19-10-2023
Цецилия Мансурова | |||
Имя при рождении: |
Цецилия Львовна Воллерштейн |
||
---|---|---|---|
Дата рождения: | |||
Место рождения: | |||
Дата смерти: | |||
Место смерти: | |||
Профессия: | |||
Гражданство: | |||
Псевдонимы: |
Мансурова |
||
Театр: | |||
Роли: |
Принцесса Турандот, Зойка, Донья Уррака, Жанна Барбье, Шурка Булычова, Беатриче, Роксана, Частухина, Аркадина, Филумена Мартурано |
||
Награды: |
|
||
IMDb: |
ID 0544012 |
Цеци́лия Льво́вна Мансу́рова (настоящее имя — Воллерште́йн; 1896[1] — 1976) — актриса, педагог. Народная артистка СССР (1971).
Содержание |
Родилась 8 (20 марта) 1896 года (по другим данным — в 1897 году[2]) в Москве, в семье инженера Льва Лазаревича и Фани Ефимовны Воллерштейнов.
В 1919 году окончила юридический факультет Киевского университета. С 1919 — студентка, затем артистка Студии Е. Б. Вахтангова (с 1920 года 3-я студия МХТ), находившейся в Мансуровском переулке, по названию которого взяла сценический псевдоним.
С 1926 года Студия стала называться МАДТ имени Е. Б. Вахтангова. Во время Великой Отечественной войны была художественным руководителем фронтового филиала Театра имени Евг. Вахтангова (1942—45), где поставила «Не в свои сани не садись» А. Н. Островского (1944).
С 1925 года преподавала в Театральном училище при Театре им. Евг. Вахтангова (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина) (с 1946 года - профессор).
Умерла 22 января 1976 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище(участок № 2) рядом с мужем.[3]
Цецилия Львовна родилась в еврейской семье Льва Лазаревича Воллерштейна и Фани Ефимовны Гальпериной.
Муж — граф Николай Петрович Шереметев (1903—1944) — внук С. Д. Шереметева (который был внуком Н. П. Шереметева и Прасковьи Жемчуговой). Из-за любви к актрисе он пошёл на разрыв с роднёй, не уехал в эмиграцию, остался в большевистской России. Служил скрипачом и концертмейстером в Вахтанговском театре, сочинял музыку к спектаклям. Не раз арестовывался. И всякий раз представители администрации и популярные артисты театра ездили на поклон в органы к своим могущественным почитателям, прося его освободить.
Писательница Анна Масс, соседка по дому, вспоминала о своём детстве:[4]
«Мы, дети, его обожали. Когда он выходил из подъезда с двумя своими рыжими весёлыми сеттерами, мы сбегались к нему со всех концов двора. На наших глазах дяди Колин большой палец отделялся от руки, описывал круг в воздухе, а потом снова прирастал; проглоченный шарик каким-то чудом оказывался в кармане Мишки Рапопорта или в ухе Ани Горюновой.
Его и взрослые все любили. Он был красив, элегантен, прекрасно знал этикет, свободно говорил на нескольких языках. И в то же время был прост, отзывчив и доступен как истинный аристократ. Когда в театр приезжали иностранные гости, Николая Петровича выпускали вперёд. Театр гордился своим представителем. И одновременно немного над ним подтрунивал. Копил анекдотические истории о столкновениях графа с советской действительностью — наподобие случая в милиции или, например, в керосиновой лавке, когда продавец осадил его:
- — Обождёшь! Не граф Шереметев!
В тридцатые годы театр получил в качестве дома отдыха бывший охотничий дом Шереметевых в Плёскове. Обслуживающий персонал, набранный из старых графских слуг, и жители окрестных деревень помнили „Николашу“ ещё ребёнком, и когда он впервые приехал в отпуск с женой, среди местных начался переполох. Повар готовил „их сиятельствам“ отдельно и подавал сам. Крестьяне являлись с подарками и отвешивали поясные поклоны. Цилюша, как истая графиня, выходила на балкон и принимала приветствия и подарки. Отдыхающие артисты наслаждались ситуацией и изощрялись в шутках.
…Почему он остался, не уехал? Отец его умер до революции, а мать в 1924 году добилась заграничных паспортов для себя и детей. Он должен был уехать вместе с семьёй в эмиграцию, но вмешалась судьба: однажды он попал на репетицию „Принцессы Турандот“, увидел исполнительницу главной роли — и оказался сражён. Она ответила на его чувство. Мать с четырьмя младшими детьми уехала без него. Как прадед его, нарушив сословные каноны, женился на актрисе, так и нынешний граф повторил его поступок».
В 1944 году он трагически погиб на охоте при невыясненных обстоятельствах. Цецилия Львовна больше замуж не вышла.
Цецилия Львовна Мансурова.