Еврокоптер Тайгер/Тигр (англ. Eurocopter Tiger) — современный ударный вертолёт, разработанный франко-германским консорциумом Eurocopter.
История создания
На основе результатов компьютерного моделирования боевой эксплуатации вертолетов и анализа их применения в локальных военных конфликтах, к середине 1980-х годов среди авиационных специалистов США и НАТО распространилось представление, согласно которому выживаемость вертолёта в перспективе будет в большей мере определяться не живучестью конструкции, а уровнем заметности вертолёта в основных физических полях, комплексом используемых средств РЭБ, и совершенством применяемых тактических приёмов. Здесь под выживаемостью машины понимается уровень потерь - отношение числа сбитых вертолётов к общему числу произведённых вылетов. Вместе с тем рассмотрение использованных принципов проектирования, конструктивно-компоновочных решений и особенностей вертолётов RAH-66, Eurocopter Tiger и др. не дает оснований говорить об отмене требований обеспечения боевой живучести, скорее речь идет об изменении ранжирования приоритетов и требований.
Принципы проектирования
Проектирование вертолёта Tiger осуществлялось на основе следующих основных принципов[3].
- Снижение заметности (“Do not be seen by the enemy”). Тонкий фюзеляж (ширина кабины 1 м) выполнен из полимерных композиционных материалов (ПКМ), прозрачных для высокочастотного излучения РЛС.
- Возможность использования тактических приёмов уклонения при обнаружении радиолокационными, ИК — и акустическими средствами противника (“If seen, do not be hit”). С этой целью вертолёт оснащается различными датчиками и устройствами обнаружения излучений средств ПВО противника. Должны быть реализованы высокие характеристики маневренности, необходиммые для обеспечения энергичного манёвра уклонения, способность конструкции выдерживать перегрузки от +3,5 до -0,5.
- Способность продолжать полёт при огневом противодействии противника (“If hit, survive and stay in the air”). Продолжение полёта при одиночном поражении конструкции 23-мм ОФЗ снарядом. Комплекс мер обеспечения боевой живучести, включающий наличие бронеперегородки между двигателями, трубчатый приводной вал рулевого винта диаметром 130 мм из ПКМ. Боковые сдвижные бронещитки оператора и пилота, протектированные взрывобезопасные и пожаробезопасные топливные баки.
Конструкция
Фюзеляж
В верхней части снимка - устройство уменьшения теплового контраста выхлопных газов двигателей вертолета Eurocopter Tigre HAP Франции. Отходящие газы смешиваются с атмосферным воздухом и отклоняются вверх.
Конструкция фюзеляжа на 80% состоит из полимерных композиционных материалов (ПКМ) на основе углеродного волокна и кевлара, 11% приходится на алюминиевые, и 6% на титановые сплавы. Лопасти несущего и рулевого винтов выполнены из ПКМ и сохраняют работоспособность при боевых повреждениях и соударениях с птицами. Молниезащита и стойкость к действию электромагнитного импульса (ЭМИ) обеспечиваются тонкой бронзовой сеткой и медной соединительной фольгой, нанесенными на поверхности фюзеляжа.
Расположение членов экипажа - стандартное для ударных вертолётов - тандемом, особенностью вертолета «Тигр» является переднее расположение места пилота, рабочее место оператора – сзади. При этом кресла пилота и оператора смещены в противоположные стороны относительно продольной оси машины для обеспечения лучшего переднего обзора оператора с заднего кресла.
Живучесть и защищенность
В состав оборудования входит бортовой обнаружительный комплекс AN/AAR-60 MILDS, предупреждающий экипаж об облучении вертолета РЛС противника, лазерными системами наведения и прицеливания, и о пуске/ атаке ракет. Комплекс разработан германским отделением консорциума EADS. Все системы замыкаются на бортовую ЭВМ, команды которой подаются на автомат сброса противорадиолокационных отражателей и ИК-помеховых устройств фирмы MBDA. На вертолете установлены средства РЭБ EloKa. Минимизированы характеристики заметности вертолета в оптическом, радиолокационном, ИК и акустическом диапазонах.
Живучесть конструкции и бортовых систем вертолета обеспечивает возможность продолжения полета при поражении одиночным 23-мм ОФЗ снарядом. Защита кабины экипажа обеспечивается при помощи комбинированной брони AMAP-AIR[4].
