Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

A380

23-10-2023

(перенаправлено с «A380»)
Перейти к: навигация, поиск
Airbus A380
Airbus A380 авиакомпании Singapore Airlines взлетает из аэропорта Цюриха
Тип пассажирский самолёт
Разработчик Airbus SAS
Производитель EADS (Airbus S.A.S.)
Первый полёт 27 апреля 2005 года
Начало эксплуатации 25 октября 2007 года
Статус производится, эксплуатируется
Годы производства 2004 — н.в.
Единиц произведено 156 (март 2015 года)[1]
Стоимость программы разработки 12 млрд €
Стоимость единицы $ 403,9 млн[2]

Airbus А380 — широкофюзеляжный двухпалубный четырёхдвигательный реактивный пассажирский самолёт, созданный концерном Airbus S.A.S. (ранее Airbus Industrie) — крупнейший серийный авиалайнер в мире (высота 24,08 метра, длина 72,75 метра, размах крыла 79,75 метра[3]). Вместимость — 525 пассажиров в салоне трёх классов, 853 пассажира в одноклассовой конфигурации. Может совершать беспосадочные перелёты на расстояние до 15 400 км.

Характеристики

Имеет четыре двигателя. Также предусмотрена грузовая модификация A380F с возможностью перевозить груз до 150 тонн на расстояние до 10 370 км. Максимальная взлётная масса — 560 тонн (масса самого самолёта — 280 тонн). На сегодняшний день A380 является также самым большим пассажирским авиалайнером в мире, превосходя по вместимости Boeing 747, который может перевозить лишь до 525 пассажиров (Boeing 747 являлся крупнейшим пассажирским лайнером на протяжении 36 лет).

По словам разработчиков, самой сложной частью в создании самолёта стала проблема снижения его массы. Её удалось решить за счёт широкого применения композиционных материалов как в силовых элементах конструкции, так и во вспомогательных агрегатах, интерьерах и т. д. Для снижения массы самолёта также использовались прогрессивные технологии и улучшенные алюминиевые сплавы. Так, 11-тонный центроплан на 40 % своей массы состоит из углепластиков[4]. Верхние и боковые панели фюзеляжа производятся из гибридного материала Glare (англ.). На нижних панелях фюзеляжа применена лазерная сварка стрингеров и обшивки, что существенно снизило количество крепежа.

Среди больших лайнеров самый экономичный — 3 литра топлива на одного пассажира на 100 километров (54 морских миль) пути. По заявлениям Airbus[5], в расчёте на одного пассажира A380 сжигает на 17 % меньше топлива, чем «современный самый большой самолёт» (по всей видимости, имеется в виду Boeing 747). Чем меньше топлива сжигается, тем меньше выбросы углекислого газа. Для самолёта выбросы CO2 в расчёте на одного пассажира составляют 75 граммов на километр пути.

На разработку А380 ушло около 10 лет. Стоимость всей программы — около 12 млрд . Airbus утверждает, что для возмещения затрат корпорации необходимо продать 420 самолётов, хотя по оценкам некоторых аналитиков, их число должно быть намного больше[6].

Разработка

Руление Airbus A380 на авиасалоне МАКС-2011.

Airbus начал разработки очень большого пассажирского авиалайнера (на первых стадиях разработок называвшимся мегалайнером Airbus) в начале 90-х, чтобы расширить диапазон своих продуктов и лишить Boeing господствующего положения, которое тот занимал в этом сегменте рынка начиная с 1970-х годов со своей моделью Boeing 747. McDonnell Douglas преследовал те же самые цели со своим — в результате неудачным — проектом MD-12. Так как обе фирмы собирались строить преемника Boeing 747, они знали, что в данном сегменте потребительского рынка — самолётов на 600—800 пассажиро-мест — найдётся место только для одного подобного самолёта. Каждый знал о риске раскола подобного специализированного рынка, что было наглядно продемонстрировано при одновременном дебюте Lockheed L-1011 TriStar и McDonnell Douglas DC-10: оба самолёта отвечали потребностям рынка, но рынок с пользой мог выдержать лишь одну из моделей, что в результате заставило Локхид покинуть рынок гражданской авиации. В январе 1993 года Boeing и ещё несколько компаний из консорциума Airbus приступили к анализу экономической целесообразности создания очень крупного авиалайнера для пассажирских и грузовых перевозок (Very Large Commercial Transport (VLCT)), стремясь сформировать партнёрство, чтобы разделить рынок ограниченной ёмкости.

Airbus А380 в ангаре

В июне 1994 г. Airbus начал развитие своего собственного VLCT, дав ему временное обозначение Airbus 3XX. Airbus рассматривал несколько проектов, включая комбинацию из двух фюзеляжей от Airbus A340, бывшего тогда крупнейшим воздушным судном Airbus[7]. В то же время Boeing рассматривал концепцию с «горбом» ближе к носу самолёта, что позволило бы вместить больше пассажиров. Партнёрство по программе VLCT закончилось в 1996 году. А в январе 1997 Boeing свернул свою программу Boeing 747X в связи с Восточно-азиатским экономическим кризисом 1997—2000 гг., который затмевал перспективы рынка. Airbus изменил проект в сторону снижения эксплуатационных расходов на 15-20 % в сравнении с существовавшим на тот момент Boeing 747—400. Проектирование A3XX сошлось на полностью двухпалубной конструктивной концепции, что позволило бы обеспечить больший пассажирообьём, чем стандартный однопалубный вариант или «горбатый» вариант, подобный Boeing 747.

