Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Тифлопедагогика

11-09-2023

Санкт-Петербург. Здание Александро-Мариинского училища слепых

Тифлопедагогика (от греч. τυφλός — слепой и педагогика) — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения — является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии.

Содержание

История тифлопедагогики

В. А. Феоктистова пишет: «Начало систематического обучения слепых в России и развитие отечественной тифлопедагогики относится к концу 70 — ых г. г. XIX века. Но первый опыт обучения слепых детей возник уже в начале XIX века» [1] Н. Н. Малофеев так описывает деятельность В. Гаюи: «Мытарства Гаюи в России, неимоверные трудности, испытанные им при создании в Петербурге школы для слепых детей в начале XIX столетия, объяснимы и предсказуемы. Заимствованная европейская модель специального образования, волюнтаристски перенесённая в отечество из продвинутого (третьего периода) эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в умственном и физическом развитии в предыдущий второй период не могла быть жизнестойкой. [2]

Практически всё общество оказалось не готовым к восприятию зарубежной новации, в силу чего вдребезги разбились мечты парижского энтузиаста. Аналог французского института в России создать не удалось, подготовить педагогов преемников из числа коренных жителей не представилось возможным, рельефные книги для слепых оказались ненужными. — Тем не менее Н. Н. Малофеев делает следующие выводы. — … с позиций сегодняшнего взгляда на историю результат должен быть оценён очень высоко. Прецедент был создан, рубеж, отделяющий второй период отношения к лицам с умственными и физическими недостатками от третьего, перейдён». [2]

Во второй половине XIX века на необходимость активного участия общества в организации образования детей с нарушениями зрения указывают Г.Г. Дикгоф, А.И. Скребицкий. Г. Г. Дикгофу и К.К. Гроту удаётся то, что не удалось В. Гаюи в начале века. «Деятельность Грота и  Дикгофа по организации обучения слепых, в отличие от Гаюи, оказалась успешной потому, что к концу XIX в. в России изменилось отношение государства и общества к слепым. … набрала силу светская благотворительность, образование начало осознаваться базовой общественной ценностью, а обучение слепых стало пониматься как реализация всеобщего права на образование. [2]

В таких условиях Попечительство о слепых ВУИМ сумело открыть более двух десятков учебных заведений». Ряд известных тифлопедагогов отмечает необходимость общественного образования для слепых. Указывая, что для слепого образование имеет ключевое значение, К. Ф. Лейко пишет: «Только рациональное воспитание и обучение могут сделать слепого гармонически зрелой личностью, способной к практическому выполнению своего гражданского назначения» . А. Н. Колубовский пишет о необходимости решения обществом проблемы образования слепых: «… обучение для слепого нужнее, чем для зрячего, и всеобщее обучение слепых является одной из ближайших задач, которые в настоящее время должны ставить себе правительство и общество». Учреждения для слепых объединялись под руководством Попечительства о слепых. [3]

На рубеже XIX — XX веков в него входили 47 заведений, среди которых 24 училища для слепых детей, а также мастерские для обучения взрослых слепых в Санкт-Петербурге. М. Рейх отмечает: «Во всех 24 губернских училищах ведомства Попечительства воспитывалось и обучалось в 1889 г. — 653 детей». Как и в учреждениях для глухонемых, слепых обучают доступным им ремёслам, что позволяет им в дальнейшем адаптироваться к жизни. Для решения этих задач в училищах организованы ремесленные классы и ремесленные мастерские. После выхода слепых из учебных заведений Попечительство участвует в их социальной адаптации. Оно «… по выходе же слепцов из этих заведений, поддерживает их в новой трудовой жизни, устраивает особые общежития, организуя сбыт изготовленных слепыми изделий и оказывая материальную поддержку тем из них, которые по болезни или другим уважительным причинам не могут зарабатывать на своё пропитание»[4]

До революции были созданы предпосылки для создания системы обучения и воспитания слепых детей. В советский период была создана дифференцированная система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

Были написаны фундаментальные работы по тифлопедагогики среди которых: [1] «Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности»; Муратов, Ростислав Сергеевич «Компенсация и коррекция дефекта зрения при помощи технических средств в процессе школьного обучения слепых и слабовидящих»; Касаткин Л.Ф. «Формирование двигательных функций у слепых детей и пути преодоления недостатков физического развития в процессе школьного обучения»; Моргулис И.С. «Теоретические основы коррекционно — воспитательного процесса в младших классах школы слепых»; Агеев Е.Д. «Организационно-педагогические основы социально трудовой реабилитации лиц с глубокими нарушениями зрения»; Ермаков В.П. «Научные основы обучения слепых и слабовидящих учащихся специальной графике и её роль в подготовке к трудовой деятельности»; Семёнов Л.А. «Педагогические основы совершенствования физического воспитания слепых школьников».

