Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Швабе, Карл Иванович

12-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
Швабе Карл Иванович
Дата рождения

1806({{padleft:1806|4|0}})

Дата смерти

23 февраля 1863

Принадлежность

Российская империя Российская империя

Род войск

ВМФ

Годы службы

1820-1863

Звание

полковник

Швабе Карл Иванович (1806—1863) — русский кораблестроитель, начальник Адмиралтейских Ижорских заводов, полковник Корпуса корабельных инженеров.

Содержание

Биография

Карл Иванович Швабе родился в 1806 году в Риге в бедной семье.

В 1820 году по желанию своего дяди он поступил в Училище корабельной архитектуры при Морском кадетском корпусе.

В 1827 году по окончании училища одним из лучших учеников, кондуктор К. И. Швабе был командирован на 4 года в Англию для усовершенствования в практическом кораблестроении.

26 декабря 1828 года за отличие был произведён в чин прапорщика.

По возвращении из Англии в 1831 году он состоял при Охтинской верфи.

С 1840 по 1845 годы Швабе преподавал курс корабельной архитектуры в офицерских и гардемаринских классах Морского Корпуса, кроме того был избран преподавать корабельную архитектуру великому князю Константину Николаевичу. Параллельно с преподавательской деятельностью работал старшим строителем в Новой Голландии. Участвовал в постройке двух 44-х пушечных фрегатов «Цесаревич» и «Цесаревна», заведовал чертёжной в Главном Адмиралтействе.

С 1845 по 1849 годы находился в командировке в Англии, изучал организацию постройки железных кораблей. По возвращении из-за границы был назначен членом пароходного и учёного комитетов. Был наблюдающим за установкой механизмов на первое русское винтовое судно — фрегат «Архимед».

В 1850 году был командирован в Гельсингфорс и Або для согласования размещения заказов на постройку там военных судов для России — паровых фрегатов «Рюрик» и «Олаф». В том же году подполковник Корпуса корабельных инженеров К. И. Швабе был назначен наблюдающим за постройкой императорской паровой яхты «Александрия».[1]

В 1854 году по возвращении из Англии ему было поручен осмотр заводов и мастерских, в которых производилась механическая заготовка предметов и механизмов для флота. Подробные описания Петрозаводского Александровского завода, Колпинского и других заводов были напечатаны в журнале «Морской сборник».

В 1855 году был назначен помощником начальника адмиралтейских Ижорских заводов, с августа 1856 года исправлял должность начальника и произведён в полковники Корпуса корабельных инженеров. В 1861 году был утверждён в должности начальника Ижорских заводов. За время его правления заводом было положено начало постройки первых железных судов, созданы паровая кузница, сварочная печь, сборочное здание с машинами и механическими станками.

В 1862 году Швабе был снова командирован за границу для осмотра и ознакомления с новым искусством строения броненосных судов. Они посетил около 60 заводов в Англии, Шотландии, Франции, Бельгии и Пруссии, составил их планы и описания.

По возвращении из командировки К. И. Швабе представил проект броневого завода. На Ижорском заводе был внедрён новый способ выделки брони методом проката. Практическое освоение производства брони началось уже после кончины в 1863 году Швабе при новом начальнике Адмиралтейских Ижорских заводов И.И. Зарубине.[2]

Большое внимание Швабе уделял развитию и благоустройству города Колпино, повышению грамотности среди населения. В 1860 году по инициативе К. И. Швабе было открыто благотворительное общество, первый параграф устава которого гласил: «Общество имеет целью доставлять средства к улучшению не только материального, но и нравственного положения бедных жителей села Колпино».[3]

С именем Карла Швабе связано и открытие первого почтового отделения в Колпино, о чём он 3 декабря 1862 года подал ходатайство в кораблестроительный департамент.[4]

Швабе К. И. умер 23 февраля 1863 года от апоплексического удара во время обхода заводской территории. Похоронен на Колпинском кладбище. Могила не сохранилась.

Примечания

  1. Ларионов А. Л. Из истории Императорских яхт Российского флота.
  2. История нашего города, глава 3. Формирование нового облика Колпина (1803—1860 гг.)
  3. Колпино в эпоху реформ (1860—1881 гг.)
  4. Бурим Л. Заводы и почты, Ижорец, 25 ноября — 8 декабря 2005 года

Источники

  • Русский биографический словарь: В 25 т. /А. А. Половцов. — М., 1896—1918.
  • «Морской сборник», 1863 г., т. 65, № 4, стр. 39―46;
  • «Русский Архив», 1865 г.

Ссылки

  • Швабе Карл Иванович
  • АРХАНГЕЛЬСКИЕ ВИНТОВЫЕ КЛИПЕРЫ. Сборник «Бриз» 7, 8, 9 февраль — июль 1996 года
  • Швабе Карл Иванович, Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Швабе, Карл Иванович.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84