17-10-2023
Fokker 100 | |
---|---|
Fokker 100 (F-28-0100) авиакомпании Alliance Airlines | |
Тип | Узкофюзеляжный среднемагистральный пассажирский самолёт |
Разработчик | Fokker |
Производитель | Fokker |
Первый полёт | 30 ноября 1986 |
Начало эксплуатации | 1988 |
Статус | эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | Avianca (29) MexicanaClick (26) KLM Cityhopper (20) Iran Air (18) |
Годы производства | 1986 — 1997 |
Единиц произведено | 283 |
Базовая модель | Fokker F28 |
Варианты | Fokker 70 |
Изображения на Викискладе |
Fokker 100 (Фо́ккер 100) — среднемагистральный пассажирский самолёт.
Fokker 100 - самый большой серийный самолет нидерландской авиастроительной компании с одноименным названием.
Fokker 100 является узкофюзеляжным среднемагистральным реактивным самолетом вмещающим до 107 пассажиров (от сюда и цифра 100 в названии) и предназначен для выполнения коротких и средних рейсов. Основой для данного самолета послужил планер Fokker F28 той же компании. В разрабатываемой модели был увеличен фюзеляж на 5,51 метра, что позволило увеличить количество пассажиров до 107 человек взамен 85 человек в модели F28-4000. В связи увеличением фюзеляжа был пересмотрен дизайн крыла в сторону повышения эффективности аэродинамики. Размах крыльев F100 по сравнению с F28 увеличился почти на 3 метра. У сотки он составляет 28,08 метров, а у двадцать восьмого 25,1 метра. Также было изменено внутреннее оборудование, в том числе и интерьер кабины.
В сотом фоккере в качестве силовой установки используются два турбореактивных двигателя Rolls-Royce Tay Mk 620-15 каждый тягой 61,6 кН или же два Rolls-Royce Tay Mk 650-15 тягой 67,2 кН каждый.
Первый полет Fokker 100 состоялся 30 ноября 1986 года, сертификация была получена в ноябре 1987 года, а первые поставки в авиакомпанию «Swissair», которая является первым покупателем серийной модели F100, начались уже в феврале 1988 года.
Низкие эксплуатационные расходы и практическое отсутствие конкуренции в данном классе сделали его одним из самых востребованных моделей в конце 1980-х годов, до совершенствования семейств Bombardier CRJ200 и Embraer ERJ 145.
Хотя самолет и был успешным на рынке, но из-за плохого менеджмента компания продолжала терять деньги и окончательно обанкротилась в марте 1996 года.
Производство закончилось в 1997 году, произведено 283 воздушных судна. По состоянию на август 2006 года, 229 самолётов Fokker 100 оставались в эксплуатации 47 авиакомпаний мира.
Основные операторы 229 самолётов Fokker 100 (на ноябрь 2008): MexicanaClick (26), Alliance Airlines (11),Avianca (29), Iran Air (18), Alpi Eagles (10), Iran Aseman Airlines (12), Austrian Arrows (16), Brit Air (13), Air Berlin (6), Air Niugini (6), KLM Cityhopper (20), Régional (10), и Skywest Airlines (8). Остальные 29 авиакомпаний эксплуатируют меньшее количество самолётов данного типа.
Всего было потеряно 11 самолётов типа Fokker 100, произошло четыре авиакатастрофы с его участием[1][2]:
Дата | Бортовой номер | Место аварии | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
05.03.1993 | PH-KXL | Скопье | 83/97 | Разбился при наборе высоты из-за обледенения крыла. |
31.10.1996 | PT-MRK | Сан-Паулу | 3+96/96 | Самопроизвольное включение реверса правого двигателя во время набора высоты, через некоторое время самолёт упал на густонаселенный жилой район. |
15.01.1998 | EP-IDC | у Исфахана | 0/113 | Сел на высохшее русло реки в 10 км от аэропорта. Продан на запчасти. |
23.05.2001 | N1419D | Даллас | 0/92 | При посадке подломилась стойка шасси. Заводской брак. |
30.08.2002 | PT-MQH | Биригуи | 0/29 | Утечка топлива и остановка двигателей во время полета, вынужденно сел в поле. |
30.08.2002 | PT-MRL | Сан-Паулу | 0/38 | Отказ гидравлики, посадка с невыпущенными шасси. |
29.06.2005 | 5N-COO | Лагос | 0/91 | Проблемы с гидравликой, при посадке подломилась стойка шасси. |
25.01.2007 | F-GMPG | По | 1+0/54 | При взлете в условиях обледенения самолёт потерял устойчивость. Взлёт был прерван, лайнер выкатился за пределы ВПП и врезался в грузовик. |
29.06.2007 | TU-VAA | Буаке | 4/н.д. | Борт премьер-министра Кот-д’Ивуара. При следовании к перрону после посадки был обстрелян из реактивных гранатомётов, премьер-министр выжил. |
02.01.2008 | EP-IDB | Тегеран | 0/59 | При взлете в метель сошёл с ВПП и загорелся.[3] |
26.08.2010 | EP-ASL | Тебриз | 0/110 | На пробеге после посадки выкатился за пределы ВПП в канаву. |
25.12.2012 | XY-AGC | у Хехо | 1+1/71 | Совершил грубую посадку на дорогу вместо ВПП в густом тумане и загорелся. |
29.03.2014 | Бразилиа | 0/49 | Отказ гидравлики, посадка с не выпущенными шасси. | |
10.05.2014 | EP-ASZ | Мешхед | 0/103 | Самолёт компании Iran Aseman Airlines совершил вынужденную посадку из-за того, что левая стойка шасси не убралась |
11.05.2014 | 5N-SIK | Ganla | 0/2 | Самолёт авиакомпании IRS Airlines совершил жёсткую посадку |
Технические характеристики
Лётные характеристики
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Fokker-100.