  • «Книги о Чехове и Горьком» (СПб., 1901) и
  • «Очерков из истории, русской литературы XIX века» (СПб., 1903).

Вдумчивый и работоспособный, Соловьёв был крайне беспорядочен в личной жизни. Страдая алкоголизмом, он часто откладывал работу до последнего момента и тут уже не стеснялся цитировать книги, которых вовсе не читал, на память делать цитаты из книг, прочитанных очень давно, и даже приводить огромные выдержки из разных книг без указания источника. Смущённый разоблачениями этого недостатка, Соловьёв на некоторое время исчезает из столичной печати, но вскоре под новым псевдонимом Мирский появляется в «Журнале для Всех».

  • В 1905 г. изданная «Знанием» книга его (под псевдонимом Андреевич): «Опыт философии русской литературы» имела большой успех и в публике, и в критике.
  • В том же 1905 году вышла переработанная его монография о Толстом.

Критика

Опасно было бы полагаться только на историко-литературные и критические работы Соловьёва, полные неточностей и ошибок; но они с большой пользой могут служить для вторичного ознакомления с предметом. Язык и литературная манера Соловьёва крайне неровны. Можно было бы назвать его писателем блестящим, если бы не размашистость, иногда переходящая в вульгарность. По общему складу своего историко-литературного метода Соловьёва — исключительно критик-публицист. Анализом чисто литературных свойств таланта отдельных писателей он вовсе не занимается. Публицистическая окраска особенно окрепла в его произведениях в конце 90-х гг., когда марксизм дал ему определенную нить. В «Очерках» он не сомневается в том, что «всякая идея, всякий новый художественный образ, как стрелки на часах, отмечают лишь переворот и перераспределение сил внутри общественного организма; без переворота в обществе не бывает и переворота в литературе». Весь ход русской литературы XIX века представляется Соловьёвым как проявление борьбы классов и сословий и сводится к смене «дворянского» прекраснодушия озлоблением «разночинца» и предчувствием грядущей победы у представителей лозунгов пролетариата. В это прокрустово ложе марксистской схемы Соловьёв вгоняет все разнообразие отдельных писательских темпераментов и художественных сил. Позже, в «Опыте философии русской литературы», Соловьёв определяет «господствующую идею нашей литературы как аболиционистскую, освободительную». Для него «литература — борьба за освобождение личности и личного начала прежде всего». Таким образом «борьба классов» как будто забыта; вполне правильно признается «подвижничество за народ» всей русской интеллигенции, без различия «классов». По-прежнему, однако, проводится мысль, что «личность писателя, во всей пестроте и капризности ее обстановки и проявлений, все решительнее должна уйти из области истории литературы… Величайшей ошибкой было бы признавать, что мыслит отдельный человек: мыслят общественные группы, общественные классы. С отдельными именами связаны только наиболее удачные формулы». История литературы должна освободиться от «культа полубогов и героев, царей и царьков литературного мира». В августе 1905 г. он скоропостижно умер. Смерть его вызвала всеобщее сожаление.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Примечания

  1. Е. А. Соловьев-Андреевич: биобиблиографическая справка.  (рус.)

Литература

  • Пильский П. Критические статьи.-- Спб., 1910.-- Т. 1; Келдыш В. А. Новое в критическом реализме и его эстетике // Литературно-эстетические концепции в России конца XIX -- начала ХХ в.-- М., 1975.
  • "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.

Том 2. М--Я. Под редакцией П. А. Николаева.
М., "Просвещение", 1990

Ссылки

  • Соловьев-Андреевич Евгений Андреевич: «Александр Герцен. Его жизнь и литературная деятельность»
  • Е. А. Соловьев-Андреевич: биобиблиографическая справка

Соловьев, Евгений Андреевич.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84