Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

CSS Virginia

22-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Броненосец «Вирджиния»
CSS Virginia
CSS «Вирджиния» (рисунок)
Проект
Страна
Годы постройки 1861-1862
Годы в строю 1862
Годы в эксплуатации 1862
Запланировано 1
Построено 1
В строю сняты с вооружения
Отправлено на слом 0
Потери 1 (уничтожен экипажем во избежание захвата)
Основные характеристики
Водоизмещение 4100 т нормальное
Длина 83,8 м максимальная
Ширина 15,6 м
Осадка 6,4 м
Бронирование Катаная железная броня из железнодорожных рельсов;
пояс - 25-76 мм;
каземат - 102 мм;
палуба - 25 мм;
Двигатели две паровые машины прямого действия;
4 котла
Движитель 1 винт
Скорость хода 5-6 узлов максимальная (практически, не более 2-3)
Экипаж 320 человек
Вооружение
Артиллерия 2 x 178-мм нарезные дульнозарядные пушки Брукса;
2 x 160-мм нарезные дульнозарядные пушки Брукса;
6 x 229-мм гладкоствольные дульнозарядные орудия Дальгрена (трофейные);
2 x 12-фунтовые гаубицы;
Минно-торпедное вооружение таран
Изображения на Викискладе

Броненосец «Вирджиния» (англ.  Virginia — первый крупный броненосец флота Конфедеративных Штатов Америки во время Гражданской Войны. Перестроен из захваченного южанами парового фрегата USS «Merrimack»; иногда некорректно называется из-за этого CSS «Merrimack». Участвовал в знаменитом сражении на Хэмптонском рейде, в ходе которого нанес тяжелый урон деревянным кораблям северян, но был остановлен американским башенным броненосцем USS Monitor. После безрезультатного боя, оба броненосца разошлись. «Вирджиния» принимала участие еще в нескольких незначительных операциях, но более не встречалась с противником. В мае 1862 года, после того как южане были вынуждены оставить Норфолк, «Вирджиния» была уничтожена ввиду невозможности эвакуации.

История

Сожжение фрегата USS "Мерримак" - позднее перестроенного в CSS "Вирджиния"

В самом начале Гражданской Войны в США, войсками конфедератов была захвачена одна из основных баз американского военного флота — Норфолк в штате Виргиния. Не имея возможности удерживать базу на враждебной территории, и не желая, чтобы она попала в руки мятежников, комендант базы распорядился сжечь стоявшие в резерве на верфи корабли. Среди обреченных на уничтожение боевых кораблей, самым ценным был большой винтовой фрегат USS «Merrimack», новейшей постройки. Пытаясь спасти корабль и вывести его из Норфолка, механики фрегата сумели запустить двигатели, но сторонники южан в Виргинии блокировали фарватер затопленными баржами; не имея возможности спасти «Мерримак», экипаж решил его уничтожить. 20 апреля, «Мерримак» был подожжен командой и выгорел до ватерлинии; остов фрегата был позднее затоплен.

Захватив Норфолк, южане немедленно занялись расчисткой базы и верфи. Остов «Мерримака» был поднят 30 мая, и помещен в единственный уцелевший сухой док. Осмотр корпуса показал, что хотя выше ватерлинии фрегат выгорел полностью, его подводный корпус был все еще в хорошем состоянии, а машина исправна.

Южане, не имевшие в начале конфликта собственного флота, очень скоро начали ощущать на себе действие превосходства северян на море. Будучи полностью аграрной страной, Конфедерация почти не имела собственной промышленности; чтобы снабжать свою армию вооружением и боеприпасами, она была вынуждена завозить их из-за границы. Флот северян, блокировавший основные порты юга, серьезнейшим образом затруднил положение южан — теперь оружие и боеприпасы приходилось провозить через блокаду контрабандой, в небольших количествах и по очень высоким ценам. Все это серьезнейшим образом сказывалось на положении Конфедерации.

