Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Wartburg

08-09-2023

Wartburg — марка восточногерманских легковых автомобилей, выпускавшихся с 1956 по 1991 год на народном предприятии Automobilwerk Eisenach в городе Айзенах.

С 1956 по 1965 год выпускалась модель Wartburg 311. Изначально он представлял собой рестайлинговый вариант автомобиля IFA F9 с новым кузовом, но на протяжении своего выпуска был существенно модернизирован технически, получив полностью новое шасси. Выпускались также модификации — Wartburg 312 (универсал), Wartburg 313 (родстер) и пикап.

С 1966 по 1988 год выпускался новый автомобиль Wartburg 353. Модификации — Wartburg 353W Tourist c кузовом универсал, пикап Trans, кюбель. Автомобиль имел смелый и современный для 1965 года дизайн кузова и неплохие по тем временам технические характеристики.

В 1985 году базовый Wartburg 353 и все его модификации подверглись рестайлингу, который коснулся прежде всего внешнего вида: измененного переднего оформления кузова, задних фонарей.

С 1988 по 1991 год, выпускалась модификация Wartburg 1300, представлявшая собой комбинацию рамы и кузова поздней модели «353» с четырёхтактным двигателем Volkswagen объемом 1,3 литра. Автомобиль получил новую решетку радиатора, пластиковые бампера, блок-фары и новые задние фонари.

Изначально имея целый ряд прогрессивных, для своего времени, технических решений, к началу 1980-х годов «Вартбурги» уже являлись морально и технически устаревшими машинами. Предприятие разрабатывало новые перспективные модели этих машин в 1970—1980-х годах, однако по тем или иным причинам они не были запущены в серийное производство.

Тем не менее, даже в таком виде «Вартбург» традиционно считался одним из самых надёжных, крепких и долговечных автомобилей в своём классе, причём не только в странах Социалистического содружества, но и в Европе вообще, чему он был обязан в первую очередь своей отдельной раме (на которую производителем давалась гарантия в 25 лет), продуманной конструкции (например, на универсалах задняя дверь, у кузовов такого типа традиционно уязвимая к коррозии, была выполнена из пластика) и высокому качеству изготовления.

Название Wartburg происходит от одноименной крепости, расположенной рядом с Эйзенахом, где эти машины изготовлялись.

Wartburg 311/ 312/ 313
Wartburg 311/ 312/ 313 на Викискладе
Общие данные
Производитель: VEB Automobilwerk Eisenach
Айзенах, ГДР
Годы пр-ва: 1956—1965
Класс: Mittelklasse
Тип(ы) кузова: седан, универсал, кабриолет
Платформа: DKW
Компоновка: передний
двухтактный, трехцилиндровый, 991 см³;
после 1962 г. — 992 см³
3-ступ., механическая
На рынке
Предшественник
Предшественник
IFA F9
Преемник
Преемник
Wartburg 353

Содержание

Первое поколение (311/312/313)

Универсал.
Родстер /купе.
IFA Wartburg 311/300, купе-хардтоп.

Выпускалось в 1959-65 годах.

Первое поколение «Вартбургов» было создано на основе переднеприводного IFA F9, выпускавшегося заводом в Цвиккау и, в свою очередь, конструктивно восходящего к довоенным прототипам DKW.

Дизайн автомобиля был полностью переработан, и по меркам конца 1950-х машина выглядела привлекательно и довольно современно.

От своего предка автомобиль унаследовал проверенную систему переднего привода с продольным расположением двигателя и шарнирами равных угловых скоростей типа «Тракта». Применение недорогих и относительно простых в производстве шарниров в свое время позволило фирме DKW создать крупносерийный переднеприводный автомобиль в начале 1930-х годов, то есть на десятилетия раньше, чем такая конструкция завоевала массовую популярность в Западной Европе.

Однако, несмотря на прогрессивную схему трансмиссии, Wartburg — потомок DKW — оказался привязан и к остальным техническим особенностям своего прародителя, в том числе — сравнительно примитивным двухтактным двигателям.

