19-08-2023
Гимназия имени А. Л. Кекина | |
Девиз |
«Школа — не для политики!» С. П. Моравский (1917) |
---|---|
Основана |
1907 |
Директор |
А. А. Гаврилов |
Тип | |
Учеников |
1 111 (2012—2013 уч. год) |
Адрес | |
Координаты |
|
Сайт |
http://gim-kekina.edu.yar.ru/ |
Языки |
Гимназия имени А. Л. Кекина — муниципальное образовательное учреждение в Ростове, Россия. Старейшее действующее и самое крупное учебное заведение по числу учащихся в Ростовском районе Ярославской области.
Так как в 1885 году у петербургского купца Алексея Леонтьевича Кекина умирает единственный сын, он решает оставить все свои сбережения и имущество городу Ростову, написав для этих целей духовное завещание. Основным пунктом завещания был об устройстве в Ростове мужской гимназии, а в дальнейшем университета. После смерти А. Л. Кекина в 1897 году Титов А. А. оповещает Ростовскую Городскую Думу о духовном завещании Кекина. Проведя подготовительные работы Ростов фактически вступил в права наследника в 1898 году, когда Санкт-Петербургский окружной суд постановил исполнять завещание. Однако, не все были согласны с волей А. Л. Кекина, так в 1902 году подал иск И. П. Кекин, что оттянуло открытие гимназии с 1905 года на 1907.
С начала 1905 года в Ростовской городской думе началось обсуждение типа нового учебного заведения, в итоге было решено устроить в городе «восьми классную классическую гимназию без греческого языка, с возмещением последнего более обстоятельным изучением новых языков, математики и естествознания».
В 1906 году было решено открыть прогимназию и первые четыре класса гимназии к осени 1907 года, специально для этого был куплен дом Кононовой[1], а также снят к весне 1908 года дом О. Д. Мальгиной на Заровской улице. А октябре 1907 года городская дума постановила, а Министерство просвещения одобрило прошение о присвоение имени А. Л. Кекина гимназии[2].
2 сентября 1907 года директором гимназии был выбран преподаватель истории Медведниковской гимназии Сергей Павлович Моравский. Конкурс на это место имел свои сложности: для проверки кандидатов в директора сведенья о них собирал Титов А. А., при этом были случаи когда он не рекомендовал городу нанимать некоторых кандидатов если те имели плохие отзывы от учеников. Главным условием самого Моравского к городу стало возможность подбора преподавателей лично им[3]. При этом гимназия стала довольно демократическим учебным заведением: в ней не было ни религиозной (к 1911 году был снят ценз на число евреев, преподаватель физкультуры Девищев был мусульманин, а от строительства домовой церкви было решено отказаться), ни сословной (большинство обучающихся были дети крестьян и мещан, значительное количество было купцов и дворян), ни политической розни (среди преподавателей были эсэры и социал—демократы)[4]. Стоимость обучения в гимназии для горожан составляла 30 рублей, а половина учеников обучалась бесплатно[3]. Так же действовала система пощрения учеников через стипендии, всего присуждалось пять стипендий, в том числе имени Андрея Титова (учреждена «Обществом взаимного страхования от огня» для жителей города), памяти 300-летия дома Романовых (учреждена товариществом «Рольма» для детей сотрудников или работников товарищества), памяти 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости (Ростовская городская дума)[5]. Большую значимость директор возлагал на наглядные пособия и физическое воспитание учеников, Моравским так же выделялись такие предметы как рисование и пение[6]. Большое значение имело открытие в 1912 году астрономической обсерватории, она была оснащенна пятидюймовым телескопом системы Рейнфельдера и Гертеля. Тогда же появился астрономический кружок выпускавший свой научный журнал[7].
Школа была открыта даже по воскресеньям, а преподаватели проводили со своими учениками по несколько часов, что позволило отказаться от надзирателей[4]. С началом Первой мировой войны в гимназии был открыт лазарет для раненых, он располагался на третьем этаже, позже в здание кекинской гимназии была переведена и женская гимназия.[8].
После Октябрьской революции на базе мужской и женской гимназии было открыто четыре школы: две первой ступени и две второй ступени. Так же в здании гимназии располагались: рабфак, взрослая вечерняя школа, музыкальная школа, детский сад и некоторые учреждения не имеющие отношения к образованию, но к весне 1921 года в здании остались только учебные заведения и само здание получило название «Дом просвещения имени В. И. Ленина». Но так как наличие сразу нескольких школ в одном месте было неудобно с точки зрения учебного процесса и хозяйственного управления было решено объединить их в одну, что и было сделано в осенью 1924 года. Подобное положение дел просуществовало до начала 1930-х годов: школы повышенного типа были реорганизованы в фабрично-заводские семилетки. Не избежала этого преобразования и бывшая гимназия, она стала ФЗС № 1[8].