Южане понимали, что не имея адекватной промышленности и почти не имея обученных моряков, они не смогут никогда тягаться с северянами в числе кораблей. Их единственным шансом было попытаться превзойти северян, строя корабли качественно нового (на тот момент) типа — броненосцы. В этом плане, захваченный «Мерримак» был чрезвычайно ценен для южан, так как его исправная машина и целый подводный корпус позволяли быстро перестроить его в броненосный корабль. Южане надеялись, что с помощью броненосцев они смогут разгромить деревянные корабли северян, и прорвать блокаду своих портов.

11 июля 1861 года, Стивен Мэллори, конфедеративный секретарь по военно-морским делам распорядился восстановить «Мерримак» как броненосец. Два проекта перестройки корабля были подготовлены лейтенантом Джоном Мерсером Бруксом и лейтенантом Джоном. Л. Поттером; в итоге был выбран проект Брукса, но основные чертежные работы выполнил более опытный в инженерных областях Портер. Работы на «Мерримаке» — переименованном в «Вирджинию» — начались летом 1861 года.

Конструкция

Предварительный набросок «Вирджинии», 1861

В ходе работ, обгоревшие остатки надводного борта бывшего «Мерримака» были срезаны до уровня ниже ватерлинии; таким образом, весь основной корпус корабля находился под водой. На главной палубе «Вирджинии» был надстроен большой четырехугольный каземат с закругленными оконечностями, в котором должны были стоять орудия. Корма была переделана, чтобы лучше защищать от навесного огня единственный винт; для улучшения мореходности, в носовой части «Вирджинии» установили V-образный фальшборт.

При нормальной загрузке, весь основной корпус броненосца скрывался под водой. Над поверхностью выступали только массивный каземат и фальшборт в носовой части. Единственная труба «Вирджинии» располагалась в центре каземата. Конической формы рубка рулевого была смонтирована в передней части крыши каземата и являлась, фактически, продолжением его стенок.

Полное водоизмещение «Вирджинии» составило 4000 тонн, что почти на 800 тонн превышало водоизмещение прежнего «Мерримака». Длина ее составляла 83,8 метра, ширина — 15,6 метров, осадка — 6,4 метра.

Вооружение

Все артиллерийское вооружение «Вирджинии» располагалось в защищенном броней каземате на палубе. В каждой закругленной оконечности каземата было прорезано по три орудийных порта — один прямо по центральной линии корабля, и по одному с каждого борта, направленных в стороны под углом в 45 градусов от центральной линии. Эти порты закрывались наружными поворотными ставнями. В боковых стенках каземата было прорезано по четыре орудийных порта с каждого борта; к моменту ввода корабля в состав флота, ставни для них установить не успели.

В носовой и кормовой оконечностях каземата, на поворотных установках, было установлено по одному 178-миллиметровому нарезному дульнозарядному орудию Брукса на центральном штыре. Эти пушки были изготовлены на основании захваченных заготовок для гладкоствольных орудий Дальгрена; завершенные конфедератами как нарезные орудия, они стреляли 47 килограммовыми снарядами. Благодаря поворотной установке, каждая из этих пушек могла использовать все три порта в своей оконечности каземата.

Бортовой залп «Вирджинии» состоял из двух меньших 163-миллиметровых нарезных орудий Брукса, и четырех трофейных 229-миллиметровых гладкоствольных орудий Дальгрена. Последние были менее точны и дальнобойны чем нарезные пушки, но зато были более надежны и просты в эксплуатации. Дополнительно, на крыше каземата «Вирджинии» стояли две легкие 12-фунтовые гаубицы, предназначавшиеся для стрельбы картечью по палубам неприятельских кораблей.

Инженеры южан знали, что северяне ответят на «Вирджинию» своими собственными броненосцами и понимали необходимость приспособить корабль для борьбы с ними. Так как артиллерийское вооружение «Вирджинии» не смогло бы нанести существенного вреда аналогично защищенному броненосцу (учитывая что «Вирджинию» проектировали противостоять именно такой артиллерии), а получить более тяжелые орудия было в то время невозможно, было решено оснастить «Вирджинию» тараном. Таран представлял собой массивный стержень, отлитый из чугуна, и вставленный в форштевень «Вирджинии»; так как значительно перестраивать форштевень южане опасались, таран был закреплен слабо и мог легко отвалиться.