19 декабря 2000 года совет директоров недавно реорганизованного Airbus проголосовал за запуск программы A3XX и оценил стоимость программы в 8,8 млрд €. A3XX наконец получил полноценное обозначение как A380. Уже тогда было получено 55 заказов от 6 заказчиков. Обозначение A380 — это разрыв между предыдущими «Airbus» обозначавшимися в последовательности от A300 до A340. Обозначение A380 было выбрано по причине того что цифра 8 напоминает поперечное сечение этого двухпалубного самолёта. К тому же число 8 считается «счастливым» в некоторых азиатских странах-заказчиках. Окончательная конфигурация самолёта была утверждена в начале 2001, и производство первых компонентов крыла A380 стартовало 23 января 2002 года. Стоимость программы выросла до 11 млрд €, когда был закончен первый самолёт.

В проектировании А380F приняли участие сотрудники Инженерного центра Airbus ECAR в Москве — первого конструкторского бюро, созданного концерном в Европе за пределами территорий своих стран-участниц в июне 2003 года. Российские конструкторы выполняют значительный объём работ по проектированию частей фюзеляжа, расчётам на прочность, размещению бортового оборудования и сопровождению серийного производства самолётов. Центр уже завершил ряд ответственных заданий по программе А380F.[источник не указан 958 дней]

Производство

Производство комплектующих для самолёта

Основные секции авиалайнера строятся на предприятиях во Франции, Великобритании, Германии и Испании. Из-за их размеров в Тулузу они транспортировались не самолётом A300-600 Beluga (используемым для транспортировки деталей для других самолётов Airbus), а наземным и водным транспортом, хотя некоторые части[какие?] перевозятся самолётом Ан-124. Компоненты для A380 производят такие компании, как Rolls-Royce, SAFRAN, United Technologies, General Electric, и Goodrich.[8]

Судно, транспортёр секций A380 Ville de Bordeaux

Носовые и хвостовые секции фюзеляжа грузились горизонтальным способом в Гамбурге на судно «Ville de Bordeaux enru», принадлежащее Airbus, и оттуда отправлялись в Великобританию. Консоли крыла производились в Филтоне enru (пригород Бристоля) и в Бротоне enru в Северном Уэльсе, откуда баржей доставлялись в Мостин enru, где грузились на «Ville de Bordeaux» вкупе с уже имеющимся на борту секциями. Затем за ещё некоторыми секциями судно заходило в Сен-Назер в Западной Франции и, далее, судно разгружалось в Бордо. Затем судно принимало на борт нижнюю часть фюзеляжа и секции хвоста в Кадисе и доставляло их в Бордо. Оттуда части A380 транспортировались на барже в ЛангонЖиронде) и далее по земле до сборочного цеха в Тулузе. Для доставки частей A380 были расширены некоторые дороги, построены новые каналы[какие?] и баржи. После всего этого самолёты отправлялись в Гамбург, где оборудовались и красились. Для каждого A380 требуется 3600 литров краски, чтобы покрыть 3100 м² обшивки.

Проведение испытаний

A380 (MSN001) садится после первого полёта
Место бортинженера во время испытаний самолёта А380

Пять A380 были построены в целях демонстрации и тестирования[9]. Первый А380, серийный номер MSN001 и регистрационный F-WWOW, был представлен на церемонии в Тулузе 18 января 2005 года.

Первый полёт начался в 8:29 по UTC (10:29 по местному времени) 27 апреля 2005 года. Этот самолёт, оборудованный двигателями Трент-900, взлетел из международного аэропорта Тулузы с лётным экипажем в 6 человек во главе с пилотом-испытателем Жаком Роси. Самолёт успешно приземлился через 3 часа и 54 минуты[10]. 1 декабря 2005 года A380 достиг своей максимальной скорости в 0,96 Маха (против крейсерской скорости в 0,85 Маха) при пологом пикировании, тем самым начав серию испытательных полётов, направленных на исследование диапазона эксплуатационных режимов полёта[9].

A-380 на вираже (МАКС-2013)

10 января 2006 года A380 совершил свой первый трансатлантический перелёт, прилетев в Медельин (Колумбия), чтобы проверить самолёт на работу в высокогорном аэропорту, после чего перелетел в Икалуит, столицу Нунавута (Канада), для испытания в холодных погодных условиях[11].
В начале 2006 года в ходе статических испытаний, проходивших на авиазаводе в Тулузе, крыло одного из A380 (MSN5000) неожиданно дало трещину при достижении нагрузки 145 % от номинальной, в то время как согласно нормам авиационной безопасности оно должно выдерживать нагрузку в 150 % от номинальной. Руководство консорциума Airbus приняло решение внести изменения в конструкцию крыла А380 с целью повысить его прочность. Усиливающие элементы в совокупности увеличили вес планера самолёта на 30 кг, из которых 14 кг пришлось на крепежные болты[12].
26 марта 2006 года A380 прошёл эвакуационную сертификацию в Гамбурге (Германия). При том, что в общей сложности из 16 выходов 8 было заблокировано, 853 пассажира и 20 членов экипажа эвакуировались за 78 секунд при требованиях по стандартам сертификации эвакуации 90 секунд.[13]. Три дня спустя Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) и Федеральное управление гражданской авиации США дали своё одобрение на возможность перевозки Airbus A380 до 853 пассажиров[14]. 25 августа 2006 состоялся первый полёт A380 с двигателями GP 7200 (это был MSN 009).
4 сентября 2006 года состоялось первое лётное испытание A380 с пассажирами на борту из серии полётов, совершённых с целью проверить комфортабельность и качество пассажирских услуг[15]. Самолёт вылетел из Тулузы с 474 сотрудниками Airbus на борту. В ноябре 2006 года состоялось немало испытательных полётов с целью проверки работоспособности самолёта в условиях стандартного эксплуатационного режима на авиалинии. 12 декабря модель A380-841 и модель A380-842 на объединённой церемонии во французской штаб-квартире компании получили сертификаты от EASA и FAA[16][17] Модель A380-861 получила сертификат 14 декабря 2007 года[17].
На февраль 2008 года пять A380 налетали в общей сложности 4565 часов и совершили 1364 полёта, включая проверку на работу на авиалинии и демонстрационные полёты.

