23-07-2023
8-мм киноплёнка, 8-миллиметровая киноплёнка — киноплёнка шириной 8 миллиметров с односторонней перфорацией. Самая узкая из всех существующих киноплёнка, называвшаяся в начале выпуска англ. Cine Kodak Eight, предназначена для любительского кино из-за небольшой площади кадра и, как следствие, невысокого качества изображения[1]. Фильмокопии на ней принято называть мелкоформатнымиу[2].
До недавнего времени 8-мм киноплёнка выпускалась только обращаемая и изначально не рассчитана на копирование[П 1]. По этой причине кинопроекторы для 8-мм киноплёнки, как и все узкоплёночные, предполагают такой же её ход, как и в киносъёмочном аппарате — эмульсией к объективу[3]. Существуют две несовместимых разновидности 8-мм киноплёнки — стандартная и «8 Супер».
8-мм киноплёнка, разработанная компанией Eastman Kodak в 1932 году, представляет собой 16-мм киноплёнку с укороченным вдвое шагом перфорации[4]. Такая киноплёнка, получившая название 2×8 мм, позволяла на той же площади при прежней частоте киносъёмки получить в 4 раза большую её длительность: за один проход в камере экспонировалась только половина ширины. По окончании рулона подающая и приёмная бобины менялись местами и съёмка продолжалась на вторую половину, как в магнитофонах. После проявления киноплёнка разрезалась вдоль и склеивалась, давая удвоенную длину фильма шириной 8-мм. Кадровое окно киносъёмочного аппарата имеет размеры 4,9×3,55 мм, а полезная площадь, проецируемая на экран составляет 4,4×3,25 мм[5][6][1]. Перфорации полностью соответствует 16-мм плёнке: 1,83×1,27 мм, но её шаг 3,81 мм вдвое короче. Стандартной частотой съёмки и проекции для формата 2×8 считается «немая» скорость 16 кадров в секунду. Предусмотрено пространство для магнитной фонограммы шириной 0,69 мм между краем плёнки и перфорацией. Самым знаменитым любительским фильмом, снятым на такую киноплёнку, считается Фильм Запрудера, запечатлевший убийство Джона Кеннеди.
Некоторые компании вскоре после появления киноплёнки 2×8 начали производить плёнку и аппаратуру одиночного формата, не требующего последующего разрезания. Однако, после выхода в 1936 году плёнки Kodachrome, доступной только в двойном формате, выпуск одинарной киноплёнки и соответствующей аппаратуры был прекращён большинством компаний. Киноплёнка 1×8N производилась только фирмой Agfa и советскими заводами «Тасма» и «Свема»[7]. Некоторое количество аппаратуры такого формата производилось в СССР.
В 2011 году появился новый стандарт «Ultra Pan 8», основанный на киноплёнке 2×8, и использующий всю её ширину за один проход. Стандарт является, по сути, модификацией 16-мм киноплёнки с укороченным шагом кадра, обладающего соотношением сторон 2,8:1. Размеры кадрового окна составляют 10,52×3,75 мм. Для съёмки используются модифицированные 16-мм камеры «Bolex» с изменённым шагом грейфера и зубчатыми барабанами. Из-за отсутствия кинопроекторов такого формата, он используется для кинопроизводства по цифровой технологии Digital Intermediate.
В 1965 году фирмой Eastman Kodak разработан формат «8 Супер», или S8, который со временем вытеснил стандарт N8[8][9]. В СССР эта система получила название «8 мм тип С». Площадь кадра «8 Супер» увеличена за счёт уменьшения размеров перфорации и увеличения шага кадра до 4,23 мм. Перфорационные отверстия размером 0,92×1,14 мм расположены длинной стороной вдоль киноплёнки, а не поперёк, как у обычной плёнки 8 мм[10]. Все эти меры позволили повысить коэффициент полезного использования площади киноплёнки с 47 до 71%[11]. Размеры экспонируемого кадра составляют 5,69×4,22 мм, а на экран проецируется участок 5,36×4,01 мм[5]. Площадь такого кадра более, чем на 30% превосходит стандартный кадр N8, повышая детализацию фильма и световой поток кинопроектора. Ещё одна особенность формата «8 Супер» заключается в расположении перфораций напротив кадра, а не межкадрового промежутка. Частота съёмки и проекции равна 18 кадрам в секунду, обеспечивая невысокий расход киноплёнки при достаточной скорости магнитной фонограммы.