Броневая защита

Броневая защита «Вирджинии» была изготовлена из прокатанных железнодорожных рельсов. Так как большая часть корпуса корабля находилась под водой, наиболее защищенным элементом конструкции являлся каземат. Построенный из дуба и сосны, каземат имел толщину стенок 610 миллиметров; снаружи, он был обшит двумя слоями кованых железных плит, толщиной в 51 миллиметр каждая. Общая толщина броневой защиты, таким образом, составляла 102 миллиметра, но на практике, сопротивляемость двух слоев плит была ниже чем у сплошной плиты равной толщины. Чтобы улучшить снарядостойкость каземата, конфедераты расположили его стенки под углом в 36 градусов от горизонтали.

Вне каземата, деревянная палуба «Вирджинии» была защищена двумя слоями 51 миллиметровых железных плит, общей толщиной в 102 миллиметра. Так как борта корабля постоянно находились под водой, они подвергались значительно меньшей угрозе, и были обшиты единственным слоем 51 миллиметровой толщины плит. Броневая рубка была защищена так же как и каземат.

В целом, защита «Вирджинии» соответствовала требованиям времени. Наиболее распространенные в тот период 200-мм и 229-мм морские гладкоствольные орудия не могли пробить ее даже с небольшой дистанции. Однако, к тому моменту, когда «Вирджиния» вступила в строй, на вооружение флота северян начали поступать новые 280-мм и 380-мм орудия Дальгрена и Родмана, считавшиеся достаточно сильными, чтобы пробить ее броню.

Силовая установка

Силовая установка «Вирджинии» осталась такой же как и на прежнем «Мерримаке»; две горизонтальные возвратно-поступательные паровые машины работали на единственный двухлопастной винт. Полная мощность силовой установки составляла 1200 лошадиных сил.

Главной проблемой силовой установки «Вирджинии» была ее сильная изношенность. «Мерримак» перед сожжением был помещен на верфь как раз для замены изношенного двигателя, но работы начать не успели. Слабая конфедеративная промышленность не могла заменить двигатели, и в результате, силовая установка «Вирджинии» работала очень ненадежно, теряла мощность и не могла двигать перетяжеленный корпус корабля. Скорость «Вирджинии» не превышала 5-6 узлов (менее половины от максимальной скорости «Мерримака») даже в идеальных условиях. На практике же, скорость конфедеративного броненосца редко когда превышала 2-3 узла.

Другой проблемой была плохая маневренность «Вирджинии». Почти полностью находящийся под водой корпус создавал сильное сопротивление при маневре, а увеличившееся водоизмещение только усугубило проблему. Радиус поворота «Вирджинии» составлял более 1,6 километра, а на полный разворот броненосец тратил почти 45 минут.

Служба

Битва на Хэмптонском Рейде

См. Битва на Хэмптонском рейде

"Вирджиния" таранит "Камберленд"

8 марта, «Вирджиния» в компании двух небольших канонерок вышла из Норфолка, и атаковала федеральные блокадные силы на Хэмптон-Роудс. Федеральный флот, состоявший исключительно из деревянных парусных и винтовых кораблей, оказался не способен что-либо противопоставить броненосцу; залпы орудий северян просто отскакивали от его брони. В начале боя, «Вирджиния» таранила и потопила большой парусный шлюп USS «Камберленд»; тонущий корабль сражался до последнего, но не смог победить бронированного противника. Однако, потопление «Камберленда» не прошло для «Вирджинии» бесследно; при ударе, ее слабо закрепленный таран отломился, а ответный огонь сильно повредил трубу броненосца, снизив его и без того небольшой ход.

После этого, «Вирджиния» направилась к большому парусному шлюпу USS «Конгресс». Опасаясь тарана (на практике, уже отломившегося, но северяне об этом не знали), капитан «Конгресса» поставил корабль на мель. Пользуясь неподвижностью своего оппонента, «Вирджиния» заняла позицию прямо по корме «Конгресса» и начала его расстреливать бортовыми залпами, в то время как северяне могли отвечать ей только немногочисленными кормовыми пушками.