Проблемы с производством и поставками

Сравнение четырёх самых больших самолётов мира:
Hughes H-4 Hercules
Airbus A380-800
Boeing 747-8 Intercontinental
Ан-225 «Мрия»

На начальном этапе производство A380 было осложнено тем, что в каждом самолёте требовалось проложить 530 километров электропроводки. Airbus, в частности, ссылался на сложность прокладки проводки в кабине пилота (100 000 проводов и 40 300 соединительных), на то, что этот отдельный, параллельный проект должен удовлетворять требованиям каждой авиакомпании, на контроль за изменениями в конструкции и контроль за изменениями технической документации[18][19]. Немецкие и испанские заводы Airbus продолжали использование САПР CATIA версии 4, тогда как британские и французские перешли на CATIA версии 5. Это, по крайней мере частично, вызвало некоторые проблемы в области контроля за изменениями в конструкции, так как прокладка алюминиевых электропроводов требовала соблюдения специальных правил, включая использование нестандартных единиц измерения и радиусов изгиба: проблемы были связаны с тем, что версии ПО (CATIA) работали под разными платформами.[20].
О первой задержке Airbus объявил в июне 2005 года и уведомил авиакомпании о том, что поставки задержатся на 6 месяцев. Это сократило количество плановых поставок к концу 2009 со 120 до 100-90. 13 июня 2006 Airbus объявил о второй задержке в графике поставки на ещё шесть-семь месяцев. Хотя первая поставка была запланирована на конец 2006 года, поставки в 2007 году сократились всего на 7 самолётов, а к концу 2009 до 80-70. Такое объявление вызвало 26 % падение акций EADS, «родителя» Airbus, и привело к уходу с поста генерального директора EADS Ноэля Форгрида, генерального директора Airbus Густава Хумберта и руководителя программы A380 Чарльза Чемпьона[21]. 3 октября новый генеральный директор Airbus после завершения обзора программы объявил о третьей задержке, отодвинув первую поставку на октябрь 2007 года. В 2008 году поставлено 12 самолётов, в 2009 поставлено заказчикам 14 самолётов, в 2010 — 27, а с 2011 планируется установить ежегодную производственную норму в 45 самолётов[22]. Задержка также увеличила нехватку дохода, предполагавшуюся Airbus до 2010 года до 4.8 миллиардов €[23].
Так как Airbus сделал работы над A380-800 более приоритетными, чем над A380-800F (грузовая версия), заказы на A380-800F либо были отменены (FedEx[24], UPS Airlines[25]), либо поменялись на заказы A380-800 (Emirates Airline, ILFC[26]). Airbus приостановил работы над грузовым судном, но заявил, что грузовой A380 по-прежнему остаётся предполагаемым[27], во всяком случае, на март 2008 у Airbus ещё не было определённой даты выхода грузовой версии[28].

Эксплуатация

Ввод в эксплуатацию

Первый проданный самолёт (MSN003, регистрационный номер: 9V-SKA) был сдан заказчику 15 октября 2007 после длительной фазы приёмо-сдаточных испытаний и поступил на службу 25 октября 2007 года, совершив коммерческий рейс между Сингапуром и Сиднеем (номер рейса: SQ380). 2 месяца спустя президент компании Singapore Airlines Чю Чонг Сенг заявил, что A380 работает лучше, чем ожидалось, и потребляет на пассажира на 20 % меньше топлива, чем имеющиеся у компании Boeing 747—400. Второй A380 для Singapore Airlines (MSN005) был передан Airbus 11 января 2008 года и был зарегистрирован как 9V-SKB. До 18 марта 2008 года Singapore Airlines управляла своими двумя самолётами в 471-местной конфигурации при полётах между Сингапуром и Сиднеем. После поступления третьего самолёта было решено расширить количество аэромаршрутов маршрутом Сингапур-Лондон. 18 марта 2008 года A380 Singapore Airlines успешно сел в аэропорту Хитроу (Лондон), совершив тем самым первый коммерческий вылет самолёта в Европу. Четвёртый A380 Singapore Airlines, поступивший в распоряжение компании с 26 апреля (9V-SKD), летает по маршруту Сингапур-Токио с 20 мая. Перспективными маршрутами Singapore Airlines назвала следующие: Сингапур — Сан-Франциско, прямые рейсы в Париж и Франкфурт-на-Майне, маршрут Гонконг, Мельбурн — Сингапур.

25 января 2008 года A380 (MSN014) Qantas Airways (вторая авиалиния, заказавшая A380) совершил свой первый полёт. Qantas заявил, что первоначально будет использовать A380 в 450-местной конфигурации, на своём маршруте Мельбурн — Лос-Анджелес. Последующие маршруты могут включать Сидней — Лос-Анджелес, и Мельбурн — Лондон, Сидней — Лондон.

