06-02-2024
Ту-334 | |
---|---|
Назначение: | пассажирский |
Первый полёт: | 8 февраля 1999 года |
Всего построено: | 5 (2 в опытной эксплуатации, ) |
Производитель: | КАПО имени С.П. Горбунова |
Характеристики | |
Экипаж: | 3 чел |
Количество пассажиров: | 102-138 (В зависимости от модификации) чел |
Крейсерская скорость: | 820 км/ч |
Дальность полёта: | 4100 км |
Практический потолок: | 11 100 м |
Длина разбега: | 1900 м |
Длина пробега: | 1000 м |
Размеры | |
Длина: | 31,26 м |
Высота: | 9,38 м |
Размах крыла: | 29,77 м |
Площадь крыла: | 83 м² |
Масса | |
Пустой: | 30,05 т |
Макс. взлётная: | 47,9 т |
Силовая установка | |
Двигатели: | два ЗМКБ Ивченко — «Прогресс» Д-436Т1 |
Тяга (мощность): | 2 × 73,6 кН |
Расход топлива: | 2 000 кг/час |
Ту-334 — российский ближнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный с целью заменить выводящиеся из эксплуатации Ту-134, Ту-154Б и Як-42.
Имеет много общего с Ту-134, например, Т-образное хвостовое оперение, два двигателя, расположенных в хвосте, и пассажировместимость 102—138 человек. Фюзеляж Ту-334 имеет такое же поперечное сечение как и Ту-204, с которым Ту-334 унифицирован на 60 %[1], но имеет значительно меньшую длину. Самолёт на 97 % состоит из оборудования, которое выпускается российскими предприятиями.[2]
Содержание |
Первоначально планировалось развернуть производство Ту-334 на двух заводах — в России на КАПО имени С.П. Горбунова и на Украине на киевском заводе «Авиант», но впоследствии принято решение производить его только в России. В 2003 году был представлен базовый вариант Ту-334-100 для серийного производства.
Прототип Ту-334 совершил первый полёт 8 февраля 1999 года в 12 часов 50 минут по московскому времени под командованием А. Н. Солдатенкова и был впоследствии показан на нескольких авиационных выставках. Было изготовлено два лётных образца Ту-334. На середину 2007 года собрано в общей сложности пять планеров (в том числе один разрушенный на статических испытаниях и два лётных экземпляра).
30 декабря 2003 года самолёт Ту-334-100 получил Сертификат типа СТ231-Ту-334-100.[3] В дальнейшем проводились дополнительные испытания[4][2] и была получена карта данных издания 2, расширяющая условия эксплуатации самолета.
Работа над Ту-334 началась ещё в конце 1980-х годов, однако разработка и производство велись медленно из-за финансовых проблем, а с 2008 года проект фактически законсервирован. По результату проведенного в 2003 году конкурса на создание регионального самолета государство отдало приоритет проекту RRJ[5]. Ту-334, проходивший на тот момент сертификационные испытания, не был включен в государственную программу развития авиации до 2015 года — в этой связи перспективы самолёта остаются весьма туманными. До этого были фактически сорваны два постановления Правительства РФ о запуске самолёта в серию. Существует распространенное мнение, что руководство Объединенной авиастроительной корпорации целенаправленно саботирует запуск Ту-334 в серийное производство, опасаясь, что тот станет прямым конкурентом основному детищу ОАК — Суперджет-100.[6]
Не смотря на сложности с запуском в серийное производство, проект Ту-334 имеет шансы на дальнейшее развитие.
В 2011 году глава совета директоров ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев заявил, что хочет реанимировать проект самолета Ту-334. Для этого он предложил ОАО «Туполев» выкупить один из трех выпущенных ранее лайнеров Ту-334 и начать его коммерческую эксплуатацию в компании, которая принадлежит «Мотор Сич».
В июле 2012 года на портале Федеральной адресной инвестиционной программы России появилась информация[7] о том, что на 2014 год предусмотрено финансирование строительства самолетов Ан-148 и Ту-334СУС для Cпециального летного отряда «Россия» (СЛО) Управления делами Президента РФ. Тогда же пресс-секретарь УДП РФ Виктор Хреков заявил:[8]
Мы всегда рассматривали Ту-334 как одно из перспективных направлений, поскольку это полностью отечественное производство. Если будет налажена программа, машину доведут до ума, мы будем ее поддерживать, приобретать эти самолеты. Нас устраивают все их заявленные параметры. Если Ту-334 появится, мы проявим к нему интерес в рамках нашей программы модернизации авиапарка специального летного отряда «Россия» и в рамках нашего общего курса на поддержку отечественного авиастроения… Нет, обнародованием наших намерений по Ту-334 мы не говорим, что у нас есть информация о состоянии программы, мы просто подтверждаем нашу позицию. Нас устраивает, что это полностью отечественный самолет, что необходимо, прежде всего, для обеспечения безопасности. |
Ранее президент ОАО «Туполев» Александр Бобрышев, отвечая на вопрос о судьбе Ту-334, намекнул на дальнейшие перспективы проекта:[9]
Как таковой программы Ту-334 нет, но тема не закрыта. А на вопрос о будущем этих двух самолетов я бы пока не хотел отвечать. Но стоять у забора они не будут. |
14 августа 2012 г. в СМИ была опубликована информация о том, что ООО «Русавиа-Сокол М», 51 % уставного капитала которой принадлежит иностранному инвестору, готова приобрести два самолета в компоновке 8 пассажиров бизнес-класса, остальное — эконом-класс. Также заявляется, что эта компания уже закупила для достраиваемого на КАПО самолета № 94003 авиадвигатели Д-436Т1, провела авансовые платежи.[10]
Данные о затратах госбюджета России на проект существенно разнятся — от 100 миллионов до 1 миллиарда долларов.[11][12]
Аэродинамическая схема представляет собой двухмоторный турбореактивный низкоплан с задним расположением двигателей, со стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Крыло образовано сверхкритическими профилями, на концах крыла установлены специально спрофилированные поверхности для снижения индуктивного сопротивления. Аэродинамическое качество самолета 16,7.[13]
В конструкции самолета широко применены современные композиционные материалы и сплавы.