После часа неравного боя, кормовые орудия «Конгресса» были разбиты, и он, не имея более возможности сопротивляться, был вынужден сдаться. Хуже того, шедшие на помощь северянам винтовые фрегаты «Роанок» и «Миннесота» выскочили на мели и оказались в беспомощном положении. Покончив с «Конгрессом», «Вирджиния» собиралась атаковать «Миннесоту», но из-за начавшегося отлива и наступивших сумерек, южане не решились рисковать броненосцем на мелководьях Хэмптон-Роудс[1] и отступили, собираясь продолжить битву на следующий день.

«Монитор» против «Вирджинии»

9 марта, «Вирджиния» вернулась на Хэмптон-Роудс, намереваясь покончить с «Миннесотой». Однако, ее ожидал достойный противник — федеральный броненосец USS «Монитор»[2], низкобортный башенный корабль, спроектированный Джоном Эрикссоном. Между броненосцами произошла первая в истории дуэль; при этом, артиллерия обеих кораблей оказалась неспособна нанести ущерб оппоненту[3].

В ходе этой дуэли, проявились главные недостатки «Вирджинии»; ее низкая скорость и неповоротливость. Маленький маневренный «Монитор» имел преимущество над своим неуклюжим оппонентом, легко уворачиваясь от попыток тарана со стороны «Вирджинии». В конечном итоге, правда, конфедератам улыбнулась небольшая удача — попавший в рубку «Монитора» снаряд ранил его капитана через смотровые щели, и из-за возникшего замешательства, федеральный броненосец временно отступил. «Вирджиния», впрочем, не стала дожидаться его возвращения, и предпочла отступить; боеприпасы у конфедератов заканчивались, изношенная силовая установка работала все хуже и в корпусе вскрылись наспех заделанные течи, так что продолжение сражения было не в их интересах.

Последующие операции

Отремонтированная в Норфолке, «Вирджиния» изготовилась к новым действиям. В начале апреля, она в сопровождении нескольких деревянных канонерских лодок вновь вышла на Хэмптон-Роудс, в надежде дать северянам еще одно сражение. Ее прежний оппонент — USS «Монитор» — по-прежнему находился в Хэмптон-Роудс. 11 апреля, «Вирджиния» подошла к форту Монро, вызывая «Монитор» на бой; ее орудия были теперь снаряжены бронебойными снарядами и южане рассчитывали, что смогут добиться успеха.

Однако, сражение как таковое не состоялось. «Вирджиния» выпустила несколько снарядов с очень большой дистанции (безрезультатно), «Монитор» ответил огнем, но не стал покидать свою защищенную позицию. Северяне не хотели рисковать без лишней необходимости; они понимали, что «Монитор» является их единственным противовесом «Вирджинии», и если он будет выведен из строя, конфедеративный броненосец легко расправится с деревянными кораблями. В свою очередь, южане также не рискнули атаковать федеральные корабли, защищенные мощными батареями форта Монро, и отступили.

В дальнейшем, положение на Хэмптонском Рейде оставалось в неустойчивом равновесии. Каждая из сторон не хотела рисковать своим единственным броненосцем без необходимости, и пыталась заманить противника в ловушку, чтобы дать ему бой при благоприятных для себя условиях. В результате, «Вирджинии» так более и не удалось принять участие в боевых действиях; в тех ситуациях, когда она была готова дать бой, северяне избегали сражения, а в тех ситуациях, когда северяне были готовы дать бой, избегали сражения конфедераты.

В конце апреля, федеральный флот на Хэмптон-Роудс был усилен новым броненосным корветом USS Galena, и броненосным куттером таможенной службы «Нагатук». Баланс сил окончательно изменился в пользу северян; имея против себя трех броненосных противников, «Вирджиния» более не рисковала выходить из гавани. Последним незначительным действием, в котором принимала участие «Вирджиния», был выход в море 8 мая 1862 года, когда федеральная эскадра в составе «Монитора» и четырех других кораблей обстреляла береговые батареи конфедератов на входе в реку Джеймс. Завидев «Вирджинию», северяне начали медленно отступать, надеясь выманить ее на открытую воду, но в этот раз «Вирджиния» отказалась принять бой, и дав предупредительный залп, ретировалась.