Первый самолёт с двигателем GP7270 от Engine Alliance (заказан Emirates Airline) совершил свой первый полёт 4 сентября 2007 года. В распоряжение Emirates Airline он должен поступить в сентябре 2008 года и совершить свой первый полёт в Нью-Йорк 1 октября 2008 года, 1 декабря в Лондон и в Окленд через Сидней 1 февраля 2009 года. Air France сообщила, что намерена в будущем для своих A380 открыть следующие маршруты: Париж — Монреаль, Нью-Йорк.

В 2008 году ожидался первый самолёт с новой электросистемой (которая заменяет старую, ставшую одной из причин массовых задержек программы). Этот самолёт совершил первый полёт в последних числах марта 2008 года.

Хронология

Прототип самолёта А380 в ангаре. Дрезден, апрель 2005 года
Первый полёт Airbus А380 27 апреля 2005 года
A380 на Парижском авиасалоне-2005
  • Представлен 18 января 2005 в Тулузе.
  • Первый испытательный полёт Airbus А380 совершил 27 апреля 2005 в Тулузе. Первоначально планировалось совершить этот полёт в первом квартале 2005.
  • Первый трансатлантический перелёт с пассажирами на борту, имитирующий обычный рейсовый полёт 19 марта 2007, самолёт приземлился в международном аэропорту им. Джона Кеннеди. Огромному авиалайнеру немецкой авиакомпании Lufthansa, вылетевшему из Франкфурта-на-Майне, потребовалось на перелёт примерно 8 часов. В Нью-Йорк прилетели 519 пассажиров и 23 члена экипажа. Пассажирами дебютного перелёта стали сотрудники компании Airbus, создавшей этот колоссальный пассажирский лайнер, и немецкой авиакомпании Lufthansa, а также журналисты. Через пятнадцать минут в международном аэропорту Лос-Анджелеса приземлился другой А-380. Лайнер коснулся посадочной полосы в 09:28 по местному времени (19:28 мск). Он вылетел из французского города Тулузы, где расположена штаб-квартира корпорации Airbus[29].
  • 15 октября 2007 года было объявлено о первой поставке этого авиалайнера компании Singapore Airlines. Самолёт выполнен в трёхклассной компоновке и вмещает 471 пассажира.[30][31]
  • 25 октября 2007 года А380 компании Singapore Airlines совершил первый коммерческий рейс. Самолёт вылетел из Сингапура в 08.16 (04.16 по московскому времени) и, проведя в небе 7,5 часов, благополучно приземлился в Сиднее. Первым рейсом отправились 455 пассажиров, также на борту находились около 30 членов экипажа, включая четырёх пилотов. В честь этого исторического события всем пассажирам раздали памятные сертификаты и бесплатно подавали шампанское в течение всего полета Минимальная цена билета на первый рейс лайнера составляла 550 долларов. За максимальную сумму — 100 380 долларов — выкупил два места класса «люкс» британец Джулиан Хейвард, которому предоставили право первым из пассажиров подняться на борт.[32]
  • 11 января 2008 года второй лайнер А380 был передан авиакомпании Singapore Airlines. Как и первый A380, самолёт имеет 471 пассажирское место в трёх классах комфортности.[33]
  • 18 марта 2008 года A380 совершил первый коммерческий рейс в Европу. Самолёт компании Singapore Airlines вылетел из сингапурского аэропорта Чанги и, проведя в воздухе около 13 часов, успешно приземлился в лондонском Хитроу. Самолёт был оснащён двигателями Trent 900 enru производства Rolls-Royce.[34]
  • 28 июля 2008 года состоялась передача первого лайнера A380 авиакомпании Emirates Airline. Самолёт имеет 489 пассажирских мест (14 первого класса, 76 бизнес-класса и 399 эконом-класса). Церемония, на которой присутствовало свыше пятисот гостей, прошла в немецком городе Гамбург.[35]
  • 16 октября 2009 года в 11:56 по пути из Тулузы в Сеул А380 совершил первую посадку на территории России — в московском аэропорту Домодедово — единственном в тот момент в стране, готовом принимать подобные самолёты.
  • 20 ноября 2009 года — первый коммерческий перелёт через Атлантику (с 538 пассажирами на борту). Парижский аэропорт Руасси — Нью-Йорк.
  • Декабрь 2010 года — пять авиакомпаний эксплуатируют 41 Airbus А380.
  • Декабрь 2010 года — построено 56 Airbus А380.
  • 2005—2011 59 лётных экземпляров для авиакомпаний Airbus, Prince Al-Walid, Singapore Airlines, Emirates Airline, Qantas Airways, China Southern, Air France, Korean Air, Lufthansa сделали свой первый полёт.
  • Январь 2011 года — построено 59 Airbus А380.
  • Январь 2011 года — пять авиакомпаний эксплуатируют 43 Airbus А380.
  • 30 апреля 2011 года — новосибирский аэропорт Толмачево стал вторым аэропортом в России, получившим сертификат на приём Airbus А-380.[36]
  • 17 июня 2011 года — 6 авиакомпаний эксплуатируют 50 Airbus А380.
  • 1 августа 2012 — Шереметьево допущен к приёму А380.
  • 31 октября 2012 — 9 авиакомпаний эксплуатируют 89 Airbus A380.
  • 1 декабря 2012 — Самолеты A380 начали выполнять регулярные рейсы в Россию. Это рейсы EK-131/EK-132 авиакомпании Emirates Airline по маршруту Дубай — Москва — Дубай.
  • Март 2013 года — 100-й A380 передан авикомпании Malaysia Airlines. 101-й А380 передан авиакомпании Thai Airways.

