23-10-2023
Стамбульская конвенция | ||
---|---|---|
Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием | ||
| ||
Дата подписания | 11 мая 2011 | |
Место подписания | Стамбул | |
Вступление в силу | 1 августа 2014 | |
Подписали | 46 стран + ЕС | |
Стороны | Армения, Болгария, Чехия, Венгрия, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Молдавия, Словакия, Украина, Великобритания, ЕС, Турция | |
Место хранения | Генеральный Секретарь Совета Европы | |
Статус | 210 | |
Языки | английский, французский, немецкий, итальянский, русский | |
Сайт | Медиафайлы на Викискладе |
Конве́нция Сове́та Евро́пы о предотвраще́нии и борьбе́ с наси́лием в отноше́нии же́нщин и дома́шним наси́лием (также известная как Стамбу́льская конве́нция)[1] — международное соглашение Совета Европы против насилия в отношении женщин и насилия в семье. Открыта для подписания с 11 мая 2011 года. Подписана 46 странами[Комм. 2] и Европейским союзом; ратифицирована 39 странами[Комм. 2][Комм. 3]; вступила в силу 1 августа 2014 года[2].
Первой страной, ратифицировавшей Конвенцию, 14 марта 2012 года стала Турция[2][3]. Турция также стала первой страной, объявившей о выходе из Конвенции[2][4]. Власти Турции объясняют принятое решение подменой сути Конвенции[5][6] .
В разделе не хватает сносок. (22 июня 2022) |
Стамбульская Конвенция является первым юридически обязывающим документом, который «создает всеобъемлющую правовую базу и подход к борьбе с насилием в отношении женщин» и направлен на предотвращение бытового насилия, защиту жертв и судебное преследование виновных.
Она характеризует насилие в отношении женщин как нарушение прав человека и форму дискриминации (статья 3а). Странам следует проявлять должную добросовестность при предотвращении насилия, защите жертв и привлечении к ответственности виновных (статья 5).
Конвенция также содержит определение гендера: «социально сконструированные роли, модели поведения, действия и атрибуты, которые данное общество считает подходящими для женщин и мужчин» (статья 3с).
Кроме того, Конвенция устанавливает ряд преступлений, квалифицируемых как насилие в отношении женщин. Государства, которые ратифицируют Конвенцию, должны криминализировать несколько преступлений, в том числе психологическое насилие (статья 33), преследование (статья 34), физическое насилие (статья 35), сексуальное насилие, в том числе изнасилование (статья 36), принудительный брак (статья 37), калечение женских половых органов (статья 38), принудительные аборты и принудительную стерилизацию (статья 39). Конвенция гласит, что сексуальные домогательства (харассмент) должны подлежать «уголовному или иному правовому наказанию» (статья 40). Конвенция также включает статью о преступлениях, совершенных во имя так называемой «чести» (статья 42).
Конвенция уполномочивает независимый экспертный орган, Группу экспертов по борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье (GREVIO), следить за осуществлением Конвенции. Эксперты избираются государствами-участниками. На данный момент группа состоит из пятнадцати человек[10].
Конвенция содержит 81 статью, которые разделены на 12 глав. Документ основан на четырёх принципах: предупреждение, защита и поддержка жертв, судебное преследование правонарушителей и комплексная политика. Каждый принцип предусматривает ряд конкретных мер. Конвенция также устанавливает обязательства в отношении сбора данных и поддержки исследований (статья 11).
В преамбуле упоминаются Европейская конвенция о правах человека, Европейская социальная хартия и Конвенция о борьбе с торговлей людьми, а также международные договоры по правам человека, принятые Организацией Объединённых Наций, и Римский статут Международного уголовного суда.
Раздел I описывает цели и общие положения, II посвящён координации и сотрудничеству, III — предотвращению насилия, раздел IV — защите и поддержке жертв (пострадавших от сексуального насилия, детей-свидетелей) специальными вспомогательными службами, сообщениями со стороны специалистов, работающих с женщинами (медики, социальные работники, психологи). Раздел V — описывает материальное право (возмещение, опека), VI — Расследование, уголовное преследование, процессуальное право и защитные меры, VII — Миграция и приюты, IX — Система контроля для обеспечения эффективности внедрения Конвенции, Х — Связь с другими международными актами, XI — Заключительные положения.