Тифлопедагогика как наука

Макет кремля в музее Российской государственной библиотеке для слепых
Макет католического храма в музее Российской государственной библиотеке для слепых

Как раздел общей педагогики она развивается на основе философии, принципов гуманистического воспитания и на общедидактических принципах обучения, с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения. Естественнонаучной основой тифлопедагогики является учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

Тифлопедагогика является частью дефектологии. Дефектологию можно определить как интегративную науку, на стыке педагогики, психологии и медицины, занимающуюся вопросами изучения, воспитания и обучения человека с отклонениями в развитии. Она включает в себя блоки медико-биологических и психолого-педагогических наук, которые интегрируют полученные в своих сферах знания, ради одной цели — воспитания человека с отклонениями в развитии.

В современных условиях можно условно разделить дефектологию на учения об изучении, воспитании и обучении разных категорий людей с отклонениями в развитии. Одним из таких учений является тифлология, которая объединяет медико-биологические и психолого-педагогические науки, занимающиеся вопросами изучения, обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Среди данных наук можно назвать офтальмологию, невропатологию, психиатрию, нейрофизиологи(медико-биологические науки); тифлопсихологию, тифлопедагогику (психолого-педагогические науки).

Ключевое место в тифлологии занимает тифлопедагогика. На обоснование адекватных способов и методов педагогического воздействия, которые реализуются в тифлопедагогике, направлены все перечисленные медико-биологические и психологические науки.

Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем:

  • психолого-педагогическое и клиническое изучение лиц с глубокими нарушениями зрения; выяснение типологии нарушений функций зрения и аномалий психического и физического развития при этик нарушениях;
  • пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.

Важное место занимают:

  • разработка содержания, методов и организации обучения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих;
  • определение типов и структуры специальных учреждений для их обучения и воспитания;
  • разработка научных основ построения учебных планов, программ, учебников, частных методик.

Большое внимание уделяется:

  • созданию специальных технических средств, способствующих расширению познавательных возможностей лиц с нарушенным зрением, повышению эффективности их обучения и подготовки к труду в современном обществе;
  • разработке системы гигиенических мероприятий по охране и развитию неполноценного зрения (нормативов освещенности, режима зрительной нагрузки и др.);
  • проектированию специальных зданий для обучения, воспитания и трудовой подготовки.

В качестве методов исследования тифлопедагогика использует:

  • наблюдение за процессом обучения, воспитания и развития детей;
  • естественный, обучающий, лабораторный и психолого-педагогический эксперимент;
  • беседы;
  • анализ ученических работ (письменных работ, образцов различных видов изобразительной и трудовой деятельности и др.).

Тифлопедагогика опирается на смежные с ней науки: общую педагогику, дефектологию, тифлопсихологию, патофизиологию, офтальмологию, школьную гигиену, педиатрию, детскую психоневрологию и др.

Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмы и условия, компенсации нарушенных функций, формы, содержание и методы дифференцированного обучения лиц разного возраста с глубокими нарушениями зрения.

B процессе воспитания детей дошкольного возраста осуществляются всестороннее развитие, коррекция дефектов психического и физического характера, подготовка к школьному обучению.

В школьном возрасте дети получают общее среднее и политехническое образование в объеме массовой школы, духовно-нравственное, физическое, эстетическое воспитание, социально-психологическуюю и трудовую подготовку.

Обучение взрослых с нарушением зрения имеет целью повышение уровня образования и социально-трудового статуса. Оно организуется с учетом возраста, сферы производственной занятости, жизненного и практического опыта, уровня общеобразовательной подготовки.

К специальным средствам обучения и воспитания относятся: положения о дошкольных учреждениях и школах, учебные планы и программы, формы, методы, дидактические средства наглядности и тифлотехнические устройства.[5]

