01-02-2024
Rafale | |
---|---|
Тип | многоцелевой истребитель |
Разработчик | Dassault Aviation |
Производитель | Dassault Aviation |
Первый полёт | 4 июля 1986 (Rafale A) |
Начало эксплуатации | 4 декабря 2000 года |
Статус | в производстве, эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | ВВС Франции (63 Rafale B/C)[1][2] ВМС Франции (19 Rafale M)[3] |
Стоимость единицы | от $85 до $124 млн в зависимости от комплектации (февраль 2012 года)[4] |
Изображения на Викискладе |
Дассо «Рафаль» (фр. Dassault Rafale, букв. «шквал») — французский многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный французской компанией Dassault Aviation.[5] Совершил первый полёт 4 июля 1986 года. Принят на вооружение ВМС и ВВС Франции в 2004 и 2006 году соответственно.[6]
В 2009 году Министерство обороны Франции заказало дополнительно 60 истребителей.[7]. Участвует в тендерах на поставку истребителей в ОАЭ и Бразилию.
Самолёт Rafale фирмы Dassault является одним из приоритетов развития аэрокосмической промышленности Франции. Это полностью французский проект — вооружение, двигатели, авионика и собственное производство. Rafale является последним на данный момент самолетом, созданным европейской страной без американской или любой другой иностранной помощи.
Первое боевое применение состоялось в марте 2007 года в ходе операции НАТО в Афганистане. Также эти самолёты использовались в операции военного блока НАТО против войск Каддафи в Ливии, начиная с марта 2011 года.
7 декабря 2011 года министр обороны Франции Жерар Лонге заявил, что производство «Рафаль» будет свернуто (после того как компания выполнит оплаченный заказ для ВВС Франции на 180 самолётов), если не появятся иностранные заказы на истребитель.[8] Однако, победа в январе 2012 года в тендере MRCA (англ.)русск. на поставку 126 многоцелевых истребителей для ВВС Индии, обеспечила крупный экспортный заказ и спасла самолёт от снятия с производства.[9]
Содержание |
Выполнен по традиционной для истребителей фирмы Dassault Aviation аэродинамической схеме «бесхвостка»[10] с дополнительным высокорасположенным передним горизонтальным оперением (т. н. канарды), среднерасположенным треугольным в плане крылом с корневыми наплывами и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа.
Переднее поворотное горизонтальное оперение расположено впереди крыла для увеличения маневренности самолета (максимальная эксплутационная перегрузка — 9 g). Однокилевой. Силовая установка двухдвигательная. Может эксплуатироваться с ВПП длиной 400 м.[11]
На истребителе установлена ОПС
Воздухозаборники выполнены S-образно и экранируют лопатки турбины, что снижает ЭПР самолёта
По состоянию на февраль 2012 года компания предлагает следующие версии самолёта: Rafale C, Rafale M и Rafale B.[12]
Первый прототип одноместного многоцелевого палубного самолета Rafale М, созданного по проекту АСМ (Avion de Combat Marine), совершил первый полет 12 декабря 1991 года. Основное отличие этой модификации – увеличенная на 750 кг масса конструкции, усиленные стойки шасси Messier-Bugatti. Другие отличия включают – 13 узлов подвески вместо 14, и уменьшенная на 2000 кг максимальная взлетная масса (19500 кг). Rafale М модификации Standart F1 введен в строй в декабре 2000 года и достиг полной боевой готовности в 2004 году.
С середины 2006 года на вооружение авиации ВМФ Франции стали поступать самолеты модификации Standart F2. Они, как и машины ВВС Франции применялись в ходе операции Enduring Freedom в Афганистане[13].
31 января 2012 года стало известно, что компания Dassault Aviation стала победителем индийского тендера MRCA (англ.)русск. на поставку 126 многофункциональных истребителей.[18] По одним данным, с Dassault Aviation будет подписан контракт стоимостью около $10,4 млрд.[19] По другим данным, полная стоимость контракта, включая обучение и обслуживание, может достичь $15 млрд.[20] В соответствии с первоначальными требованиями тендера MRCA (англ.)русск., его победитель должен поставить 18 истребителей в готовом виде, а остальные 108 единиц будут изготовлены по лицензии на мощностях Hindustan Aeronautics после передачи соответствующих технологий. При этом тендер предусматривал опцион на покупку еще 64 самолетов. Согласно условиям тендера, победитель должен будет впоследствии реинвестировать в индийскую промышленность 50% от стоимости контракта.