Но так как расчет реформы образования не оправдался и качество образования снизилось в 1933 году было решено увеличить срок обучения на два года, а в 1934 ещё на год. Тогда же школа сменила название на «Средняя школа № 1 имени В. И. Ленина»[8].
С началом Зимней войны гимназию снова превращают в госпиталь, а учащихся распределили по другим школам. После окончания войны здание возвращается школе, но на этот раз не надолго: началась Великая Отечественная война и надо было снова организовывать госпиталь. Школьников временно учились в неприспособленных помещениях, а потом их перевели в бывшее здание Марииненской женской гимназии. Занятия велись в две-три смены, а основу получаемых знаний составляет навыки и знания необходимые в военное время. Школьникам так же пришлось нести и трудовую вахту. Школа вернулась в собственное здание только в 1947 году[8].
В 1950-хх годах школе приходится работать в две смены, а в 1955 и 1956 годах выпускается по 7 10-х классов. Происходит и смена поколений, на работу приходят более молодые учителя. К 50-летию гимназии организуется школьный музей[8].
В начале 1960-хх гг. школа переходит на 11-летнее обучение. Теперь один день в неделю учащиеся занимались только профессиональной подготовкой. В школе оборудуется слесарная мастерская, кабинеты автодела и машиноведения, школьников также отправляют на практику на швейную фабрику и «Рольму», а на базе дома пионеров работал педагогический класс. Но к 1966 году концепция образования в стране снова изменилась и школа превратилась в десятилетию. В те же годы появляется и математическая школа, инициатором которой стал Алексей Сергеевич Орлов, проводятся предметные олимпиады, набирают популярность кружки технического творчества[8].
В 70-хх годах по постановлению горсовета школе возвращено имя В. И. Ленина. В те же годы руководство области во главе с Лощенковым задумывало перенести музей из кремля в здание школы, специально для этого было спроектировано специализированное школьное здание на улице Гоголя, однако, благодаря действиям общественности перевод не состоялся[9].
В начале 80-хх происходит обновление технических средств обучения, в школе появляются телевизоры, киноаппараты, магнитофоны, фильмоскопы и т. д. Появляется и новый предмет — информатика, правда пока ещё без компьютерного класса.
В 1990-хх школа снова переходит на 11-летнее образование, на этот раз за счет увеличения сроков образования в начальной школе. В 1991 году школа вновь становится гимназией, через два года происходит первый выпуск гимназистов[8].
В 1992 году школе вернули статус гимназии, а в 1999 году и вернули имя Алексея Леонтьвича Кекина[10]. На базе методических объединений учителей были образованы кафедры, стали набираться профильные классы, вручатся именые стипендии (имени А. Л. Кекина, С. П. Моравского, П. Г. Трубникова[11]). В 2006 году гимназия стала победителем конкурса внедряющих инновационные образовательные программы[12]. Школа сотруничает со школами Стивенс-Пойнта (США)[13], Хёлмферта (Великобритания), Нима (Франция), Ямся (Финляндия), Нойбург-на-Дунае (ФРГ), а совместно с Ярославской медицинской академией проводит медико-биологическую школу[11].
30 марта 1905 года городская управа подала заявку в Московское архитектурное общество на проведение конкурса на лучший проект будущего здания гимназии, здание должно было включать помещение на 600 учащихся, квартиры для директора, инспектора и надзирателя, а также интернат на 200 мест. На этот конкурс было подано 38 заявок, а первую премию получил проект «два пересекающихся круга» Павла Алексеевича Трубникова, он в скором времени поселяется в Ростове и следит за строительством здания. При этом архитектор Московского учебного округа А. А. Никифоров отмечал что здание гимназии будет способно разместить три параллели каждого класса в результате чего гимназия в Ростове станет единственной подобной гимназией в России. 25 июня 1907 году прошла попытка провести торги на право строительства здания, однако на них никто не явился, и было решено рассматривать только письменные заявки, самой выгодной для города оказалась заявка фирмы Л. Ф. Кучерова и С. И. Солунь оценившая проект в 399 тысяч рублей, с которой и был заключен договор.
Однако проект Трубникова однажды изменился: по указанию педагогического совета и по утверждению думы квартиры директора, инспектора и наставников были вынесены в отдельный корпус с теплым переходом, который сейчас называется Малое здание, а учебное здание уменьшилось в длину на 3 саженя и был увеличен коридор на пол аршина. Квартиры служащих были перенесены на место квартир директора и наставников[2].