Эксплуатация
Производство и окончательная сборка вертолета осуществляется на заводах Eurocopter в Донаувюрте (Германия) и Мириньяне (Франция). Завод в Мириньяне позднее был перепрофилирован на выпуск вертолета огневой поддержки HAP (Helicoptere d'Appuit et de Protection), большинство из них доработано в вариант HAD для армии Франции. Германское предприятие первоначально предназначалось для выпуска противотанковых вариантов HAC (Helicopter Anti-Char) и UHT (Unterstützunghubschrauber Tiger). HAC предназначен для Франции, UHT — для Германии. Первый вертолет Tiger заказчик получил в 2002 году[5].
Тактико-технические характеристики
UHT (UH Tiger) немецкой армии. 2010 год
Приведенные характеристики соответствуют модификации HAP.
Источник данных: Jane's, 2004.
Технические характеристики
- Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения)
- Длина: 15,8 м
- Длина фюзеляжа: 15,0 м (с пушкой)
- Диаметр несущего винта: 13,0 м
- Диаметр рулевого винта: 2,7 м
- Максимальная ширина фюзеляжа: 4,53 м (с пилонами)
- Высота: 4,32 м (с хвостовым винтом)
- Площадь, ометаемая несущим винтом: 132,7 м²
- База шасси: 7,65 м
- Колея шасси: 2,38 м
- Масса пустого: 4200 кг
- Нормальная взлётная масса: 5300 - 6100 кг (в зависимости от миссии)
- Максимальная взлётная масса: 6100 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 1080 кг (+ 555 кг в ПТБ)
- Объём топливных баков: 1360 л (+ 2 × 350 л ПТБ)
- Силовая установка: 2 × турбовальных MTU/Turbomeca/Rolls-Royce MTR390
- Мощность двигателей: 2 × 1285 л. с. (2 × 958 кВт (взлётная))
Лётные характеристики
- Максимально допустимая скорость: 322 км/ч
- Максимальная скорость: 278 км/ч
- Крейсерская скорость: 230 км/ч
- Практическая дальность: 800 км
- Перегоночная дальность: 1280 км (с ПТБ)
- Продолжительность полёта: 2 ча 50 мин
- с максимальным запасом топлива: 3 ч 25 мин
- Статический потолок: 3500 м (вне влияния земли)
- Скороподъёмность: 11,5 м/с
- Вертикальная скороподъёмность: 6,4 м/с
- Нагрузка на диск: 45,2 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
Вооружение
- Стрелково-пушечное: 1 × 30 мм пушка Giat AM-30781 с 450 п.
- Точки подвески: 4
- Управляемые ракеты:
- Неуправляемые ракеты: блоки по 22 на внутренних и по 12 ракет на внешних узлах
- Дополнительное вооружение: 12,7-мм пулемёты с 250 патронами или ПТБ на внутренних узлах
На вооружении
См.также
Сравнительные ТТХ современных ударных вертолётов
Внешний вид |
|
|
|
|
|
|
Год принятия на вооружение |
2009 |
2011 |
2011 |
2011 |
2012 |
2003 |
Масс пустого, кг |
8095 |
7800 |
5165 |
5580 |
2530 |
3060 |
Масса топлива, кг |
1500 |
1500 |
1100 |
н/д |
н/д |
1100 |
Масса боевой нагрузки, кг |
2300 |
2800 |
н/д |
н/д |
1200 |
н/д |
Встроенная пушка |
1 x 30-мм 2А42 |
1 x 30-мм 2А42 |
1 x 30-мм M230 |
3 x 20-мм M197 |
3 x 20-мм 197B |
1 x 30-мм GIAT 30 |
Точки подвески |
4 |
6 |
4 |
6 |
4 |
4 |
Максимальная взлётная масса, кг |
12 000 |
10 800 |
10 400 |
8390 |
5000 |
6600 |
Силовая установка |
2 × «Мотор Сич» ВК-2500-02 |
2 × «Мотор Сич» ВК-2500 |
2 × General Electric T700-GE-701D |
2 × General Electric T700-GE-401C |
2 × LHTEC CTS800-4A |
2 × Rolls-Royce MTR390-E |