Двигатель был трёхцилиндровым, водяного охлаждения. Для него, как и для всех «двухтактников», были характерны довольно громкий «мопедный» треск, издаваемый при работе (намного, однако, более слабый, чем у двухтактных моторов с воздушным охлаждением), и неустойчивая работа в режиме торможения двигателем, при котором в цилиндрах происходили случайные вспышки. В топливо добавляли масло, которое обеспечивало смазывание двигателя — настоящая система смазки под давлением отсутствовала. Благодаря этому за едущим автомобилем тянулся шлейф сизого дыма. При этом он был довольно мощным для своего рабочего объёма, по сравнению с четырёхтактными двигателями, даже несмотря на весьма небольшую степень форсирования, которая вкупе с высоким качеством изготовления обеспечивала ресурс на уровне четырёхтактных моторов — до 150…200 тыс. км при правильном уходе (двигатель был исключительно чувствителен к качеству и дозировке применяемого для смазки масла, и при использовании его несоответствующих сортов или нарушении соотношения с бензином преждевременно изнашивался).

Такая конструкция всё ещё была даже по западным меркам нормальным явлением в пятидесятые годы и в начале шестидесятых, в некоторых странах, например, в Швеции — и позднее (бензоклонки с «двухтактной смесью» для моторов старых SAAB’ов встречались в Швеции ещё в 1990-х), но всё же в большинстве западноевропейских стран уже к середине шестидесятых годов произошёл отказ от использования шумных и «грязных» двухтактных моторов на легковых автомобилях (впоследствии их перестали применять и на мотоциклах, а сегодня четырёхтактные двигатели вытесняют двухтактные даже на скутерах). Так что, к этому времени «Вартбург» с его двухтактным мотором оказался явно ниже среднеевропейского уровня, причём именно в отношении своего силового агрегата, который по комфорту и удобству в эксплуатации объективно не мог соревноваться с более конструктивно совершенными четырёхтактными двигателями.

Шасси автомобиля было рамным, рама была сравнительно лёгкой и служила в первую очередь для упрощения сборки, объединяя в единую конструкцию двигатель и другие агрегаты шасси. Она была плоской, короткой — длилась лишь от передних опор двигателя до задней оси.

Рама раннего варианта «Вартбурга» этого поколения по сути повторяла DKW/ IFA F9 и имела на виде сверху форму веретена. Подвеска всех колес, как и у F9, была выполнена на поперечных рессорах, причём передняя была независимой с двумя поперечными рычагами внизу и рессорой вместо верхних рычагов, а задняя — зависимой, с соединяющей задние колёса лёгкой трубчатой балкой с двумя реактивными тягами и расположенной над ней поперечной рессорой — очень дешёвое и экономичное решение.

Но впоследствии автомобиль был модернизирован и получил новое шасси, с рамой грушевидной формы и независимой пружинной подвеской всех колёс.

Часть машин комплектовалась автоматическим сцеплением Hycomat.

Модернизации

С 1962 года рабочий объем двигателя был увеличен до 992 кубических сантиметров.

Модификации

Выпускались модификации Wartburg 312 — пятидверный универсал, и Wartburg 313 — двухдверный кабриолет (родстер). Выпускались так же пикапы на базе Вартбурга.

Оценка модели

Wartburg первого поколения был достаточно интересным и удачным автомобилем со стильным дизайном. По техническим и потребительским качествам он шёл «нога в ногу» с западногерманскими DKW тех лет, будучи производным той же самой технической основы.

Автомобиль широко предлагался на экспорт (с 1958 года), в том числе в США. На внутреннем рынке он считался намного престижнее автомобиля Trabant, но уступал в этом отношении импортируемым советским «Москвичам» и «Волгам», имевшим четырехтактные двигатели и «классическую» компоновку.

Wartburg 353
Общие данные
Производитель: VEB Automobilwerk Eisenach
Айзенах, ГДР
Годы пр-ва: 1965—1988
Класс: Mittelklasse
Платформа: DKW
Компоновка: передний
двухтактный, трехцилиндровый, 993 см³, 37 кВт
4-ступ., механическая
Характеристики
Массово-габаритные
Длина: 4 220 мм
Ширина: 1 640 мм
Высота: 1 490 мм
Колёсная база: 2 450 мм
Масса: 920 кг
На рынке
Предшественник
Предшественник
Wartburg 311
Преемник
Преемник
Wartburg 1300
Другое
Объём бака: 44,1 л.

