15-10-2023
Hercules-YXC-B | |
---|---|
Производитель: | Hercules Gas Engine Company (англ.)русск. |
Марка: | Hercules-YXC-B |
Тип: | карбюраторный |
Объём: | 7022 см3 |
Максимальная мощность: | 93,5 л.с., при 2200 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 373 Н·м |
Конфигурация: | рядный, 6-цилиндр. |
Цилиндров: | 6 |
Клапанов: | 12 |
Диаметр цилиндра: | 111,13 мм |
Ход поршня: | 120,65 мм |
Cтепень сжатия: | 4,6 |
Система питания: | карбюратор «Zenith-110» |
Охлаждение: | жидкостное |
Клапанной механизм: | нижнеклапанный |
Тактность (число тактов): | 4 |
Порядок работы цилиндров: | 1-5-3-6-2-4 |
механическая 4-ступ. | |
---|---|
Производитель: | Brown-Lipe |
Модель: | Brown-Lipe-554 |
Тип: | механическая |
Число ступеней: | 4-ступ. |
Передаточные отношения: | |
1 передача: | 5,35 |
2 передача: | 2,84 |
3 передача: | 1,76 |
4 передача: | 1,00 |
Задняя передача: | 6,25 |
Тип шестерней: | прямозубые, скользящие |
Механизм управления: | напольный рычаг |
Переключение: | ручное |
Длина: | 6635 мм |
Ширина: | 2460 мм |
Высота: | 2550 мм |
Клиренс: | 300 мм |
Колёсная база: | 4200 мм |
Колея задняя: | 1784 мм |
Колея передняя: | 1750 мм |
Масса: | 4830 кг |
Макс. скорость: | 53 км/ч |
|
|
Связанные: | Я-6, ЯГ-10, ЯГ-12, ЯСП |
Похожие модели: | Я-4, ЯГ-3, ЯГ-4, ЯГ-5, ЯГ-6 |
Грузоподъёмность: | 5000 кг |
Расход топлива: | 43 л/100 км |
Объём бака: | 120 литров |
Я-5 — советский тяжёлый грузовой автомобиль грузоподъёмностью 5 тонн, выпускавшийся на Ярославском государственном автозаводе с 1929 по 1934 год.
Содержание |
Конструкция автомобиля базировалась на более ранней модели того же завода — Я-4, главным отличием от которого стало применение импортного (американского) силового агрегата — двигатель фирмы Hercules, сцепление — фирмы Long или Brown-Lipe, КПП — фирмы Brown-Lipe[1].
Производство Я-5 началось во второй половине 1929 года и продолжалось по 1934 год. За это время было изготовлено 2273 грузовика Я-5. В это число не входят 364 шасси Я-6 — длиннобазного варианта Я-5.
Прекращение производства грузовика Я-5 связано принятым решением отказаться с 1 января 1932 года от импорта силовых агрегатов. Это решение, в свою очередь, было обусловлено освоением на Заводе имени Сталина производства грузовика АМО-3. Силовой агрегат этой машины (копия американского Hercules-WXB) имел мощность 60 л.с. — в полтора раза ниже, чем устанавливавшийся на Я-5 Hercules-YXC-B. Тем не менее, с 1932 года двигатель АМО-3 стали установливать на шасси Я-5 — новый автомобиль получил обозначение ЯГ-3. Формально, на этом производство Я-5 прекратилось, а все оставшиеся в моторы Hercules-YXC-B были зарезервированы военными под выпуск трёхосного ЯГ-10. Однако, небольшие серии Я-5 продолжали изготавливаться — в 1933-1934 годах изготовили ещё 48 грузовиков Я-5.
Двигатель:
Сцепление: либо двухдисковое фирмы Long, либо многодисковое фирмы Brown-Lipe
Коробка перемены передач:
Карданная передача: с промежуточной опорой; число сочленений — 3 (карданные шарниры типа «Спайсер»); кардан заключён в кожух, передающий толкающие усилия от моста ведущих колёс на поперечину рамы.
Мост ведущих колёс::
Мост управляемых колёс и рулевое управление:
Подвеска:
Рама: лонжеронная, клёпаная из стандартных катаных швеллеров №16 (лонжероны) и №10 (поперечины)
Геометрические характеристики:
Дорожный просвет (клиренс):
Радиус поворота: 8,2 метра
Собственная масса: 4830 кг[2] или 4750 кг[1] (соответственно, с шофёром и без)
Грузоподъёмность:
Ёмкость топливного бака: 120 литров
Размещение топливного бака: под сиденьем водителя
Расход топлива: 43 л на 100 км
Максимальная скорость: 50 км/ч
На 1934 год стоимость грузовика Я-5, с шофёрским инструментом и резиной на 7 колёс — 10190 руб., а шасси Я-5 с кабиной, с шофёрским инструментом и резиной на 7 колёс — 9490 руб.[2]
На шасси грузовика Я-5 изготавливались автоцистерны и снегоуборочные машины.
В 1931-1932 годах для экспорта в Монголию была построена партия грузовиков Я-5, получивших пониженную бортовую платформу с колёсными нишами (т.н. «монголка») и улучшенную отделку.
В ноябре 1933 года на два грузовика Я-5 установили опытные образцы дизеля «Коджу», разработанного под руководством профессора Брилинга. Эти машины, получившие наименование Я-5 «Коджу», с успехом участвовали в так называемом «Дизель-пробеге» 1934 года.
В январе 1934 года на базе грузовика Я-5 ленинградским заводом «Красный Путиловец» был создан полугусеничный артиллерийский тягач ЯСП, оставшийся, впрочем, в единственном экземпляре.
Удлинённое на 580 мм шасси грузовика Я-5 получило обозначение Я-6. На нём сторонние организации (в основном, авторемонтные мастерские) строили автобусы, а с 1932 года на шасси Я-6 ленинградский завод «Промет» строил пожарные линейки. Кроме того, на шасси Я-6 небольшими партиями ярославский автозавод выпускал для РККА грузовики с длинными бортовыми кузовами пониженного расположения (с колёсными нишами), с откидными бортами и с удлинёнными подножками, тянущимися от крыльев передних до задних колёс. Эти машины предназначались для перевозки съёмных зенитных прожекторов на колёсном ходу и первых звукоулавливателей. [3].
На основе 2-осного Я-5 была создана 3-осная модель (с колёсной формулой 6×4) — ЯГ-10 грузоподъёмностью 8 тонн, которую выпускали небольшими сериями до 1940 года.
Это заготовка статьи об автомобилях. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Автомобили Ярославского автомобильного завода | |
---|---|
Довоенные грузовые автомобили | Я-3 • Я-4 • Я-5 • Я-5 «Коджу» • ЯГ-3 • ЯГ-4 • ЯГ-5 • ЯГ-6 • ЯГ-7 • ЯГ-10 • ЯГ-12 • ЯС-1 • ЯС-3 • ЯС-4 |
Послевоенные грузовые автомобили | ЯАЗ-200 • ЯАЗ-205 • ЯАЗ-210 • ЯАЗ-214 • ЯАЗ-219 • ЯАЗ-221 • ЯАЗ-225 • ЯАЗ-226 |
Автобусы | Я-6 • ЯА-2 • ЯА-3 |
Гусеничные и полугусеничные тягачи | ЯСП • Я-11 • Я-12 • Я-13 |
Троллейбусы | ЯТБ-1 • ЯТБ-2 • ЯТБ-3 • ЯТБ-4 • ЯТБ-4a • ЯТБ-5 |
Я-5.