Мощность двигателя, л. с. |
2 х 2200 |
2 х 2400 |
2 х 2000 |
2 х 1800 |
2 х 1360 |
2 х 1464 |
Максимальная скорость, км/ч |
300 |
310 |
265 |
300 |
280 |
290 |
Практическая дальность (без ПТБ), км |
450 |
520 |
480 |
680 |
550 |
740 |
Практический потолок, м |
5000 |
5500 |
5900 |
6100 |
6000 |
4000 |
Скороподъёмность, м/с |
13,6 |
10,0 |
12,3 |
14,2 |
11,3 |
14,0 |
Стоимость, млн |
~$8,0[17] |
~$27,0[18] |
$52,0-61,0[19] |
$27,0-31,0[20][21] |
$43,0-53,0[22] |
$39,0[23] |
|
|
|
|
|
|
|
Год принятия на вооружение |
1999 |
2000 |
— |
2011 |
2013 (план) |
н/д |
Масс пустого, кг |
5730 |
2450 |
2350 |
5400 |
3000 |
820 |
Масса топлива, кг |
1470 |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Масса боевой нагрузки, кг |
1560 |
н/д |
н/д |
1500 |
н/д |
н/д |
Встроенная пушка |
1 × 20-мм F2 |
— |
1 × 23-мм |
1 × 23-мм |
1 × 20-мм |
1 × 7,62-мм |
Точки подвески |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
Максимальная взлётная масса, кг |
8750 |
4000 |
4500 |
7500 |
5500 |
1450 |
Силовая установка |
2 × Turbomeca Makila 1K2 |
2 × Mitsubishi TS1-10QT |
2 × WZ-8A |
2 × Pratt & Whitney Canada PT6C-67C |
2 × HAL/Turbomeca Shakti |
1 × Allison 250-C20J |
Мощность двигателя, л. с. |
2 x 1500 |
2 x 890 |
2 x 850 |
2 x 1530 |
2 x 1200 |
1 x 420 |
Максимальная скорость, км/ч |
280 |
280 |
245 |
н/д |
275 |
225 |
Практическая дальность (без ПТБ), км |
700 |
550 |
700 |
н/д |
700 |
800 |
Практический потолок, м |
6100 |
н/д |
4900 |
н/д |
6000 |
4150 |
Скороподъёмность, м/с |
13,3 |
н/д |
9,0 |
н/д |
12,0 |
7,0 |
Стоимость, млн |
~$40,0[31] |
н/д |
н/д |
н/д |
~$22,0[32] |
н/д |
Примечания
- ↑ Jane's, 2004.
- subscription article, dated 30 July 2009.
- ↑ Flight International, v. 147 (1995), N 4461, pp. 28-31
- Ballistic Protection for Tiger Combat Helicopter
- ↑ Мировая авиация. Полная энциклопедия, № 125, 2011. Файл 0492, лист 02
- Lenta.ru: Оружие: Австралия получила последний ударный вертолет Tiger
- ↑ Eurocopter Tiger (Aviation Today, 1 июня 2011)
- Вертолет Ми-28Н(Э)
- Ка-52 «Аллигатор»
- AH-64D Apache Longbow
- Bell AH-1Z
- AugustaWestland T129
- AW129 Multirole Combat Helicopter, Italy
- ATAK
- EC-665 Tiger Multirole Combat Helicopter
- Eurocopter Tiger
- Оружие России: Вертолет Ми-28Н
- Минобороны РФ закупит у ОАО "Вертолеты России" более 140 вертолетов Ка -52 на 120 млрд. рублей
- Boeing AH-64D Apache Longbow
- CUTAWAY: AH-1Z Viper enters production as substantially new aircraft
- Department of the Navy FY 2011 budget estimates
- Турция выбрала "Мангусту"
- subscription article, dated 30 July 2009.
- Denel AH-2 Rooivalk
- Kawasaki OH-1
- WZ-19
- WZ-10 Attack Helicopter
- Zhi-10 Attack Helicopter
- HAL Light Combat Helicopter (LCH), India
- شاهد285 شمشير بُرنده سپاه+عکس
- What went wrong with the Rooivalk?
- Индия купит 64 собственных боевых вертолета
Литература
- Jane's All The World's Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane's Information Group, 2004. — P. 258-260. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2
Ссылки
- Tiger HAP на официальной странице Eurocopter
- Tiger UHT на официальной странице Eurocopter