Известные тифлопедагоги и тифлопсихологи

Зарубежные
Отечественные

Литература

  • Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений /В.П.Ермаков, Г.А.Якунин.- М., 2000.- 240 с.
  • Кантор В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих.- СПб.: КАРО, 2004.- 240 с.
  • Малофеев Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государства и филантропия //Дефектология.- 2004.- №5.- С.74-82.
  • Рейх М. Что делает мир для улучшения участи слепых.- СПб., 1901.- С.50.
  • Слабовидящие дети /под ред. Ю.А.Кулагина, Н.Г.Морозовой, М.Б.Эйдиновой.- М.: Просвещение, 1967.- 252 с. : ил.
  • Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства /Л.И.Солнцева.- М.: Полиграф-сервис, 2000.- 250 с.
  • Специальная дошкольная педагогика : учебное пособие /под ред. Е.А.Стребелевой.- М., 2001.
  • Специальная дошкольная педагогика и психология : сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений /под общ.ред. В.И.Селиверстова.- М.: Владос, 2001.- 336 с.
  • Специальная педагогика : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /под ред. Н.М.Назаровой.- М., 2002.
  • Специальная педагогика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова [и др.]; под ред. Н.М.Назаровой.- 6-е изд., стер.- М.: ACADEMIA, 2006.- 395 с.
  • Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих детей. — Л., 1980.- 76 с.
  • Феоктистова В.А. История советской тифлопедагогики и школы слепых и слабовидящих. — Л., 1980.- 70 с.
  • Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики.- М., 1981.- 168 с.

Литература доступная в интернете

  • Гусева М.Р., Дмитриев В.Г.,Плаксина Л.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения . - М.: «Просвещение», 1978.
  • Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации /Сост. Дружинина Л. А. и др. ] . —— Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. — 206 с.
  • Вместе пишем и читаем по Брайлю: Пособие для изучения системы Брайля . –– М.: ООО “ИПТК “Логос” ВОС”, 2002.
  • Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова . -- М.: Логос, 1993. - 78 с.
  • Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения . —— Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004. - 62 с.
  • Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся старших классов школ для слепых и слабовидящих детей: Методические рекомендации . - Уфа, БИПКРО, 1996.
  • Дидро Д. Письмо о слепых, предназначенное зрячим // Д. Дидро. Соч. в 2-х тт. Т. 1./ Пер. П. С. Попова. - М., 1986
  • Кондратов А. М., Руцкая Е. Н. Воспитание детей в семьях незрячих родителей .-- М.: Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых,1989
  • Лалаева Р.И. Некоторые данные о дислексиях у детей с нарушениями зрения и слуха //Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: СОЮЗ, 1998. - с.: 96-104.
  • Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена . - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
  • Малофеев Н. Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия // Дефектология. – 2004. – № 5. – С. 74-82
  • Малых Р.Ф. Вопросы методики обучения математике слепых и слабовидящих младших школьников: Учебное пособие к спецкурсу . – Л.: Ленинградский государственный педагогический институт им. Герцена, 1987
  • Малых Р.Ф. Обучение математике слепых и слабовидящих младших школьников: учебное пособие . - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. — 160 с.
  • Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения . -- Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006. – 19 с.
  • Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушенным зрением. Пособие для логопедов . - М.: Классике Стиль, 2003. -48 с.
  • Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: Учебное пособие . -- М.: ВОС, 1982
  • Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Никулиной . - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 84 с.
  • Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / под. ред. проф. Л.М. Шипицыной . - СПб.: Образование, 1995
  • Озеров В.Д. Беседы с родителями незрячих детей . –– М.: АРКТИ, 2007.
  • Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие . – М.: РАОИКП, 1999.
  • Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования . -М., 1991
  • Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения /Под ред. Л.И. Плаксиной – М., 1995.
  • Сверлов B.C. Пространственная ориентировка слепых. Пособие для учителей и воспитателей школ слепых . -- М.: Учпедгиз, 1951.
  • Слепой ребенок в семье: (Кн. для родителей) / Науч .--исслед. ин-т дефектологии АПН СССР; Под ред. Л.И. Солнцевой.- М., 1989.- 57 с.
  • Солнцева Л. И., Хорош С. М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста: 3-е издание . -- М, 2003.
  • Солнцева Л.И. Слепые и слабовидящие дети со сниженной умственной работоспособностью . -- М.: Институт коррекционной педагогики. РАО., 1998.
  • Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000.
  • Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности . -- М.: ВОС, 1989. - 80 с.
  • Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения /Под ред. В.А.Феоктистовой . –– С-Пб.: Образование, 1995.
  • Справочник ранней стимуляции слепых детей / Под ред. Сесеня . - Мадрид, 1988

Примечания

  1. Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики.- М.,1981.
  2. 1 2 3 Малофеев Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государства и филантропия//Дефектология.- 2004.- №5.
  3. Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики.- М.,1981.- С. 17.
  4. Рейх М. Что делает мир для улучшения участи слепых.- СПб., 1901.- С. 50.
  5. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М., 2000.


Тифлопедагогика.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84