Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Эрос

26-06-2023

Эрот

Эрот и Психея
Бог любви
Мифология: римская, греческая
Имя на других языках: греч. Έρως
Эрос, Амур, Купидон
Характерные черты: Стрелы любви, Пылающий факел

Эро́т (Э́рос, др.-греч. Ἔρως, также Эро́с, Аму́р, у римлян Купидо́н) — бог любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле[1].

Содержание

Происхождение

Существовало множество вариантов происхождения Эрота:

Согласно речи Котты[18], их было три:

Согласно Нонну, родился у города Берои[19].

Основные мифы

Эрот — мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее со стрелами любви[20] или пылающим факелом.

В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эрота празднество — Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Эрот, как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и девушек, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эрота ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эросу жертву. Его жертвенник стоял у входа в Академию[21].

Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антерота (иначе Антэрот, Антерос), находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. У Овидия упоминаются «оба Эрота»[22]. Кормилицы Эрота хариты отправились в Дельфы к Фемиде с вопросом о его малом росте[23].

В искусстве

Амур в образе ребёнка (раб. Этьена Мориса Фальконе, после 1757, Эрмитаж)
геральдический амур

Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Ему посвящен LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и Психеи (то есть, Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки.

Образ Амура в виде нагого ребенка используется при росписи потолков, и редко изображением Амура украшают мебель[24].

Литература

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.668-669, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.551-552; нет у Аполлодора и Диодора
  2. Гесиод. Теогония 120—122
  3. Алкей, фр.8 Диль = Плутарх. Об Эроте 20
  4. Схолии к Феокриту. Идиллии XIII 2 // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.91
  5. Симонид, фр.70 Пейдж
  6. Акусилай, фр. В3 Дильс-Кранц = Схолии к Феокриту. Идиллии XIII 2 (из Теона); Диоген Лаэртский IV 26, из Крантора у Антагора
  7. Аристофан. Птицы 694—699
  8. Орфика, фр.70 Керн
  9. Орфика, фр.83 Керн
  10. Ферекид Сирский, фр. В3 Дильс-Кранц; Комм. к Платону
  11. Парменид, фр. В13 Дильс-Кранц
  12. Еврипид. Ипполит 533
  13. Лактанций. Божественные установления I 17, 9
  14. Павсаний. Описание Эллады IX 27, 2
  15. Платон. Пир 203b
  16. Симий Родосский. Крылья Эрота 7
  17. Диоген Лаэртский IV 27
  18. Цицерон. О природе богов III 60
  19. Нонн. Деяния Диониса XLI 128
  20. Эсхил. Агамемнон 744—745
  21. Павсаний. Описание Эллады I 30, 1
  22. Овидий. Фасты IV 1
  23. Фемистий. Речи, стр.367 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.585
  24. энциклопедии интерьерных идей 4living.ru

См. также

Литература

Ссылки

  • Эрот


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Эрос.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84