Для киноплёнки разработана одноразовая кассета типа «Kodak K40» коаксиального типа ёмкостью 15 метров. В 1970-х годах такие кассеты системы «Instamatic» получили широкое распространение в том числе в СССР, где они выпускались разборными и использовались многократно. Плёнка в таких кассетах не требует ручной укладки в лентопротяжный механизм, а длина засвечиваемого участка составляет лишь несколько сантиметров. Конструкция обеспечивает максимальную оперативность при перезарядке и снижает расход киноплёнки. С 1973 до 1997 года выпускались звуковые кассеты, незначительно увеличенные в высоту[9]. Киноплёнка в них снабжалась магнитной дорожкой шириной 0,69 мм, расположенной вдоль края, противоположного перфорации. В настоящий момент (2015 год) Kodak поставляет киноплёнку только в «немых» кассетах K40. Кроме обращаемых выпускаются также негативные сорта, например «Kodak Vision 3» серий 7203, 7219 и 7213 для профессионального использования[12][13].
Одновременно с Kodak производство такой же киноплёнки запустила компания Fujifilm в кассетах собственного стандарта, получившего название «Single 8»[9]. От коаксиальных кассет Kodak японские отличались планарным расположением подающего и принимающего рулонов, соответствуя двойным кассетам в профессиональном кино. Большим достоинством считалась возможность использования металлического прижимного столика камеры, тогда как в американском варианте был доступен лишь простейший пластмассовый прижим кассеты. Стандарт не получил распространения за пределами Японии, а в СССР был неизвестен.
Некоторое распространение получил формат «2×8 Супер», аналогичный обычному 2×8, и разрезаемый после проявления. Из достоинств формата «8 Супер» этот стандарт, появившийся позднее основного, унаследовал только увеличенную площадь кадра. Все остальные преимущества: удобная зарядка и возможности автоматизации ввода параметров в камеру, в двойном формате недоступны. В настоящее время киноплёнка «8 Супер» используется в малобюджетном кинематографе с увеличенным форматом кадра «Super 8 MAX» (другое название — «Super Duper 8»)[14]. При этом дополнительно используется пространство киноплёнки, зарезервированное для фонограммы. Полученный после сканирования кадр пригоден для получения изображения с соотношением сторон 16:9 или 1,66:1[15].
Первые попытки профессионального применения 8-мм плёнки для подводной съёмки были предприняты Жаком-Ивом Кусто при содействии фирмы Kodak, однако не далее единственного контракта. В фильме «8 миллиметров» любительская киносъёмка используется как сюжетно-важная деталь. Во многих художественных фильмах образ 8-миллиметрового проектора, имитация немой любительской киносъёмки, используется для получения эффекта воспоминаний, обозначения исторического периода времени. С ростом фотографического качества киноплёнок в последние десятилетия, формат «8 Супер» нашёл применение и в профессиональном кинематографе[13]. Так, отдельные сцены фильма «Прирождённые убийцы» снимались на такую киноплёнку, придающую изображению специфический характер[16]. Современные сорта узкой киноплёнки с высоким разрешением используются при изготовлении видеоклипов некоторыми продюсерами.
В СССР выпускалось несколько модельных рядов любительских кинокамер («Лада», «Лантан», «Турист», «Экран», «Аврора», «Нева», «Спорт», «ЛОМО», «Кварц»), кинопроекторы («Луч», «Русь», «Волна»), бачки для проявки киноплёнки (УПБ-1А), склеечные прессы, просмотровые устройства для монтажа («Купава») и другое сопутствующее оборудование. 8-мм киноплёнка также использовалась в детском киновизоре «Колобок».
По способу зарядки в камеру и виду плёнки встречается несколько основных видов 8-миллиметровых киносъёмочных аппаратов:
Советская кинокамера «Экран» формата 1×8N
Кинокамера «Белл-Хауэлл», которой снят фильм Запрудера
Камера—проектор
«Longines-Wittnauer», 1958 год
Звуковой кинопроектор системы «Филмосаунд»
Одна из первых 8-мм кинокамер
«Cine-Kodak Eight»
Кинокамера
«Braun Nizo 800»
формата «8 Супер»
За рубежом 8-мм кинокамеры выпускались большинством компаний, специализирующихся на производстве фотоаппаратов: Canon, Nikon и др. Известны камеры, записывавшие на 8-миллиметровую плёнку синхронный звук оптическим методом, но они не получили широкого распространения. В 1960 году компания «Фейрчайлд» выпустила кинокамеру «Синефоник 8» (англ. Cinephonic 8), способную записывать звук на магнитные дорожки киноплёнки формата 2×8[17][18][19]. Фирма Kodak первой начала выпуск киноплёнки с магнитной звуковой дорожкой, а также оборудования для записи и воспроизведения звука с неё[2]. В 1972 году компания «Белл-Хауэлл» (англ. Bell&Howell) выпустила серию кинокамер «Филмосаунд» (англ. Filmosound) формата «8 Супер». Специальный магнитофон соединялся с камерой кабелем пилот-тона, который генерировался электроприводом камеры и записывался на отдельную дорожку компакт-кассеты. При воспроизведении записанный сигнал управлял двигателем кинопроектора, обеспечивая синхронизацию. Позднее появились любительские камеры с записью звука на магнитную дорожку киноплёнки в кассете «Kodak K40» типа Instamatic[9].
