Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Сура (санскрит)

29-09-2023

Статья по тематике
Индуизм

История · Пантеон

Шактизм  · Шиваизм
Смартизм  · Вайшнавизм

Дхарма · Артха · Кама
Мокша · Карма · Сансара
Йога · Бхакти · Майя
Пуджа · Мандир · Киртан

Веды · Упанишады
Рамаяна · Махабхарата
Бхагавад-гита · Пураны
другие

Родственные темы

Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Политеизм Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша

Портал «Индуизм»

п·о·р

Де́ва или дэ́ва (санскр. देव, deva IAST) — божественное существо в индуизме. В писаниях и традиции индуизма девы обычно противопоставляются асурам.

Содержание

Этимология

Предположительно, слово происходит от праиндоевропейского *deiwos, — прилагательного, которое означает «небесный» или «сияющий» и является вриддхи от корня *diw «светиться». Женский род деви «богиня» (PIE *deiwih2). Также может иметь определённое отношение к корню *диив«играть».

Однокорневое слово в авестийском языкеdaēva, которое, однако, имеет отрицательную коннотацию. В зороастрийских текстах дэвы - это отвратительные существа, олицетворение зла.

Родственно «дева» также литовское dievas, латышское dievs, прусское deiwas, германское tiwaz, и латинское deus «бог» и divus «божественный», от которого также произошли английские слова «divine», «deity», французское «dieu», испанское «dios» и итальянское «dio».

Родственно, но несколько отличается от праиндоевропейского имени *Dyeus которое, хотя и происходит от одного и того же корня, изначально могло означать небо, отсюда и «Бог ясного неба», — основной бог индоевропейского пантеона, на санскрите Дьяус.

В современном индуизме, девов также называют словом девата. На цыганском языке слово Бог, дел или девел, — прямой потомок от девата.

Девы в Ведах

Пантеон традиции шраута состоит из различных богов и богинь.

Основные девы:

Основные деви (богини):

Ведическая религия

В Ведах содержатся мантры, предназначенные для удовлетворения девов и получения их благословений. В «Риг-веде», самой древней из четырёх Вед, описываются 33 основных девов, тогда как их общее число, согласно разным интерпретациям, составляет 330 млн или 33 млн.

Одни девы представляют силы природы, а другие — определённые моральные ценности. Дева, которому посвящено больше всего гимнов «Риг-веды», это Индра. Агни и Сома представляют огненное жертвоприношение, называемое яджна. Всем девам вместе поклоняются как Вишвадевам. Варуна одновременно является девой и асурой.

Классический индуизм

Девы в индуизме — это небесные существа, божества, которые управляют различными силами природы, такими как огонь, воздух, ветер и др. и являются слугами Единого Всевышнего Бога. Некоторые девы занимают более важное положение — они управляют сложными космическими процессами и играют ключевую роль в творении и поддержании жизни во Вселенной, как, например, Брахма. Большинство девов играют незначительную роль в индуизме. Однако, некоторые, такие как Ганеша, исполняют особо важные функции во вселенской администрации и являются популярными объектами поклонения среди индусов. Индусская троица, которая на санскрите называется Тримурти, состоит из Брахмы, Вишну и Шивы. Шиву обычно называют Махадева — «Великий дева», так как во всех традициях индуизма он занимает более возвышенное положение по сравнению с другими девами. В вайшнавизме Шиву рассматривают как почти равного по могуществу с Вишну и Его аватарами, а в шиваизме Шива выступает как Верховная ипостась Бога.

По характеристикам и роли которые они выполняют, девов можно сравнить с ангелами авраамических религий.

Роль девов в различных традициях индуизма

Для последователей адвайты Единый Бог проявляется как Сагуна-брахман — персонификация Брахмана в личностных формах, таких как Вишну, Шива или Кришна. В большинстве течений индуизма, Бог, в своём личностном аспекте как Ишвара или в своём безличном аспекте как Брахман (Верховный Дух) всегда является Верховным Управляющим. В «Катха-упанишаде» утверждается:

От страха перед Его силой дует ветер; от страха перед Ним восходит солнце; боясь Его, Агни, Индра и сама смерть убегают прочь.

Брахман, в своей личной или безличной форме, всегда является Единой Абсолютной Истиной.

Однако некоторые индусы, такие как последователи традиции смарта, поклоняются Богу в любой антропоморфической форме, если она служит для выражения бхакти.

В «Вишну-сахасранаме» также говорится:

Риши (великие мудрецы), предки, девы, все элементы, всё движимое и недвижимое что существует во Вселенной, произошло от Нараяны.

Таким образом утверждается, что девы находятся в подчинённом положении от Верховного Бога Вишну.

Кришна также говорит:

Я пребываю в сердце каждого как Сверхдуша, и, когда человек хочет поклоняться тому или иному деве, Я укрепляю его веру в этого деву, чтобы он мог вручить себя ему. С такой верой человек поклоняется этому деву и добивается желаемого. Но на самом деле все блага, которые он получает, дарую Я один.[1]

В «Бхагавад-гите» Кришна также объявляет:

Я — первопричина всех девов и мудрецов.[2]

См. также

Примечания

  1. Бхагавад-Гита глава 7. Знание Абсолюта, текст 21-22
  2. Бхагавад-Гита глава 10. Великолепие Абсолюта, текст 2

Ссылки

  • Different Devas Explained
  • Hinduism: God and gods

Сура (санскрит).

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84