Коммерческая эксплуатация в настоящее время

По состоянию на октябрь 2014 года 139 лайнеров А380 эксплуатируется в парке десяти авиакомпаний.

А 380 различных авиакомпаний

Конструкция

A380 в поперечном сечении, показано размещение сидений эконом-класса

Новый Airbus планировали продавать в двух модификациях. Модификация А380-800 была изначально предназначена для перевозки 555 пассажиров в конфигурации с тремя классами комфортности, или 853 пассажиров (538 на главной палубе и 315 на верхней палубе) в конфигурации с одним эконом-классом. В мае 2007 года Airbus начал предлагать клиентам самолёт с меньшим числом пассажирских мест (в настоящее время 525 мест в трёх классах) в обмен на увеличенную на 370 км дальность полёта, чтобы лучше соответствовать тенденциям в размещении пассажиров премиум-класса. Дальность полёта для модели A380-800 составляет 15400 км. Вторая, грузовая, модификация А380-800F будет способна перевозить до 150 тонн груза на расстояние до 10370 км. Будущие варианты могут включать А380-900 с увеличенным числом мест — до 656 пассажиров (или до 960 пассажиров при едином эконом-классе), и модификации с увеличенной дальностью полёта с той же пассажировместимостью, что и А380-800.

Размер крыла A380 рассчитан на максимальную взлётную массу свыше 650 тонн, с прицелом на будущие версии, хотя крыло и потребуется несколько укрепить. Усиленное крыло будет использоваться в грузовой модификации A380-800F. В результате такого общего конструкторского подхода несколько снижается топливная эффективность пассажирской модификации A380-800, но по оценкам Airbus, размер самолёта вкупе с новыми технологиями, описанными ниже, приведут к тому, что стоимость эксплуатации в расчёте на одного пассажира будет ниже, чем у любой из существующих модификаций Boeing-747. A380 также имеет концевые крылышки (винглеты), аналогичные тем, что можно увидеть у A310 и A320, для уменьшения турбулентного следа, улучшения экономичности и летных характеристик.

Кабина пилотов

Кабина пилотов A380

Подобное расположение кабины, процедуры и пилотажные характеристики Airbus использует и в других своих самолётах, чтобы уменьшить затраты на обучение экипажа. В A380 улучшенная стеклянная кабина и дистанционное управление рулями с помощью электроприводов, связанных с боковой ручкой управления. Устройства отображения информации в кабине экипажа: 9 взаимозаменяемых жидкокристаллических мониторов 20х15 см. Из 9 мониторов 2 — индикаторы навигационных данных, 2 — основные индикаторы полётных данных, 2 индикатора работы двигателей, 1 отображает данные о текущем состоянии всей системы в целом и 2 многофункциональных.

Двигатели

Двигатель Rolls-Royce Trent 900 под крылом Airbus A380

A380 может быть оборудован двумя типами двигателей: A380-841, A380-842 и A380-843F — двигателем Rolls-Royce Trent 900, а A380-861, A380-862, A380-863F, A380-864F — двигателем Engine Alliance GP7000. Trent 900 является наследником Trent 800 enru, GP7000 ведёт своё начало от GE90 и PW4000. В основе своей Trent 900 является «смасштабированной» версией Trent 500 enru, но он также использует технологии от «мёртворождённого» Trent 8104. Только два из четырёх двигателей снабжены реверсами тяги.

Снижение уровня шума являлось важным требованием при проектировании A380, которое частично отразилось и на конструкции двигателей. Оба типа двигателей позволяют самолёту удовлетворять ограничениям по шумности QC/2 при убытии и QC/0.5 при прибытии, установленными лондонским аэропортом Хитроу, который предположительно станет ключевым пунктом назначения A380.

Топливо

A380 может летать на смеси авиационного керосина с GTL из природного газа. Трёхчасовой испытательный полёт 1 февраля 2008 года между предприятием компании Airbus в Филтон Бристоль в Великобритании и основным заводом Airbus в Тулузе, (Франция), был успешным. Один из четырёх двигателей A380 использовал смесь из 60 процентов авиационного керосина и 40 процентов GTL топлива, поставляемого «Шелл». Самолёт не требует модификации для использования GTL топлива, которое предназначено для смешивания с обычным реактивным топливом. GTL не содержит соединений серы, чем выгодно отличается от обычного керосина.

Улучшенные материалы

В конструкции Airbus А380 широко используются композитные материалы — металлы и пластмассы, армированные стекловолокном, углеродным и кварцевым волокном. Также широко используются новые свариваемые алюминиевые сплавы, что, в сочетании со сваркой лазерным лучом, позволило избавиться от заклёпок. В январе 2012 г на элементах крыла были обнаружены микротрещины.

