Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Чернуха (Арзамасский район)

15-10-2023

Село
Чернуха
Страна
Россия
Субъект федерации
Нижегородская область
Муниципальный район
Сельское поселение
Координаты
55°36′04″ с. ш. 43°45′46″ в. д. / 55.601111° с. ш. 43.762778° в. д. (G) (O) (Я)55°36′04″ с. ш. 43°45′46″ в. д. / 55.601111° с. ш. 43.762778° в. д. (G) (O) (Я)
Часовой пояс
Почтовый индекс
607210
Автомобильный код
52, 152
Код ОКАТО
22 203 876 001

Черну́хасело в Арзамасском районе Нижегородской области, административный центр Чернухинского сельсовета[1].

Содержание

Географическое положение

Село расположено на реке Чернушка (левый приток Серёжи) близ её устья. Расстояние до Арзамаса — 34 км, до Нижнего Новгорода — 100 км.

История

Чернухинский район

6 января 1954 года из состава Горьковской области была выделена Арзамасская область, а затем и Чернухинский район, однако уже спустя три года, в апреле 1957 года, он был упразднен.

Село

Чернуха - село самобытное, известное своими мастерами, талантливыми людьми издавна. Очень известным человеком является Елькин Роман, являющийся активным участником районных конкурсов, а также он показывает себя активным и творческим человеком в жизни его села.

Первое упоминание о Чернухе в литературе относится к началу 16 века. Первыми поселенцами нашего села были Чернухинци - выходцы из Керженских лесов, которые, спасаясь от преследования властей, вынуждены были уходить в дремучие леса. А наш край славен лесами. Вот они и избрали его для своих поселений. Отсюда и название села - Чернуха.

Есть и второй вариант появления названия села Чернуха. Автор Трубе утверждает, что село названо по имени речки Чернушка, воды которой в прошлом от глубины были черные. Но учитывая, что основное население старообрядцы, больше склонность к первому варианту.

В начале XVI века, около 1525 г., место небольшого поселения в бассейне реки Серёжа стало впоследствии Чернушкой.

Это было несколько сот лет тому назад, на островках, кругом в воде, на небольшой поляне, среди дремучих вековых лесов разбросаны десятка два убогих хижин. Сюда сбежали крестьяне от помещичьего пнёта и солдаты из царской армии.

Представьте тесную и тёмную хибарку. На середине пола костёр с тлеющими углями, он заменяет печь. Огонь поддерживали постоянно. Лишь несколько позже в эту глушь начали заглядывать торговци, которые завозили серу. Из неё крестьяне делали самодельные спички. В крошечные окна вместо стекла вставляли выскобленные плёнки из внутренностей животных. Иногда жгли берёзовые лучины,но обычно костёр заменял и печь, и источник света. Едкий, густой дым был постоянным соседом тогдашнего жителя. До за копчёного потолка и стен, как правило никто не дотрагивался. Раз в год, перед пасхой, их скребли и мыли соломой.

О культуре, школе, больнице не было и речи. В длинные осенние вечера любители сказок собирались в одной избушке. Под свирепый шум ветра и под голодный вой стаи волков, при мерцающем свете лучины, они, затаив дыхание, слушают столетнего деда о похождении чертей и лешего. Сказки по обыкновению кончались далеко за полночь.

Наше село никогда не знало власти помещика. Видимо, в начале оно было казённым, есть документы 1859г - статистическим отчёт комитета внутренних дел, где сказано с. Чернуха - казённое село при Чернушке и безымянных озёрах, расположенных в 25 верстах от уездного города. В нём 348 дворов, 1029 мужчин, 1063 женщин, 2 православных церквей. Всем было волостное правление и сельское управление, училище, ведомства государственных имуществ, базар, на улице Свердлова стояли две больницы, двухэтажное здание, где располагался монастырь. Были у монастыря и сад, и большой огород, и служба проходила.

Основной вид занятий-хлебопашество. Мужчины были большими мастерами-плотниками, пилильщиками. Жёны-мастерицы ткали холсты, половики, стегали одеяла.

В Петров день в селе проводили ярмарку с песнями, плясками, хороводами, качелями, каруселями. Накануне масленицы был большой базар. А в остальные дни ездили на ярмарки в Арзамас.

Основные сельскохозяйственные культуры – рожь, просо, греча, конопля.

Основные религиозные группы – старообрядцы и православные. В селе была православная церковь – деревянная, но во время пожара в 1896 г. Она сгорела. Построили красивую, каменную. А с 1946 г. В ней находился дом культуры.

В 1934 г. Было организовано 3 колхоза: «Большевик», «1 мая», «Авангард».

В 1935 г. Был организован Чернухинский район.

В селе 19 улиц и переулков. Из улиц основная улица Ленина, но есть и переулки: Ветеринарный, Больничный. У нас есть улицы связанные с писателями, например, ул. Гоголя. Улица Железнодорожная связаны с принадлежностью к железной дороге. Советская улица небольшая по населению, но отличается тем, что у каждого двора цветник. Улица Стырова названа в Честь секретаря райкома, который сделал очень много для нашего села. Настоящие названия наши улицы получили при организации района, когда Чернухе был присвоен статус районного центра.