Государства, ратифицировавшие Конвенцию, юридически связаны её положениями после её вступления в силу.
Обозначения: R — предостережение, D — декларации, денонсации, исключения, A — полномочия, T — территориальные уточнения, C — переписка, O — возражения; Цифрами обозначена очередность ратификации.
Страна | Подписание | Ратификация | Вступление в силу | Условия | |
---|---|---|---|---|---|
7 | Австрия | 11.05.2011 | 14.11.2013 | 01.08.2014 | O |
2 | Албания | 19.12.2011 | 04.02.2013 | 01.08.2014 | |
10 | Андорра | 22.02.2013 | 22.04.2014 | 01.08.2014 | T |
21 | Бельгия | 11.09.2012 | 14.03.2016 | 01.07.2016 | |
Болгария | 21.04.2016 | ||||
6 | Босния и Герцеговина | 08.03.2013 | 07.11.2013 | 01.08.2014 | |
Великобритания | 08.06.2012 | 21.07.2022 | |||
Армения | 18.01.2018 | R | |||
11 | Дания | 11.10.2013 | 23.04.2014 | 01.08.2014 | R |
26 | Эстония | 02.12.2014 | 26.10.2017 | 01.02.2018 | A |
23 | Грузия | 19.06.2014 | 19.05.2017 | 01.09.2017 | R |
Греция | 11.05.2011 | ||||
30 | Исландия | 11.05.2011 | 26.04.2018 | 01.08.2018 | |
Ирландия | 05.11.2015 | ||||
5 | Италия | 27.09.2012 | 10.09.2013 | 01.08.2014 | |
9 | Испания | 11.05.2011 | 10.04.2014 | 01.08.2014 | T |
27 | Кипр | 16.06.2015 | 10.11.2017 | 01.03.2018 | R |
Латвия | 18.05.2016 | D | |||
Литва | 07.06.2013 | R | |||
Лихтенштейн | 10.11.2016 | ||||
Люксембург | 11.05.2011 | ||||
14 | Мальта | 21.05.2012 | 29.07.2014 | 01.11.2014 | R |
32 | Молдова | 06.02.2017 | 14.10.2021 | ||
15 | Монако | 20.09.2012 | 07.10.2014 | 01.02.2015 | R |
25 | Германия | 11.05.2011 | 12.10.2017 | 01.02.2018 | R |
19 | Нидерланды | 14.11.2012 | 18.11.2015 | 01.03.2016 | T |
24 | Норвегия | 07.07.2011 | 05.07.2017 | 01.11.2017 | O |
18 | Польша | 18.12.2012 | 27.04.2015 | 01.08.2015 | D |
3 | Португалия | 11.05.2011 | 05.02.2013 | 01.08.2014 | |
22 | Румыния | 27.06.2014 | 23.05.2016 | 01.09.2016 | R |
29 | Северная Македония | 08.07.2011 | 23.03.2018 | 01.07.2018 | R |
20 | Сан-Марино | 30.04.2014 | 28.01.2016 | 01.05.2016 | |
8 | Сербия | 04.04.2012 | 21.11.2013 | 01.08.2014 | R |
Словакия | 11.05.2011 | ||||
16 | Словения | 08.09.2011 | 05.02.2015 | 01.06.2015 | R |
1 | |
||||
Венгрия | 14.03.2014 | ||||
Украина | 07.11.2011 | 20.06.2022 | 01.11.2022[11] | ||
31 | Хорватия | 22.01.2013 | 12.06.2018 | 01.10.2018 | D |
17 | Финляндия | 11.05.2011 | 17.04.2015 | 01.08.2015 | O |
13 | Франция | 11.05.2011 | 04.07.2014 | 01.11.2014 | A |
Чехия | 02.05.2016 | R | |||
4 | Черногория | 11.05.2011 | 22.04.2013 | 01.08.2014 | |
28 | Швейцария | 11.09.2013 | 14.12.2017 | 01.04.2018 | O |
12 | Швеция | 11.05.2011 | 01.07.2014 | 01.11.2014 | O |
Европейский Союз | 13.06.2017 |
Конвенцию часто критикуют за использование понятия «гендер», которое критики считают размытым[4].
