Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Цецилия Львовна Мансурова

19-10-2023

Цецилия Мансурова
Имя при рождении:

Цецилия Львовна Воллерштейн

Дата рождения:

8 (20) марта 1896

Место рождения:

Москва,
Российская империя

Дата смерти:

22 января 1976 (79 лет)

Место смерти:

Москва, СССР

Профессия:

актриса, театральный педагог

Гражданство:

 Российская империя
 СССР

Псевдонимы:

Мансурова

Театр:

Театр им. Евг. Вахтангова

Роли:

Принцесса Турандот, Зойка, Донья Уррака, Жанна Барбье, Шурка Булычова, Беатриче, Роксана, Частухина, Аркадина, Филумена Мартурано

Награды:
IMDb:

ID 0544012

Цеци́лия Льво́вна Мансу́рова (настоящее имя — Воллерште́йн; 1896[1] — 1976) — актриса, педагог. Народная артистка СССР (1971).

Содержание

Биография

Родилась 8 (20 марта) 1896 года (по другим данным — в 1897 году[2]) в Москве, в семье инженера Льва Лазаревича и Фани Ефимовны Воллерштейнов.

В 1919 году окончила юридический факультет Киевского университета. С 1919 — студентка, затем артистка Студии Е. Б. Вахтангова (с 1920 года 3-я студия МХТ), находившейся в Мансуровском переулке, по названию которого взяла сценический псевдоним.

С 1926 года Студия стала называться МАДТ имени Е. Б. Вахтангова. Во время Великой Отечественной войны была художественным руководителем фронтового филиала Театра имени Евг. Вахтангова (194245), где поставила «Не в свои сани не садись» А. Н. Островского (1944).

С 1925 года преподавала в Театральном училище при Театре им. Евг. Вахтангова (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина) (с 1946 года - профессор).

Умерла 22 января 1976 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище(участок № 2) рядом с мужем.[3]

Семья

Цецилия Львовна родилась в еврейской семье Льва Лазаревича Воллерштейна и Фани Ефимовны Гальпериной.

Муж — граф Николай Петрович Шереметев (19031944) — внук С. Д. Шереметева (который был внуком Н. П. Шереметева и Прасковьи Жемчуговой). Из-за любви к актрисе он пошёл на разрыв с роднёй, не уехал в эмиграцию, остался в большевистской России. Служил скрипачом и концертмейстером в Вахтанговском театре, сочинял музыку к спектаклям. Не раз арестовывался. И всякий раз представители администрации и популярные артисты театра ездили на поклон в органы к своим могущественным почитателям, прося его освободить.

Писательница Анна Масс, соседка по дому, вспоминала о своём детстве:[4]

«Мы, дети, его обожали. Когда он выходил из подъезда с двумя своими рыжими весёлыми сеттерами, мы сбегались к нему со всех концов двора. На наших глазах дяди Колин большой палец отделялся от руки, описывал круг в воздухе, а потом снова прирастал; проглоченный шарик каким-то чудом оказывался в кармане Мишки Рапопорта или в ухе Ани Горюновой.

Его и взрослые все любили. Он был красив, элегантен, прекрасно знал этикет, свободно говорил на нескольких языках. И в то же время был прост, отзывчив и доступен как истинный аристократ. Когда в театр приезжали иностранные гости, Николая Петровича выпускали вперёд. Театр гордился своим представителем. И одновременно немного над ним подтрунивал. Копил анекдотические истории о столкновениях графа с советской действительностью — наподобие случая в милиции или, например, в керосиновой лавке, когда продавец осадил его:

 — Обождёшь! Не граф Шереметев!

В тридцатые годы театр получил в качестве дома отдыха бывший охотничий дом Шереметевых в Плёскове. Обслуживающий персонал, набранный из старых графских слуг, и жители окрестных деревень помнили „Николашу“ ещё ребёнком, и когда он впервые приехал в отпуск с женой, среди местных начался переполох. Повар готовил „их сиятельствам“ отдельно и подавал сам. Крестьяне являлись с подарками и отвешивали поясные поклоны. Цилюша, как истая графиня, выходила на балкон и принимала приветствия и подарки. Отдыхающие артисты наслаждались ситуацией и изощрялись в шутках.

…Почему он остался, не уехал? Отец его умер до революции, а мать в 1924 году добилась заграничных паспортов для себя и детей. Он должен был уехать вместе с семьёй в эмиграцию, но вмешалась судьба: однажды он попал на репетицию „Принцессы Турандот“, увидел исполнительницу главной роли — и оказался сражён. Она ответила на его чувство. Мать с четырьмя младшими детьми уехала без него. Как прадед его, нарушив сословные каноны, женился на актрисе, так и нынешний граф повторил его поступок».

В 1944 году он трагически погиб на охоте при невыясненных обстоятельствах. Цецилия Львовна больше замуж не вышла.

Награды и звания

Творчество

Фонтан «Принцесса Турандот» у Вахтанговского театра на Арбате (скульптор А.Бурганов, 1999). Первой исполнительницей роли была Ц. Л. Мансурова.

Роли в Третьей студии МХТ и Театре им. Евг. Вахтангова

Фильмы

Литература

  • Симонов Р. С Вахтанговым. М.: Искусство, 1959 . — 194 с.
  • Первая Турандот: Книга о Народной артистке СССР Ц. Л. Мансуровой / Ред.-сост. С. С. Кауфман, М. В. Щедровицкая; Ред. Н. И. Захава; Худож. И. В. Голицын, И. И. Голицын. М.: ВТО, 1986. — 408 с.: ил.

Примечания

  1. Цецилия Мансурова
  2. Мансурова Цецилия Львовна — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  3. МАНСУРОВА (ВОЛЛЕРШТЕЙН) ЦЕЦИЛИЯ ЛЬВОВНА (1896-1976)
  4. Вахтанговцы, старшее поколение

Ссылки

  • Мансурова, Цецилия Львовна в энциклопедии «Кругосвет»
  • Ц. Л. Мансурова на сайте Театра им. Евг. Вахтангова
  • КОРИФЕИ :: Цецилия МАНСУРОВА
  • Цецилия Львовна МАНСУРОВА
  • «Мансурова, Цецилия. Воплощение вахтанговской загадки», — 7 апреля 2007, Канал «Культура»
  • «Прекрасная насмешница»: Телевизионная программа о Ц. Л. Мансуровой (2007).
  • видео — «Театр моей памяти»: «Цецилия Мансурова»: цикл телепередач Вениамина Смехова

Цецилия Львовна Мансурова.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84