27-05-2023
Зилга-кафт (тымбыл-кафт) (осет. зилгæ кафт[1][2], тымбыл кафт[3][4] — круговой танец) — народный танец осетин. Представляет собой парный танец, исполняемый мужчиной и женщиной в быстром темпе. Движение происходит по кругу[5]. Может рассматриваться как национальный вариант общекавказской лезгинки[6][7][8][9][10]. Наряду с массовым симдом является наиболее древнейшим из осетинских танцев[11].
Содержание |
Танец до сих пор является одним из наиболее распространенных в народе. Это сложный танец, требующий от исполнителей большого мастерства, ловкости и виртуозной техники. Он отличается большим количеством неожиданных и резких поворотов, требующих от танцоров большого напряжения.
Девица выходит из шеренги девиц вперед, когда выходит парень, она ведет за собой его по кругу. Идея этого танца заключалась в том, что ястреб ловит голубку. Голубка (девица) ловкими поворотами проскакивает мимо ястреба (парня), который неожиданными, резкими поворотами становится лицом к лицу с девицей, преграждает ей путь к дальнейшему движению, она как бы попадает ему прямо в когти. Неумелой танцорке ничего не остается, как идти назад к шеренге своих подруг. Но ловкая и легкая, как дикая голубка, танцорка предчувствует малейшее движение партнера и в самые опасные минуты проскакивает легко мимо него и доводит его до полного истомления.
Известные танцорки и танцоры строго держались предписанных правил и дорожили своей славой умелых танцоров. Показать плохой танец — значит направить на себя поток насмешек со стороны девиц и парней, который завтра же сочинят на тебя такую язвительную частушку, что хоть из села уходи. Поэтому у осетин вкоренился на танцах старинный обычай. Дежурный по танцам, на должность которого избирался лучший парень, во время танцев употреблял неимоверные усилия, чтобы заставить протанцевать любого молодого человек, хотя надо прямо сказать, что тот или другой просили его дать возможность протанцевать с любимой девушкой. Дежурный даже пускал в ход плетку, если очень долго приходилось просить парня танцевать. Боязнь ошибиться в танце заставляла парня упираться на месте, хвататься за соседних парней (хотя девица его уже давно ждет) и возвращаться с середины круга на место. Его снова хватали и вытаскивали на середину круга. Протанцевав, парень расспрашивал у своих друзей, как он протанцевал, не дал ли маху в чём-либо, не ошибся ли, не спутал ли каких поворотов. Того и гляди осмеют тебя. А правило танца требовало:
И парню, и девице приходилось на танец смотреть как на какой-то страшный экзамен; серьёзное выражение лица, никакой улыбки на лице танцующего в то время юноши-осетина. Зилга кафт получил своё название от слова «круг», и ясно, что он танцевался иеще по сей день танцуется вкруговую. Танец этот родился в самом народе, хотя некоторые пробовали приписать его другим соседним нациям, называя его «лезгинкой» и проч.
Осетинский Зилга кафт всегда должен был проходить в движениях плавных и сдержанных. Большое искусство ног и рук в сочетании движений требовалось от танцора. Танцоры внимательно изучали танцы лучших исполнителей, стараясь перехватить у них все лучшее. Плыть на носках, не показывая движения колен, считалось для девицы большой задачей, которую она старалась одолеть в совершенстве. Позже в 1905—1910-х гг. стали танцевать в две, три и даже четыре пары. Танец этот нередко встречается и в наше время. Искусство этого танца заключается в том, чтобы не ошибиться во время поворотов и перемены партнеров, что, собственно, дается опытом и частыми упражнениями в танцах.
В 1890—1900-х годах в Осетии появился своеобразный танец — «Танец с плеткой». Трудно сказать, чем было вызвано его появление на свет, но описать его следует.
Мелодия осетинской лезгинки («Зилга-кафт») была впервые записана в 1883 году русским композитором М. М. Ипполитовым-Ивановым на станции Гудаур Военно-Грузинской дороги. Он опубликовал её в 1913 году в «Трудах Музыкально-Этнографической комиссии Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии» и в «Опытах художественной обработки народных песен» под названием «Осетинский танец» в его аранжировке для зурны, дудука и ударных[12].
В самом начале XX в. грузинский композитор Д. И. Аракишвили записал в Южной Осетии осетинскую мелодию «Зилга-кафт», а 26 апреля 1902 года она была исполнена в его обработке и под его управлением в зале Исторического музея в Москве[12].
В одном из интервью Хаджисмел Варзиев сказал:
Проблемы национальной хореографии проявляются прежде всего в том, что мы теряем самостоятельность наших народных танцев. Что значит «самостоятельность теряем»? Самостоятельность теряем в том плане, что любой взятый нами танец не ставится на сцене в той форме, в какой он должен быть поставлен, то есть у этого танца есть свои особенности и в характере исполнения, и в манере исполнения, и в лексике, и в постановке рук, в позициях рук и т. п. Но этот танец обогащается элементами других танцев (тоже наших народных). К примеру, мы видим, когда мы смотрим на сцене любого коллектива, допустим, симд, то в этом танце уже появляются элементы кругового танца, элементы танца хонга и ещё и других танцев. Что это означает? Это мы, так сказать грубо, раздеваем один танец, обогащаем другой танец, и уже этот танец свою основу теряет и мы лишаемся уже этого танца. Так случилось с круговым танцем.
Осетинский текст песни |
---|
Доны кæсаг сурмæ схаудта. |
Это заготовка статьи о танце. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Тымбыл-кафт.