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7600377000 |
В большом здании, построенном в стиле неоклассицизма имеются большая аудитория (примерно на 300 человек) — здесь проводятся большинство городских и районных олимпиад, актовый зал, спортивный зал (ранее гимнастический) и астрономическая обсерватория.
Малое здание, построенное в стиле модерн, первоначально использовались как квартиры для преподавателей, после переезда в Ростов Московский центральный опытный педагогический техникум (МЦОПТ) им. Н. К. Крупской здесь размещался педагогический техникум[14], а после переезда техникума в собственное здание размещается начальная школа и кабинеты иностранных языков.
С 1997 года в связи с демографическим спадом сократилось количество детских садов, в результате чего в введение гимназии передали ещё одно здание (до 1997 года — детский сад «Звёздочка»), куда были переведены часть начальных классов. Но в середине 2000-х здание снова было отведено под детский сад.
Астрономическая обсерватория и «Кекинский кружок любителей физики и астрономии» выпускали журнал, занимались наблюдением за астероидами, переменными звездами и метеорологией. Так же была оказана помощь в организации городской метеостанции[7]. Сотрудники обсерватории вели переписку с РОЛМ[15].
Появился в начале 20-х годов XX века, к середине 20-х годов кружок объединился с кружками радиолюбителей механического техникума и сельскохозяйственный института в «Объединенный кружок радиоучащихся города Ростова». Занятие в кружке велось в основном по истории радио. Учащиеся кружка принимали участие в установке первого в городе радиопередатчика для НКВД[16].
К моменту 50-летнего юбилею школы появился интерес к истории школы, а когда накопилось значительное количество материала по истории города и школы, возникла краеведческая комната. Материалы разыскивали учащиеся и приносили в краеведческую комнату, в собрании были книги, старые открытки, предметы быта; было оформлено пять экспозиций, такие как «Прошлое Ростова», «Настоящие и будущие Ростова», «История школы», «История комсомольской и партийной организаций» и «Ростовчане во время Великой Отечественной войны». В 1965 году ярославская областная комиссия присвоила краеведческой комнате статус музея. Тогда же создали Ленинскую комнату, велась переписка с музеями В. И. Ленина в Москве, Ленинграде, Шушенском, Праге. Школьники, работавшие в музее, проводили экскурсии, в том числе и для иностранцев[17].
8 мая 1975 году открылся музей Боевой славы, в котором представлены материалы по ростовцами — участникам войны, эвакуированным из Ленинграда детьми, отдельно была выделена экспозиция о погибших в годы войны учениках школы. Велась переписка с участниками войны, проводились встречи с работниками госпиталя, находившегося в здании гимназии, и пациентами[17].
К концу 80-х годов прошел спад интереса к музею и музейные и архивные материалы были рассредоточены по всей школе, Ленинская комната и музей боевой славы были расформированы. Однако, была развернута большая поисковая и собирательская работа, многие фотографии были оформлены в фотоальбомы, составлены списки руководителей школы, публикуются заметки по истории школы в местной прессе. Так же появилось сотрудничество с музеем-заповедником «Ростовский кремль»: в одной из экспозиций музей-заповедник использовал материалы школьного музея. Как отмечают музейные сотрудники, на сегодняшний день музей представляет из себя скорее фондохранилище, на основе которого возможно сделать экспозицию по истории образования[17].
Школьная олимпиада приравнивается к городскому этапу. На районном этапе гимназия практически всегда занимает первые места. На областных олимпиадах удачным выступлением считается попадание в первую десятку. Последний успешный год — 2007[18].
Ростовская гимназия традиционно участвует в областном турнире — математических боях [19]. Чаще всего в протоколах именуется как сборная Ростова, при этом почти всегда состоит из учеников именно гимназии (несколько раз за сборную Ростова выступали ученики других ярославских школ). Лучшее достижение — 3-е место в VII, VIII, IX и XI турнирах [20]. Юниорская команда стала первым победителем юниорской лиги областного турнира. В связи с изменением регламента Ростов попал во 2-ю по значимости лигу. Как отмечает жюри турнира, главная проблема команды состояла в неравномерном составе, а главные успехи сборная совершила при Олеге Щепилове и Павле Козлове.
В других командных олимпиадах проводимых ЦОШ Олимп [1] под общим названием «Ярославский областной открытый чемпионат интеллектуальных игр школьников „Команда года“» участие не принимали или результат был менее значителен чем в математических боях.
Ростовская гимназия активно участвует в интернет-викторинах проводимых ЯЦТИСО. Наиболее известны команды по биологии и химии.
Школа № 1 имени В. И. Ленина.