Второе поколение (353)

Рама «Вартбурга».

Выпускалось в 1965-88 годах, с 1988 года выпускалась модель 1300 в кузове модели 353.

Ходовая часть и силовой агрегат были унифицированы с предыдущим «Вартбургом», но коробка передач стала четырехступенчатой, синхронизированной на всех передачах переднего хода — рычаг переключения при этом остался подрулевым.

Дизайн угловатого кузова был разработан итальянским кузовным ателье «Микелотти».

Автомобиль имел достаточно просторный для его размеров салон, благодаря переднему приводу он совершенно не имел «горба» в салоне над трансмиссией — пол под ногами водителя и переднего пассажира был совершенно ровным. Часть машин снабжалась полуавтоматической трансмиссией Hycomat и соответственно для управления использовались только две педали (передачи переключались вручную, но без выжима сцепления), а педаль сцепления при включённой автоматике была зафиксирована и не использовалась (обычный привод сцепления сохранялся в качестве резервной системы).

Проект модернизации — Wartburg 355. 1977 год.
Модернизированный Wartburg выпуска после 1985 года.

Модернизации

Серьёзно автомобиль модернизировался один раз — в 1985 году, когда он получил новое, более «пластмассовое» оформление кузова.

Тем не менее, существовали и иные нереализованные проекты модернизаций. Например в 1974 году был построен прототип Wartburg 360 с несущим кузовом. В 1977 году были построены четыре прототипа трёхдверного хетчбэка (обозначался как «купе») Wartburg 355 с иначе оформленным кузовом и четырёхтактными моторами производства французской фирмы другие варианты трёхдверного «Вартбурга». Также велись работы над установкой на автомобиль газовой турбины и созданию совместно со «Шкодой» нового поколения автомобилей того же класса — проект RGW-Auto.

Оценка модели

На момент своего освоения в производстве «Вартбург 353» (на Западе также известный как Wartburg Knight) технически и по потребительским качествам находился примерно на одном уровне с европейскими автомобилями с двухтактными моторами, вроде DKW F102 или Saab 96. В первые годы своего выпуска он широко экспортировался и был достаточно популярен даже в западных странах.

Однако ближе к концу десятилетия «грязные» и неэкономичные двухтактные автомобильные двигатели на Западе практически вышли из употребления, в бюджете же народного хозяйства ГДР средств на освоение принципиально нового четырёхтактного мотора не нашлось. В разультате сравнительно недавно освоенная в производстве и вполне современная по дизайну и конструкции шасси машина быстро оказалась устаревшей по мировым меркам из-за своего силового агрегата.

Общее количество выпущенных автомобилей «Вартбург» превысило один миллион, многие из них до сих пор на ходу и известны крепкой, живучей и надёжной конструкцией.

Wartburg 1300

Wartburg 1300 на улицах Нижнего Новгорода.
Салон Wartburg 1300.
Внешние видеофайлы
Фильм, демонстрирующий старое и новое поколение «Вартбургов». ГДР

Сознавая полное моральное устаревание и непрактичность трёхцилиндрового двухтактного двигателя машины, с 1988 года на заводе в Айзенахе стали собирать «Вартбурги» с выпускавшимся по лицензии производственным объединением IFA 1,3-литровым двигателем «Фольксваген». Мотор был расположен поперечно и компоновался с двухвальной механической коробкой передач, имевшей напольный рычаг переключения.

Но и в таком виде машина пользовалась очень ограниченным спросом в Европе, отдельные партии поставлялись в СССР.

После перехода Восточной Германии на расчёты в дойч-марках, автомобиль лишился своего главного козыря — низкой цены, так как он стал стоить DM 20,000 — это было сравнимо с ценой нового VW Golf II. В 1991 году производство было прекращено, и в том же году завод отошёл к «Опелю».

На рубеже 1980-90-х гг. значительное количество подержанных автомобилей было перегнано в СССР офицерами Советской Армии, служившими в странах Восточной Европы, и активно эксплуатировались в постсоветских странах. Некоторые из них находились в эксплуатации и в начале 2010-х гг.


Wartburg.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84