Уничтожение

Взрыв оставленной командой "Вирджинии" 11 мая 1862 года у острова Крани

10 мая 1862 года, наступающие войска северян взяли Норфолк. С падением города, «Вирджиния» оказалась без своей единственной базы. Осадка броненосца не позволяла ему подняться выше по реке Джеймс, к территории, все еще контролируемой конфедератами. Переход морем в другой порт также был невозможен; даже если бы «Вирджинии» удалось каким-то образом прорваться мимо трех броненосных и множества деревянных кораблей эскадры федералистов, она не обладала даже минимально необходимой способностью к морским переходам, и пошла бы ко дну при любом волнении.

Пытаясь спасти сильнейший корабль Конфедерации, экипаж «Вирджинии» предпринял отчаянную попытку разгрузить броненосец, чтобы он смог подняться по реке Джеймс. С «Вирджинии» сняли все вооружение, боеприпасы и уголь, частично демонтировали броню; однако, осадка броненосца по-прежнему была слишком большой. Не имея иного выхода, экипаж решил сжечь «Вирджинию»; эта задача была возложена на лейтенанта Джонса, последнего человека, покинувшего броненосец. 11 мая, у острова Крани, пожар добрался до пороховых погребов оставленной экипажем «Вирджинии», и первый броненосец Конфедерации взорвался и затонул.

В настоящее время якорь, флаг и другие детали «Вирджинии» являются частью экспозиции музеев.

Оценка проекта

Являясь импровизацией, построенной в условиях дефицита ресурсов на основе имевшегося корпуса, «Вирджиния» представляет собой известную сложность для оценки. Ее единственный бой с «Монитором» закончился безрезультатно во многом за счет неготовности обеих сторон к сражению; в то же время, она достаточно хорошо показала себя против деревянных кораблей.

Главной — критической — проблемой «Вирджинии» являлась ее очень низкая маневренность и малая скорость. «Вирджиния» тратила очень много времени на повороты, перемещалась медленно, и неприятельский корабль, обладающий свободой хода, мог легко уклониться от ее атаки. Как следствие, единственными жертвами конфедеративного броненосца стали два парусных шлюпа — не обладавших свободой маневра и не способных увернуться. Учитывая значительную осадку броненосца, его малая маневренность в условиях мелководного Хэмптон-Роудс крайне затрудняла действия «Вирджинии».

Вооружение «Вирджинии» соответствовало требованиям боя против деревянных кораблей; однако, оно совершенно не подходило для перестрелки с броненосцами. Даже будучи снаряженными бронебойными снарядами, орудия конфедератов едва ли обладали достаточной пробивной мощью, чтобы поразить «Монитор»; таран же «Вирджинии» был малоприменим из-за очень низкой маневренности.

В целом, однако, необходимо признать, что «Вирджиния» была важной вехой в истории мирового кораблестроения, как первый броненосец, встретившийся с противником в открытом море. Ее присутствие в Норфолке, пусть и недолгое, оказало существенное влияние на ход Гражданской Войны в США; вплоть до конца апреля, северяне не могли действовать на реке Джеймс, опасаясь что «Вирджиния» отрежет им путь к отступлению.

Примечания

  1. Кроме того, из-за отломившегося тарана в носу «Вирджинии» образовалась опасная течь.
  2. «Монитору» был направлен приказ идти в Чесапикский Залив для защиты Вашингтона от возможного нападения «Вирджинии», однако командир блокадного эскадрона приказал его проигнорировать и оставил башенный броненосец для защиты Хэмптон-Роудс.
  3. «Вирджиния» вообще не имела бронебойных снарядов для своих орудий, которые к тому же были слишком слабыми. Орудия «Монитора» технически могли пробить броню «Вирджинии», но не вполне уверенные в надежности этих пушек офицеры не решались заряжать их полными зарядами.

Ссылки

  • Library of Virginia
  • Virginia Historical Society
  • Museum of the Confederacy in Richmond, Virginia
  • Website devoted to the CSS Virginia
  • Hampton Roads Visitor Guide
  • USS Monitor Center and Exhibit, Newport News, Virginia
  • Mariner's Museum, Newport News, Virginia
  • Hampton Roads Naval Museum
  • Civil War Naval History
  • Fort Wool History
  • Roads to the Future - I-664 Monitor-Merrimac Memorial Bridge Tunnel

CSS Virginia.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84