Стамбульскую конвенцию не ратифицировали шесть членов Евросоюза: Болгария, Венгрия, Чехия, Латвия, Литва и Словакия. Шаги по выходу из Конвенции предприняла Польша, мотивируя свои действия попытками ЛГБТ-сообщества навязать всему обществу свои представления о гендере[4].
В Армении документ вызвал столкновение мнений и сбор подписей против его ратификации. Один из пунктов критики — в том, что Конвенция открывает дорогу пропаганде «всех и всяческих „нестереотипных гендеров“»[12]: учебные учреждения Армении будут обязаны объяснять детям, что существует «третий пол», и что это «абсолютно нормально». Противники документа считают неприемлемым распространение подобных представлений через учебные заведения и программы. Помимо того, они считают, что, «в случае ратификации конвенции, преграды на пути создания однополых семей и усыновления однополыми парами детей исчезнут, либо их станет меньше», а мужчины, воспринимающие себя в качестве женщин, будут освобождаться от воинской службы, что снизит боеспособность армянской армии[13].
Конвенция была подвергнута резкой критике в Болгарии. В частности, Николай Михайлов, психиатр, богослов и бывший депутат Народного собрания, заявил, что «Стамбульская конвенция — чемодан с двойным дном», а термин «гендер» охарактеризовал как «слово-хамелеон»[14].
Священный Синод Болгарской Православной Церкви призвал Народное собрание не ратифицировать Стамбульскую конвенцию. Он заявил, что «конвенция имеет и духовные измерения», насаждает чуждую для болгарского народа ценностную систему и «позволит управлять обществом по новой модели, соответствующей интересам малой его части»[14].
Стамбульская конвенция не была ратифицирована в Болгарии из-за всенародного сопротивления: против неё сплотились «люди разных возрастов, национальностей, вероисповеданий, разных уровней образования и разных политических взглядов»[14].
В мае 2020 года венгерский парламент отказался ратифицировать Стамбульскую конвенцию. Депутаты партии ФИДЕС и Христианско-демократической народной партии поддержали правительство, которое посчитало, что этот документ поощряет «деструктивные гендерные идеологии» и «нелегальную иммиграцию». Члены ФИДЕС посчитали, что действующее законодательство вполне позволяет защитить женщин. Парламентарии также отказались от обязательства принимать мигрантов и беженцев, которых преследуют вследствие их сексуальной ориентации или пола[15].
Обсуждение документа породило «шквал эмоций в латвийском обществе»[16].
В Литве предметом разногласий стали английское понятие gender и его литовский перевод «социальный пол»: соответствующие положения Стамбульской конвенции «вызывают напряженность и дискуссии ценностного характера». Литовское Министерство социальной защиты и труда потребовало отложить ратификацию Конвенции до того, как будет достигнут компромисс по этим вопросам. Литовская епископская конференция и другие критики заявляют, что Стамбульская конвенция может потребовать, чтобы Литва внесла изменения в понятие пола и внедрила неприемлемые положения о гомосексуальности[17].
Входящая в правящую коалицию партия «Солидарная Польша» 27 июля 2020 года подала в Министерство семьи, труда и социальной политики заявку на выход республики из Стамбульской конвенции. Збигнев Зёбро , лидер «Солидарной Польши», вице-премьер польского правительства и министр юстиции, считает, что действующих в Польше законов вполне достаточно для противодействия домашнему насилию, а ратифицированная Польшей в 2015 году Конвенция идеологически вредна[18].
