22-09-2023
Башенные установки МК-3-180 на мемориале крейсеру «Киров» |
|
История производства | |
---|---|
Разработано: |
1934 |
Страна производства | |
Годы производства: |
1934 —1942 |
Прозводитель: | |
История службы | |
Войны и конфликты: | |
Характеристики орудия | |
Марка орудия: |
Б-1-П |
Калибр, мм: |
180 |
Длина ствола, мм/калибров: |
10 345 / 57 |
Длина канала ствола, мм: |
10 160 |
Объём каморы, дм³: |
52,3 |
Тип затвора: | |
Масса ствола с затвором, кг: |
17 330 |
Масса снаряда, кг: |
97,5 |
Начальная скорость снаряда, м/с: |
920 |
Принцип заряжания: |
картузный |
Скорострельность, выстрелов в минуту: |
4 |
Характеристики артустановки | |
Марка артустановки: |
МК-1-180 |
Общая масса АУ, кг: |
236 000—247 000 |
Масса вращающейся части, кг: |
85 000 — 86 000 |
Радиус обметания по стволам, мм: |
94810 |
Расстояние между осями орудий, мм: |
820 |
Угол подъёма ствола, °: |
−4/+50 |
Максимальная скорость вертикального наведения, °/с: |
10 |
Максимальная скорость горизонтального наведения, °/с: |
8 |
Максимальная дальность стрельбы, м: |
37 129 (+49°) |
Бронирование: |
35 — 70 |
Расчёт установки, чел.: |
50 |
Боекомплект на ствол: |
100[1] |
180-мм корабельная пушка Б-1-П — советское корабельное орудие калибра 180 мм. Разработано на базе 180-мм орудия Б-1-К. Орудиями типа Б-1-П в трехорудийных башенных установках МК-3-180 были вооружены лёгкие крейсера проектов 26 и 26-бис.
Испытания и особенно реальная эксплуатация пушек Б-1-К на лёгком крейсере «Красный Кавказ» выявили значительное количество недостатков как самого орудия, так и орудийной установки МК-1-180. Клиновой затвор этого орудия работал ненадежно и давал нередкие отказы полуавтоматики, добиться полной обтюрации не удалось и через закрытый затвор прорывались пороховые газы[2]. Главным же недостатком орудия стала его исключительно низкая живучесть. Хотя разработчики планировали обеспечить живучесть ствола 200 выстрелов, реально она составляла 55 выстрелов боевым зарядом и всего лишь 30 выстрелов усиленно-боевым. Фактически это означало, что баллистика орудий существенно менялась даже в процессе одной стрельбы. С учетом скрепленной конструкции стволов это вынуждало проводить регулярную, технически сложную и дорогостоящую замену стволов[3].
Серьёзную критику вызывали и башенные установки МК-1-180. Несмотря на размещение в них лишь одного орудия, они оказались не только слабозащищенными, но и тесными. При этом в них не имелось никаких приборов управления огнем и вести огонь на самоуправлении они могли лишь прямой наводкой. Ненадёжными оказались и механизмы подачи и заряжания. При этом сохранялась значительная доля ручных операций, в результате чего, проектная скорострельность 6 выстрелов в минуту была достигнута только на учениях, практическая скорострельность составляла 4 выстрела в минуту, а реальная продолжительная скорострельность не превышала двух выстрелов в минуту. Кроме того, само применение одноорудийных башен в 1930-х годах было явным анахронизмом и негативно сказывалось на боевом потенциале крейсера[4]. В предвоенный период командование ВМФ рассматривало «Красный Кавказ» как небоеспособный корабль[3].
180-мм корабельная пушка Б-1-П.