Авиационная архитектура

Системы

Условия для пассажиров

фюзеляж А380 в разрезе

Уровень шума в салоне A380 на 50 % меньше, чем у Boeing 747, также внутри самолёта поддерживается более высокое давление воздуха (равное давлению на высоте 1500 метров против 2500 у 747). Оба этих фактора предположительно будут способствовать уменьшению утомляемости пассажиров при путешествии. Верхняя и нижняя палубы соединены двумя лестницами, в носовой и хвостовой частях самолёта, достаточно широкими, чтобы на них поместились два пассажира плечом к плечу. В конфигурации с 555 пассажирами A380 имеет на 33% больше пассажирских мест, чем Boeing 747-400 в стандартной конфигурации с тремя классами, но салон имеет на 50 % больше пространства и объёма, в результате чего на одного пассажира приходится больше места. Максимальная сертификационная вместимость самолёта (определяется количеством и пропускной способностью запасных выходов и аварийных трапов) — 853 пассажира. Заказанные авиакомпаниями компоновки имеют число пассажирских мест от 407 (Korean Air)[37] до 526 (Lufthansa)[38]. Объявленный ранее заказ на A380 на 840 пассажиров для авиакомпании Air Austral был отменён[39].

Самолёт имеет значительные возможности по индивидуализации (что отчасти стало причиной медленного роста темпов производства). На борту могут быть предусмотрены душ (опция используется только авиакомпанией Emirates Airline), барная стойка, комната отдыха, магазин duty free. Наличие в самолёте спутникового канала для обмена информацией позволяет организовать телефонную связь для пассажиров, подключение к Интернету через сеть Wi-Fi и т. п.

Интеграция в инфраструктуру

Наземная эксплуатация

Ранее критики утверждали, что из-за своего веса A380 может повредить рулёжные дорожки аэропорта. Однако давление, которое оказывают колёса лайнера на поверхность, меньше, чем у Boeing 747 или Boeing 777, поскольку у A380 22 колеса, что на 4 больше, чем у 747-го, и на восемь больше, чем у 777-го. Airbus измеряла нагрузку на дорожное покрытие с помощью специальной 580-тонной повозки с грузом, построенной для имитации шасси A380. Повозку прокатывали по участку дорожного покрытия, где были размещены датчики давления.

Исходя из размаха крыла A380, Федеральная администрация по авиации США изначально классифицировала его как самолёт Группы VI, для которой требуется взлётно-посадочная полоса шириной 60 метров и рулёжные дорожки шириной 30 метров, против 45 и 23 у Группы V, к которой относится Boeing 747. Airbus изначально заявлял, что A380 сможет безопасно функционировать на взлётно-посадочных полосах и рулёжных дорожках Группы V, не требуя их расширения. В июле 2007 года ФАА и Европейское Агентство Безопасности Авиации (EASA) согласились разрешить A380 использовать взлётно-посадочные полосы шириной 45 метров без ограничений.

Московский аэропорт «Домодедово» стал первым аэропортом в России, который смог принимать на свои взлётно-посадочные полосы самолёт Airbus A380. Такое распоряжение было издано Федеральным агентством воздушного транспорта.[40]

Взлёт и посадка

В 2005 году в ИКАО были разработаны предварительные критерии для соблюдения интервалов между взлётами и посадками, которые оказались существенно большими, чем для Boeing 747, так как лётные испытания показали, что А380 оставляет гораздо более сильный турбулентный след. Эти критерии действовали, пока ИКАО, JAA, Евроконтроль, FAA и Airbus не изучили этот вопрос в ходе дополнительных лётных испытаний[41][42]. В сентябре 2006 года рабочая группа представила свои выводы ИКАО.

В ноябре того же года ИКАО выпустила новые рекомендации. Вместо 10 морских миль (19 км) для всех типов самолётов, новыми интервалами должны быть:

  • Для самолётов по классификации ИКАО «Тяжёлый» — 6 морских миль (11 км).
  • Для самолётов по классификации ИКАО «Средний» — 8 морских миль (15 км).
  • Для самолётов по классификации ИКАО «Лёгкий» — 10 морских миль (19 км).

Модификации

A380-800

Базовая модель. A380-841 и 842 версии с двигателем Trent 900. A380-861 и А380-862 версии с двигателем GP72XX. Длина 73 метра

A380-800F

Первоначально Airbus принимал заказы на грузовой вариант. Предлагавшийся самолёт уступал по грузоподъёмности только Ан-225.[43] Однако производство было отложено до стабилизации продаж пассажирской версии, и в настоящее время сроки начала производства грузовой версии не называются.[44][45][46]

A380-900

A380-900, ранее известный как Airbus A3XX-200, находится на стадии проекта. Превышает длину базовой модели чуть более чем на 7 м (что, в случае реализации проекта, сделает A380 и самым длинным самолётом в мире) — 80 м. Максимальный взлётный вес составит 590 тонн, более мощные двигатели увеличат расстояние полёта до 14200 км. Максимальная пассажировместимость 963 человек в одном классе и 656 в трёх классах. Модификацией заинтересованы Emirates Airline, Air France, Lufthansa и другие авикомпании. Airbus заявил, что они начнут строить самолёт после налаживания выпуска A380-800 и планирует начать эксплуатацию в 2015 году. Он будет выпущен в одном варианте А380-941.

A380-1000

A380-1000, предложеный в 2010 году, будет иметь длину 87 метров и вмещать 1073 пассажирa с одним эконом-классом и 757 в трёх классах. Начало эксплуатации планируется на 2020—2025 год. Он будет самым длинным самолётом и вторым по величине в мире (первым является Ан-225 «Мрия»). Его размах крыла будет равен 84 метрам. Он будет выпущен в одном варианте А380-1041.

Аэродинамическая схема

Четырёхдвигательный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.