«Конвенция в части защиты женщин нас устраивает», — указал вице-премьер, добавив, однако, что в ней содержится неприемлемая скрытая часть, «которая касается <…> идеологии, ставящей под сомнение семью, супружество, религию». Зёбро, кроме того, подчеркнул, что Стамбульская конвенция предусматривает формирование понятия социально-культурной половой принадлежности, а не биологической и заявил, что с этим связано требование изменить школьное обучение таким образом, чтобы дети считали биологический пол анахронизмом[18].
Збигнев Зёбро заявил, кроме того, что Стамбульская конвенция нарушает права родителей[19].
Позицию Зёбры поддержали многие политики из правящего лагеря. Например, заместитель министра культуры Польши Ярослав Селлин заявил: «Под прикрытием достойной цели, то есть борьбы с насилием, эта конвенция контрабандой продвигает важные положения идеологии гендера». Сходную позицию занял заместитель министра юстиции Марчин Романовский, заявив: «Стамбульская конвенция — это идеологический троянский конь, представляющий собой неомарксистский манифест, противоречащий основным положениям нашей правовой культуры»[18].
Традиционные ценности, право семьи самой решать, как воспитывать детей, ведущая роль религии в воспитании пользуются поддержкой значительной частью польского общества, однако в стране хватает и тех, кто отстаивает иные подходы[18].
При этом генеральный секретарь Совета Европы Мария Пейчинович-Бурич заявила, что Польша не должна выходить из Стамбульской конвенции. По её словам, отказ от Стамбульской конвенции «был бы прискорбным и стал бы большим шагом назад в защите женщин от насилия в Европе»[18].
Эксперты считают, что большинство законов, предлагаемых Стамбульской конвенцией, в Польше действуют и без неё[18].
Россия не подписала Стамбульскую конвенцию. Несмотря на это, в российском обществе ведётся обсуждение этого документа.
Неприемлемыми для России, несмотря на внешне благие цели, считает Стамбульскую конвенцию и законопроект о домашнем насилии Андрей Кормухин, лидер и создатель движения «Сорок сороков». Ширма домашнего насилия, по его словам, скрывает попытку ввести гендерное равноправие, которое не сводится к равноправию двух полов, мужчин и женщин, а стремится легализовать не обязательно совпадающий с биологическим полом «гендер», или «социальный пол», основанный на самоощущении: таковых «уже насчитывается до 58»[20].
В августе 2020 года Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций, куда входит и представитель Украинской православной церкви (Московского патриархата), обратился к премьер-министру Украины с призывом отказаться от ратификации Стамбульской конвенции из-за понятия «гендер», которое, по мнению авторов документа, означает не биологический пол, а самоидентификацию человека. Верующие различных конфессий обеспокоены тем, что статья 14 Стамбульской конвенции предусматривает включение материала по нестереотипным гендерным ролям в учебные планы на всех уровнях обучения. Такой подход может побудить украинских школьников к размышлению над изменением пола («гендера»). Взамен ратификации Стамбульской конвенции авторы документа предложили «развивать национальное законодательство Украины»[21].
18 июня 2022 года президент Украины Владимир Зеленский зарегистрировал в парламенте законопроект о ратификации Стамбульской конвенции, а 20 июня 2022 года Верховная рада Украины поддержала её ратификацию[22]. 21 июня 2022 года Владимир Зеленский подписал законопроект о ратификации Стамбульской конвенции[23].
21 июня 2022 года народные депутаты от партии «Батькивщина» заявили о намерении обжаловать ратификацию Стамбульской конвенции в Конституционном cуде[24].
В ночь с 19 на 20 марта 2021 года был опубликован указ президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о выходе Турции из Стамбульской конвенции[25]. Власти Турции объясняют принятое решение подменой сути Конвенции[5][6] — её использованием для того, чтобы нормализовать гомосексуализм[26][3][5][6][27][4][28]. В том же заявлении подчёркивается, что Турция будет по-прежнему бескомпромиссно бороться с бытовым насилием, и что выход из Стамбульской конвенции никак не скажется на продолжении защиты прав женщин[4][28]. Выход Турции из Конвенции подвергли критике США и Евросоюз[4].
Стамбульская конвенция.