Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Уфимский железнодорожный мост

12-10-2023

Уфимский железнодорожный мост
Область применения

железнодорожный

Пересекает

Белая (река)

Место расположения

г. Уфа

Конструкция
Тип конструкции

опорный

Материал

железо

Число пролётов

6х109,25м

Общая длина

640 м

Полос движения

2

Эксплуатация
Конструктор, архитектор

Н.А. Белелюбский

Начало строительства

1886

Открытие

1888

Закрытие на реконструкцию

2001

Полезные ссылки

на Яндекс. Картах

Уфимский железнодородный мост  — железнодорожный мост через реку Белую, расположенный в городе Уфе.

Содержание

История

Строительство уфимского железнодорожного моста[1] началось в 1886 году и закончилось в 1888 году. Мост обеспечил проход поездов через реку Белую к Уфе и дальнейшее строительство магистрали до Челябинска (1892).

Пролётные строения моста были спроектированы профессором Н.А. Белелюбским по техническим нормам 1884 года. Изготовление строений проводилось на Воткинском заводе.

В конструкциях пролётных строений на мосту Белелюбский первым стал применять, изобретённое им, шарнирное опирание поперечных балок проезжей части на нижние пояса ферм. Эта конструкция считалась прогрессивной, позволяла уменьшить дополнительные напряжения в элементах ферм. На Эдинбургской выставке 1890 года эта конструкция удостоилась Золотой медали и в дальнейшем получила распространение за рубежом под названием «русский тип опирания».

8 сентября 1888 года министр путей сообщения адмирал К. Н. Посьет в торжественной обстановке открыл мост. По мосту было также открыто пешеходное движение, для этого были сделаны специальные боковые настилы (впоследствии движение пешеходов было запрещено).

Схема моста — 6 пролетов длиной 109,25 метров каждый.

В период гражданской войны в 1919 году шестое пролётное строение было взорвано колчаковцами и обрушено. Восстановление мостового перехода вели в 2 этапа: сначала установили временные пролёты, затем провели капитальный ремонт.

За восстановление моста строители были поздравлены В. И. Лениным по телеграмме 10 октября 1919 года в адрес коллектива мостостроителей.

При капитальном ремонте было установлено новое пролётное строение проектировки профессора Л.Д. Проскурякова. Тщательно составленный проект предусматривал минимальный перерыв в движении поездов. За 7 часов лебёдками сдвинули временные пролёты на свои подмости, а затем за 3 часа 45 минут также лебёдками надвинули на опоры новое пролётное строение.

В период с 1937 по 1939 года пролётные строения были усилены с добавлением металла усиления до 4 % веса пролётных строений. В период с 1949 по 1951 год Мостопоездом № 417 были произведены работы по реконструкции моста. На ледорезной части опор (с чётной стороны) возведены пилоны под второй путь и на них смонтированы пролётные строения проектировки «Проектстальконструкции» 1943 года.

Замена пролётных строений на современные произведена ОАО «Трансстроймост» в период с 1991 по 2001 год.

Интересные факты

Вид на железнодорожный мост в Уфе и устье реки Дёмы

В 1888 году для реки Дёмы было прорыто искусственное русло; оно начинается в ста метрах ниже современного автомобильного моста и идет в сторону Белой напрямую. Это русло спрямили для того, чтобы избежать постройки железнодорожного моста ещё и через Дёму.

Чуть выше по течению, рядом с железнодорожным мостом, на Белой находится небольшой остров, который ежегодно меняет свои очертания, превращаясь летом в полуостров. Возникновение острова связано с тем, что в начале XX в. в этом месте затонули баржи с хлебом, которые и стали «фундаментом» для последующих наносов.

Первые цветные фотографии моста были сделаны С. М. Прокудиным-Горским в 1910 году. Фотографирование проводилось посредством цветоделенного тройного негатива[2].

Ссылки

http://www.ufa-trakt.ru/ufa-do-1917/mostyi/

Примечания

  1. Мост через реку Белая
  2. Железнодорожный мост через реку Белую близ Уфы. С. М. Прокудин-Горский

Уфимский железнодорожный мост.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84