Заказы и поставки

Страна Авиакомпания Заказ Построено Эксплуатируется Дата первого полёта первого самолёта авиакомпании Дата первого полёта последнего приобретенного самолёта авиакомпании Двигатели
Франция Франция Air Austral 2 0 0 2015-00-00 не было GP72XX
Франция Франция Air France 12 10 10 2009-11-20 2010-08-27 GP72XX
Германия Германия Amedeo 20 0 0 не было не было TBA
Республика Корея Республика Корея Asiana Airlines 6 2 2 2014-06-13[47] 2014-06-13 Trent 900
Великобритания Великобритания British Airways 12 9 9 2013-07-04 2013-07-04 Trent 900 enru
КНР КНР China Southern Airlines 5 5 5 2011-10-17 2011-10-17 Trent 900
ОАЭ ОАЭ Emirates Airline 140 59 59 2008-08-01 2014-07-10 GP72XX
ОАЭ ОАЭ Etihad Airways 10 1 1 2014-12-27 не было GP72XX
Неназванные заказчики 10 0 0 не было не было TBA
Республика Корея Республика Корея Korean Air 10 10 10 2011-06-17 2011-06-17 GP72XX
Германия Германия Lufthansa 14 13 13 2010-06-06 2010-12-09 Trent 900
Малайзия Малайзия Malaysia Airlines 6 6 6 2012-07-01 2012-07-01 Trent 900
Австралия Австралия Qantas Airways 20 12 12 2008-10-20 2010-09-09 Trent 900
Катар Катар Qatar Airways 10 4 4 2014-10-10 2014-11-14 GP72XX
Сингапур Сингапур Singapore Airlines 24 19 19 2007-10-25 2010-11-08 Trent 900
Таиланд Таиланд Thai Airways 6 6 6 2012-10-06 2012-10-06 Trent 900
Великобритания Великобритания Virgin Atlantic Airways 6 0 0 2015-00-00 не было Trent 900
Россия Россия Трансаэро 4 0 0 2015-00-00 не было GP72XX
Всего 317 156 156

Источник: Airbus — Orders, Deliveries, Operators on March 31, 2015[1]

Восемнадцать клиентов разместили заказы на A380, включая лизинговую компанию International Lease Finance Corporation и один VIP-заказ. По состоянию на 3 февраля 2009 года было заказано 200 самолётов.[48] Изначально было сделано 27 заказов на грузовую модификацию A380-800F, которые затем либо были отменены (20), либо заменены на пассажирскую версию A380-800 (7) из-за задержек производства и последующей приостановки программы грузовой версии.

Общее количество заказов на A380 (по годам)

Заказы и поставки по годам

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Всего
Заказы A380-800 78 0 34 10 10 24 33 9 4 32[49] 19 9 42 13 0 317[1]
A380-800F 7 10 0 0 10 −17 −10 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Поставки A380-800 0 0 0 0 0 0 1 12 10 18[50] 26 30 25 30 4 156

Технические характеристики самолёта

[источник не указан 987 дней]

Характеристики A380-800 A380-800F
Экипаж 2 пилота
Вместимость 480 (3 класса) 58 контейнеров
Длина 73,0 м 72,75 м
Размах крыла 79,75 м
Площадь крыла 845 м²
Стреловидность крыла 33,5°
Высота 24,09 м
Колёсная база 30,4 м
Ширина фюзеляжа 7,14 м
Длина разбега 2050 м[51]
Длина пробега 2900 м[51]
Крейсерская скорость 900 км/ч[52]
Максимальная скорость 1020 км/ч
Дальность полёта 15 200 км 10 400 км
Практический потолок 13 115 м
Максимальное количество топлива 248 тонн 296 тонн
Силовая установка 4 x 311 кН
Engine Alliance GP7270 (A380-871)
Engine Alliance GP7272(A380-862)
Trent 970, Trent 970B (A380-841,842,)
Trent 972, Trent 972B (A380-842)

4 x 340 кН
GP7277 (A380-863F)
GP7281 (A380-864F)
Trent 977, Trent 977B (A380-843F)

Происшествия

  • 4 ноября 2010 года у самолёта A380 компании Qantas, выполнявшего рейс из Сингапура в Сидней, через несколько минут после взлета разрушился один из двигателей. Самолёт вернулся в Сингапур и совершил вынужденную посадку. На борту аварийного лайнера находились 433 пассажира и 26 членов экипажа. По сообщениям австралийских властей, никто из них не пострадал[53][54]. 5 ноября Алан Джойс (Alan Joyce) — глава авиакомпании Qantas — заявил, что причиной отказа двигателя самолёта могла стать ошибка, допущенная компанией Rolls-Royce при его разработке, другой вероятной причиной случившегося, по мнению Джойса, могло стать использование некачественных материалов при производстве одной из деталей двигателя. Также глава Qantas сообщил, что во время посадки у аварийного A-380 лопнули шины шасси. После инцидента компания приняла решение приостановить полёты всех принадлежащих ей A-380 на 48 часов до завершения иx тщательной проверки[54]. Данному происшествию посвящена серия 13х10 «Qantas-32: Небесный „Титаник“» документального телесериала Расследования Авиакатастроф.
  • 12 апреля 2011 года самолёт авиакомпании Air France, готовясь к вылету из Нью-Йорка, зацепил крылом хвост самолёта CRJ 700 компании Delta Air Lines. На борту лайнера французской компании находилось 475 пассажиров, на борту Delta Air Lines — 62. Самолёты получили повреждения, никто из пассажиров и персонала аэропорта не пострадал.[55]