А вот раньше каждая улица, каждый переулок имел своё народное название. Уж очень яркие характеристики давали жители своим улицам. Главная улица села, улица Ленина делилась раньше на 4 части: Скорятино, Конец, Центральная, Табаково. Скорятино, потому что туда переселялись люди из Скорятино Арзамасского района. В центре села у памятника –Конец. Дальше ул. Центральная. И наконец – Табаково. Называлась она так потому, что там неплодородные земли, сажали табак, на этой улице впервые начали курить. А вот с 1935 г. Теперешнюю улицу Карла Маркса образовали 3 улицы. На первой улице мастера делали челноки для ткацких станков, поэтому она называлась Челночихой. На второй – много прудов, около них росли деревья, на те деревья прилетали птицы, отсюда и пошло название Гагариха. И третья – Знобиловка. Бушевали там страшные ветры, дули отовсюду: с поля, с реки. Людей брал озноб. Нынешняя Московская улица была представлены, во первых, Горнушанью. Горнушань в переводе с украинского означает «красота». На зелёной улице, окружённой рекой, стояла церковь с колоколами, звонившими во все праздники. Звон этот разносился на всё село. Во-вторых, широкой, прямой улицей с большими красивыми домами, называвшейся Слободою. В-третьих, Шигалевом. Яришки и Воробьиха составляли современную улицу Свердлова. Самая солнечная улица-Яришки- была названа в честь бога солнца Ярила. Воробьихой назвали конец села, с полей которого собирали большой урожай, мололи зерно. После этого оставалось много мякины, которой питались воробьи. Улица Кавказская раньше называлась Выселки. Этому есть своё объяснение. Население нашего села разноверое: старообрядцы, православная вера, понеты, австрийци. Раньше очень строго относились люди к разноверным. Например, не приветствовался брак между старообрядкой и парнем другой веры. Но у молодости свои законы. Любовь есть Любовь. И разноверные вынуждены были идти на обман родителей. Сговорившись, они исчезали на трое суток, после чего, возвращались с повинной к родителям. Получив наказание плетьми, они получали и прощение. Но селиться им было предложено на Выселках.

На улицах Октябрьской и Горького первыми жителями были Калабой и Максим. Вот и назвали их Калабаевка и Максимовка. Интересна ул. Гоголя. У кладбища . Она называлась Плаковка, ведь плачь с похорон разносился по всей улице. Другая часть –Островок. Каждую весну эту местность заливало водой.

А позже, когда село расширялось, появились новые улицы, появились и новые, современные названия. Так, в 1961 г. После полёта Ю.Гагарина, появилась улица Гагарина. К 40-летию Октябрьской революции одной из улиц было присвоено имя 40 лет Октября. Наша страна миролюбивая, и в нашем селе есть улица Мира. Есть улицы, названия которых посвящены писателям: ул. Горького, ул. Гоголя, ул. Есенина. Одной из самых разветвлённых улиц села является ул. Федеративная. Она объединяет небольшие уголки вдоль реки Чернушка.

Пожилые люди до сих пор помнят старые названия улиц, называют их по-прежнему. Старожилы очень хотят, чтобы молодёж знала историю своего села, и рассказывают об этом.

В Чернухинском музее природы очень часты встречи учеников школы с ветеранами села. Много и интересно о жизни села рассказывают Загребеева Ирина Алимпивна и Шахаева Рима Ивановна. Много помнят, храня фотографии прошлых лет, при встречах с учащимися призывают знать, помнить историю села, приумножать его богатство и красоту.

Культура и образование

В селе расположена действующая Церковь в честь Николая Чудотворца. С 20 ноября 2009 года её настоятелем назначен игумен Авель (Чугунов).[2]

Чернухинская среднеобразовательная школа

2-х этажное здание, с небольшим двором в центре. 1 спортивный зал, 1 актовый зал, 2 компьютерных класса, 25 кабинетов. В школе учатся 350 учеников, они разделены на 11 классов. В школе преподаю несколько иностранных языков: Английский, Французский, Немецкий. В школе 52 учителя. Директор: Рябова А. Ф.

Памятники архитектуры и исторические памятники, музеи, кинотеатры, библиотеки

В селе действует 1 клуб, 2 детских сада, 2 библиотеке, 1 киноустановка. Также в центре находится памятник «Неизвестному солдату». Краеведческий музей, расположенный в здании средней школы.

Транспорт

В Чернухе есть своя железнодорожная станция — Серёжа. Недавно переоборудованная.

Экономика

Филиал ФГУП НПП «Исток», ЗАО «Кварц НН», Барс-М

Лечебные учреждения

На территории села имеется 1 туберкулёзный санаторий, 1 участковая больница, построенная в 2008 г.

Примечания

  1. Населённые пункты Арзамасского района
  2. Указ № 229 от 20 ноября 2009 года. Нижегородская епархия. Архивировано из первоисточника 29 марта 2012. Проверено 23 января 2010.


Чернуха (Арзамасский район).

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84