В СССР звуковая 8-мм кинокамера для любителей существовала только в разработках, а в серийное производство так и не была запущена. Единственной доступной технологией было озвучивание готовых фильмов записью музыкального сопровождения и дикторского текста на внешний магнитофон. Для синхронизации использовалось серийное устройство «СЭЛ-1».
Большинство киностудий до конца 1980-х печатали узкоплёночные фильмокопии сокращённых вариантов кинокартин. В США на киноплёнках N8 и «8 Супер» выпущено множество релизов фильмов Чарли Чаплина и студии Уолта Диснея для домашнего просмотра. Большинство из них были немыми, но некоторые снабжались магнитной фонограммой. Стандартная длина фильмокопий на специальных бобинах составляла 60 и 120 метров. Чтобы исключить путаницу, катушки для киноплёнки разных стандартов снабжались посадочными отверстиями разной формы.
В СССР на такой киноплёнке выпускались немые фильмокопии мультфильмов и короткометражных картин, например «Шпионские страсти», «Ну, погоди!» и «Самогонщики». Копии длиной 30, 60 и (очень редко) 120 метров были доступны в свободной продаже. Благодаря подходящим размерам они поставлялись на катушках, предназначенных для магнитной ленты шириной 6,25 мм. Кинолюбители пользовались такими же, поскольку специальных бобин для киноплёнки не выпускалось. Продолжительность демонстрации фильма длиной 60 метров составляет примерно 10 минут при частоте проекции 24 кадра в секунду.
Детский 8-мм киновизор со снятой крышкой
8-мм кинопроектор «Sekonic 80P»
Кинопроектор со встроенным экраном
Советский 8-мм кинопроектор «Луч»
Фильмокопия на 8-мм киноплёнке
Катушка для 8-мм фильма Kodak
Просмотр любительских фильмов и фильмокопий был возможен на кинопроекторах, несколько типов которых выпускались в СССР. Наиболее распространённым и доступным по цене были простейшие «Луч», «Луч-2» и «Кама» 8П-1, поддерживающие только стандартную 8-мм киноплёнку[20]. Кинопроектор «Квант» более высокого класса также был рассчитан на этот формат. Модификация «Луч-2 С8» предназначалась для фильмов формата «8 Супер». Более совершенные проекторы «Русь» и «Волна» были двухформатными[21]. Ни один из советских 8-мм кинопроекторов не оснащался звукоблоком, но большинство из них позволяли прослушивать звуковое сопровождение на внешнем магнитофоне, синхронизированном специальной приставкой «СЭЛ-1». Кроме отечественной аппаратуры для кинопроекции 8-мм фильмов в СССР использовались чехословацкий «Мео-8», а также немецкие «Веймар-1», «Веймар-3» и польский «Аматор»[22].
8-мм киноплёнка стандарта N8 заряжалась в детские киновизоры, предназначенные для просмотра коротких кинороликов, склеенных в кольцо. Устройство было простейшим: прерывистое перемещение киноплёнки осуществлялось за счёт храпового грейфера, а обтюратор отсутствовал. Каждый киновизор заряжался одним кольцом киноплёнки, изображение с которой можно было наблюдать в окуляре за счёт внешней подсветки. Более совершенный киновизор «Колобок» позволял менять киноролики, заряженные в специальный картридж[23].
Аппаратура для 8-мм киноплёнки нашла применение и в современных цифровых технологиях кино- и видеопроизводства. Компания «Nolab» разработала видеомодуль, позволяющий записывать цифровое видео стандарта 720p кинокамерами формата «8 Супер», рассчитанными на кассеты «Kodak K40». Модуль выполнен в корпусе, совпадающем по форме с кассетой киноплёнки, и оснащён матрицей разрешением 5 мегапикселей[24]. В декабре 2014 года начат выпуск гибридной камеры «Logmar», совмещающей в одном корпусе функции видеокамеры и киносъёмочного аппарата формата «Супер-8»[25][26]. Запись синхронной фонограммы в новом аппарате происходит на карту памяти Secure Digital.
Форматы кинематографа | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Форматы плёнки | 8-мм • 16-мм • 35-мм • 70-мм | ||||||||||||||
Киноформаты |
|
||||||||||||||
Стандарты соотношения сторон экрана | 1,33:1 • 1,37:1 • 1,85:1 • 2,2:1 • 2,35:1 • 2,75:1 | ||||||||||||||
Способы согласования форматов | Scope • Flat • Letterbox • Пансканирование • Скрытое кашетирование |
8-мм киноплёнка.