Ожидается, что поставки истребителей начнутся в середине 2015 года, а самолётов, изготовленных по лицензии на предприятиях индийской компании Hindustan Aeronautics — в 2017-2018 годах.[21]
Название: | Dassault Rafale[22] | Eurofighter Typhoon[23][24] | F-16IN Super Viper[25][26] |
F/A-18E/F Super Hornet[27][28][29][30] |
JAS 39 NG(IN)[31][32][33] | МиГ-35[34][35][36][37][38] |
---|---|---|---|---|---|---|
Страна: | Франция | Германия Италия Испания Великобритания |
США | США | Швеция | Россия |
Производитель: | Dassault Aviation | Eurofighter GmbH | Lockheed Martin | Boeing Defense, Space & Security | Saab AB | РСК „МиГ“ |
Длина: | 15,27 м | 15,96 м | 15,03 м | 18,31 м | 14,10 м | 17,30 м |
Размах крыла: | 10,80 м | 10,95 м | 10,00 м | 13,62 м | 8,40 м | 12,00 м |
Площадь крыла: | 45,7 м² | 50,0 м² | 27,9 м² | 46,5 м² | 30,0 м² | 38,0 м² |
Масса пустого: | 9 500 кг | 11 000 кг | 9 979 кг[39] | 14 552 кг[30] | 7 100 кг | 11 000 кг |
Масса полезной нагрузки: | 9 500 кг | 7 500 кг | 7 800 кг | 8 050 кг | 5 300 кг[40] | 6 500 кг |
Максимальная взлётная масса: | 24 500 кг | 23 500 кг | 21 800 кг | 29 937 кг[30] | 14 300 кг[41] | 29 000 кг |
Двигатель: | 2 × Snecma M88 (англ.)русск. | 2 × Eurojet EJ200 (англ.)русск. | 1 × GE F110-132 | 2 × GE F414-400 (англ.)русск. | 1 × GE F414G (англ.)русск. | 2 × РД-33МКВ |
Максимальная тяга: | 2 × 50,0 кН | 2 × 60,0 кН | 1 × 84,0 кН | 2 × 62,3 кН | 1 × 62,3 кН | 2 × 53,0 кН |
Тяга на форсаже: | 2 × 75,0 кН | 2 × 90,0 кН | 1 × 144,0 кН | 2 × 98,0 кН | 1 × 98,0 кН | 2 × 88,3 кН |
Масса топлива (внутренние баки) | 4 700 кг | 4 996 кг[42] | 3 265 кг | 6 780 кг | 3 360 кг[33] | 4 800 кг |
Точек подвески: | 14 | 13 | 11 | 11 | 10 | 10 |
Максимальная скорость на высоте: | 1,8+ Маха[43] | 2,0 Маха[44] | 2,0 Маха | 1,8 Маха | 2,0 Маха[45] | 2,25 Маха |
Боевой радиус: | 1 800 км | 1 390 км[46] | 550 км | 722 км | 1 300 км | 1 000 км |
Практический потолок: | 17 000 м | 19 812 м | 18 000 м | 15 000 м | 15 240 м | 17 500 м |
Скороподъёмность: | 305 м/с | 315 м/с | 254 м/с | 228 м/с | н/д | 330 м/с |
Тяговооружённость: | 1,13 | 1,18 | 1,10 | 0,93 | 1,18 | 1,10 |
Управляемый вектор тяги: | нет | есть[47] | нет | нет | нет | есть |
БРЛС с АФАР: | есть | нет | есть | есть | н/д | есть |
Стоимость, 2011 год: | от $85 до $124 млн в зависимости от комплектации[4] | $120 млн[4] | $50,0 млн[48] | $55,0 млн[49] | $48,0 млн | ~$45,0 млн |
Франция — около 100 Rafale B и Rafale C, по состоянию на 2011 год.[50] Всего к 2023 году планируется принять на вооружение 294 самолёта, из них 234 для ВВС и 60 для ВМС Франции.[6][51]
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Самолёты Дассо Ависьон (Dassault Aviation) | |
---|---|
Числовое обозначение | |
Военные |
Alpha Jet · Balzac V · Étendard II · Étendard IV · Flamant · Mirage III · Mirage IIIV · Mirage IV · Mirage 5 · Mirage 50 · Mirage F1 · Mirage F2 · Mirage G · Mirage 2000 · Mirage 4000 · Mystère I · Mystère II · Mystère III · Mystère IV · nEUROn · Ouragan · Rafale · Spirale · Super Étendard · Super Mystère |
Гражданские |
Communauté · Hirondelle · Mercure · Mystere 10 · Mystere 20 · Falcon 10 · Falcon 20 · Falcon 30 · Falcon 50 · Falcon 100 · Falcon 200 · Falcon 900 · Falcon 2000 · Falcon 7X · |
Rafael y maria quieres ir a malaga porque estan vacaciones, proxima rafale, rafael 842 после грозы не ловит каналы на телевизоре.