Система управления электродистанционная с аварийным механическим резервированием. Система управления обеспечивает штурвальное управление самолетом пилотами и автоматическое управление полетом по сигналам ВСУПТ.
Кабина экипажа максимально унифицирована с кабинами самолетов Ту-204/214, она спроектирована по принципу «тёмной кабины» на основе современных эргономических норм.
На самолете установлен комплекс пилотажно-навигационного оборудования, обеспечивающий ручной или автоматический ввод начальных данных полета, автоматизированный выбор плана полета, автоматическое самолетовождение по запрограммированному маршруту и в районе аэродрома, директорное управление боковым и продольным движением самолета, автоматический и директорный заход на посадку и автоматическую посадку, предупреждение о приближении и достижении контролируемыми параметрами полета границ эксплуатационных допусков.
Силовая установка — два ТРДД Д-436Т1, выполненных по трехвальной схеме. Вспомогательная силовая установка — ТА-12-60.
Тип | Описание |
---|---|
Модификации семейства самолётов Ту-334[14] | |
Ту-334-100 | Базовая модификация с двигателем Д-436Т1
Самолёт рассчитан на перевозку 102 пассажиров в туристической компоновке и 92 пассажиров в компоновке с бизнес классом на дальность 3150 км. |
Ту-334-100С | Грузовая модификация Ту-334-100 с грузоподъёмностью 11т. |
Ту-334-120 | Модификация Ту-334-100 с двигателем BR710-48 |
Ту-334-100Д | Модификация с удлиненным фюзеляжем, крылом увеличенного размаха и площади, с двигателями Д-436Т2 и увеличенной дальностью полета.
Самолёт рассчитан на перевозку 102 пассажиров в туристической компоновке и 92 пассажиров в компоновке с бизнес классом на дальность 4000 км. |
Ту-334-120Д | Модификация Ту-334-100 с двигателем BR715-56 |
Ту-334-200 | Модификация с удлиненным фюзеляжем, крылом увеличенного размаха и площади, с двигателями Д-436Т2 и увеличенной дальностью полета.
Самолёт рассчитан на перевозку 126 пассажиров на дальность 4000 км. |
Ту-334-220 | Модификация с двигателем BR715-56.
Самолёт рассчитан на перевозку 126 пассажиров на дальность 4000 км. |
Ту-334-220С | Грузовая модификация Ту-334-220 с грузоподъёмностью 15т. |
Ту-334СМ | Глубокая модернизация Ту-334. обновлено БРЭО, что позволило сократить экипаж до двух человек (без бортинженера) Новые двигатели. На август 2011 г. на стадии проекта. |
По сравнению со старыми советскими типами самолётов, которые он призван заменить, Ту-334 имеет следующие преимущества:
6 самолётов были заказаны в мае 2009 года Управлением Президента России[15]. Однако поручение президента не было выполнено,[16] самолеты в производство так и не поступили.
В 2005 году производство Ту-334 перенесено на КАПО им. С. П. Горбунова в городе Казани. По состоянию на сентябрь 2012 года на КАПО находится 2 самолета.
Самолёты КБ Туполев | |
---|---|
Серия АНТ |
АНТ-1 • АНТ-2 • АНТ-3 «Пролетарий» • АНТ-4 «Страна Советов» • АНТ-5 • АНТ-6 • АНТ-7 • АНТ-8 • АНТ-9 • АНТ-13 • АНТ-14 • АНТ-16 • АНТ-17 • АНТ-20 «Максим Горький» • АНТ-21 • АНТ-22 • АНТ-23 • АНТ-25 • АНТ-26 • АНТ-27 • АНТ-29 • АНТ-31бис • АНТ-37 • АНТ-40 • АНТ-42 • АНТ-44 • АНТ-46 • АНТ-58 • АНТ-68 • АНТ-69 |
Военные |
ДИ-8 • ДИП • И-1 • И-2 • И-3 • И-4 • И-5 • И-8 • И-12 • И-14 • Ми-3 • Р-3 • Р-6 • Р-7 • СДБ • ТБ-1 • ТБ-3 • ТБ-4 • ТБ-6 • ТШ-Б • ФБ • Ту-1 • Ту-2 • Ту-4 • Ту-6 • Ту-8 • Ту-10 • Ту-12 • Ту-14 • Ту-16 • Ту-22 • Ту-22М • Ту-22МР • Ту-24 • Ту-28 • Ту-64 • Ту-73 • Ту-75 • Ту-78 • Ту-80 • Ту-81 • Ту-82 • Ту-85 • Ту-88 • Ту-89 • Ту-91 • Ту-95 (Ту-96) • Ту-98 • Ту-107 • Ту-119 • Ту-121 • Ту-126 • Ту-128 • Ту-134УБЛ • Ту-135 • Ту-142 • Ту-160 • Ту-214Р • Ту-214СР • ПАК ДА |
Пассажирские | |
Амфибии | |
Беспилотные |
Ту-334-100 рлэ, фонд народный самолет ту-334-100.
Файл:Постер фильма «Двадцатый век» (1976).jpg, Категория:Избранные списки проекта Астрономия средней важности, Файл:Die Traumdeutung.jpg.