См. также

Ссылки

  • Фотографии Airbus A380 в большом разрешении

Примечания

  1. ↑ Airbus Orders and Deliveries
  2. 2013 AVERAGE LIST PRICES (mio USD) (цена на январь 2013 года)
  3. Airbus A380 (англ.). Проверено 21 октября 2010. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  4. Airbus unveils first A380 centre wingbox  (англ.)
  5. Introducing the Greener, Cleaner, Quieter, Smarter A380 Family (англ.)
  6. FACTBOX-Sizing up the Airbus A380 double-decker (англ.)
  7. Airbus A380: Superjumbo of the 21st Century. — Zenith Press. — ISBN ISBN 978-0-7603-2218-5.
  8. EADS: the A380 Debate, Morgan Stanley (5 September 2006). Проверено 13 сентября 2006.
  9. ↑ A380 powers on through flight-test, Flight International (20 December 2005). Проверено 25 сентября 2007.
  10. A380 Successfully completes its first flight(недоступная ссылка — Архивировано из первоисточника 6 августа 2005.
  11. Airbus tests A380 jet in extreme cold of Canada, MSNBC (8 February 2006). Проверено 16 сентября 2006.
  12. Airbus to reinforce part of A380 wing after March static test rupture, Flight International (23 May 2006). Проверено 7 марта 2008.
  13. Airbus A380 evacuation trial full report: everyone off in time, Flight International (6 April 2006). Проверено 16 сентября 2006.
  14. Pictures: Airbus A380 clears European and US certification hurdles for evacuation trial, Flight International (29 March 2006). Проверено 16 сентября 2006.
  15. Airbus A380 completes test flight, BBC News (4 September 2006). Проверено 16 сентября 2006.
  16. EASA Type-Certificate Data Sheet TCDS A.110. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  17. ↑ FAA Type Certificate Data Sheet NO.A58NM Rev 2. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  18. The A380 programme(недоступная ссылка — Архивировано из первоисточника 3 ноября 2006.
  19. The race to rewire the Airbus A380, Flight International (18 July 2006). Проверено 21 сентября 2006.
  20. What Grounded the Airbus A380? — Cadalyst Manufacturing
  21. Airbus replaces chief of jumbo jet project, Архивировано из первоисточника 5 сентября 2006. Проверено 16 сентября 2006.
  22. Airbus confirms further A380 delay and launches company restructuring plan. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  23. Airbus will lose €4.8bn because of A380 delays, The Times (3 October 2006). Проверено 3 октября 2006.
  24. Airbus bust, Boeing boost, The Washington Post (8 November 2006). Проверено 8 ноября 2006.
  25. UPS to Cancel A380 Freighter Order
  26. ILFC to defer its Airbus A380 order until at least 2013, ditching freighter variants for passenger configuration. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  27. Airbus says A380F development 'interrupted'. Flight Global. Проверено 6 марта 2007. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  28. Airbus has no timeline on the A380 freighter. Flight Global. Проверено 20 марта 2008. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  29. А-380 завершил первый трансатлантический перелёт
  30. «Газета. Ru», «А-380 остался в одиночестве», 15 октября 2007
  31. Официальный сайт Airbus, «Airbus delivers first A380 to Singapore Airlines: New chapter in aviation history», 15 октября 2007  (англ.)
  32. Гигант А-380 благополучно сел после первого рейса
  33. Singapore Airlines Takes Delivery Of Its Second Airbus A380 (англ.)
  34. Самый большой лайнер совершил первый коммерческий рейс в Европу
  35. Airbus delivers first A380 to Emirates Airline (англ.)
  36. Аэропорт «Толмачево» сможет принимать самый больший в мире пассажирский авиалайнер
  37. SeatGuru Seat Map Korean Air Airbus A380-800
  38. SeatGuru Seat Map Lufthansa Airbus A380-800 (388)
  39. Air Austral Cancels Orders for 840-Seat A380s: Report at NYCAviation
  40. Домодедово допущен к приёму самолётов Airbus A380 - Новости - AVIA.RU. avia.ru. Проверено 31 марта 2009. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  41. Airbus A380 Wake Vortex study completed  (англ.)
  42. A380 wake vortex study provides some good news for Airbus | ATWOnline  (англ.)
  43. A380 Family: A380-800 — A380 photos, pictures, A380 videos, A380 3D view | Airbus
  44. A380 Freighter delayed as Emirates switches orders.(Airbus S.A.S., FedEx Corp.)(Brief article) | HighBeam Business: Arrive Prepared
  45. Airbus Bust, Boeing Boost
  46. Article: Fedex pulls out of superjumbo. | AccessMyLibrary — Promoting library advocacy
  47. Asiana to Fly First A380 Flight on June 13
  48. Korean Air orders two more A380s. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. (англ.)
  49. Emirates orders 32 Airbus A380 super jumbos, Emirates Airline (8 June 2010). Проверено 8 июня 2010.
  50. A380 production list (9 November 2010). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  51. ↑ Полетим-поедем
  52. АВИАТАБЛО Самолет Аэробус А380. Характеристики самолета Airbus A380, описание и фото лайнера. | АвиаТабло. Проверено 24 января 2013. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2013.
  53. A380 с отказавшим двигателем приземлился в Сингапуре // lenta.ru, 4.11.2010
  54. ↑ Qantas назвала возможные причины отказа двигателя A380 // lenta.ru, 5.11.2010
  55. В аэропорту Нью-Йорка столкнулись два самолета // Mail.ru


A380.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84