07-10-2023
Артемий Троицкий | |
Род деятельности: |
рок-журналист, музыкальный критик |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Награды и премии: |
Артём Ки́вович Тро́ицкий (более известен как Арте́мий Тро́ицкий, 16 июня 1955, Ярославль) — рок-журналист, музыкальный критик, один из первых пропагандистов рок-музыки в СССР, инди (независимой) и электронной музыки в России. Троицкий — член жюри и организатор многочисленных концертов и фестивалей. Один из ведущих специалистов по современной музыке в России. В середине 2000-х организовал несколько музыкальных лейблов — «Прибой», «Zenith», «Zakat», на которых выпускается малоизвестная в России музыка.
Содержание |
Родился в 1955 году в Ярославле в семье видного советского политолога и историка Кивы Львовича Майданика. Детство провёл в Праге, где его родители работали сотрудниками журнала «Проблемы мира и социализма». С 1972 по 1974 год вёл дискотеки в главном корпусе МГУ, в кафе Б-4. В 1977 году окончил Московский экономико-статистический институт по специальности «математик-экономист». С 1978 по 1983 год работал младшим научным сотрудником в Институте истории искусств. Был оттуда уволен, не успев защитить кандидатскую диссертацию на тему социологии популярной музыки (причём, как он написал в книге «Гремучие скелеты в шкафу. Восток алеет», выбросил текст диссертации в мусорный ящик). С 1982 по 1983 год был гитаристом группы «Звуки Му». Один из учредителей лейбла «General records». Женат, имеет двух дочерей (Александра, 1998 г. р. и Лидия, 2010 г. р.).
С 2001 года читает лекции по предметам «История индустрии развлечений» и «Музыкальная пресса» на факультете «Продюсирование и менеджмент в музыкальном шоу-бизнесе» Государственного университета управления.
Ведёт мастер-класс по музыкальной журналистике на журфаке МГУ:[1][2][3].
Дебют Троицкого как рок-журналиста состоялся в стр.1, стр.2) в 1975 году. В 1979 году посетил концерты Элтона Джона в Москве для того, чтобы лично почувствовать разницу выступлений этого исполнителя в Европе и в нашей стране (по его словам незадолго до того он побывал на концерте Элтона Джона в Австрии).
В 1981 году входил в редакцию самиздат-журнала «Зеркало». Его публикации были запрещены в советской прессе с 1983 по 1985 год.
В «Диверсант-Daily» (в настоящий момент не поддерживается). Является экспертом международного экспертного совета Виртуального продюсерского центра «Record v 2.0».
Является автором и ведущим программы «FM Достоевский» на радиостанции «Финам FM» (до сентября 2010 года — на радио «Эхо Москвы»). Также, на «Эхе», Троицкий выступал в качестве гостя в программе «Особое мнение». В 2010 году между Троицким и заместителем главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Сергеем Бунтманом вышел конфликт из-за песни Noize MC «Мерседес S666», выпущенной в связи с гибелью в ДТП известного акушера В. М. Сидельниковой.
В 2011 году начал читать цикл лекций «Прямая речь» об истории поп-музыки[4].
В конце 1970-х — начале 1980-х годов организовывал подпольные концерты и фестивали советских рок-групп, среди которых были «Машина времени», «Динамик», «Зоопарк», «Кино», А. Башлачёв. Был организатором и членом жюри фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-80», благодаря которому группы «Машина времени», «Магнетик бэнд», «Аквариум» и «Автограф» приобрели широкую известность. Был одним из первых, кто заметил талант Василия Шумова и группы «Центр», которым в дальнейшем всячески помогал и опекал.
В конце 1980-х инициировал концертные выступления за пределами СССР таких групп, как «АВИА», «Звуки Му», «Игры», «Телевизор», «Браво». В начале 1990-х организовал фестиваль британской электронной музыки «Britronica» в Москве. C 1999 года организовывает клубные концерты в Москве. Организовывал и патронировал выступления таких групп и исполнителей, как Джули Круз, Fantastic Plastic Machine, StereoTotal, Mouse On Mars, De Phazz, Suicide, Sonic Youth и других, к организации гастролей которых имела отношение московская компания Caviar Lounge. С его подачи в Москве впервые выступила финская группа Eläkeläiset, после чего в России и Финляндии вышел официальный CD-релиз этой группы.
В 2003—2004 годах был председателем жюри международного фестиваля этнической музыки «Саянское кольцо» в Шушенском (с 2012 года фестиваль называется «Мир Сибири»)[5].
До 1986 года вёл, вместе с Янисом Шипкевисом и Юрисом Подниексом, посвящённую видеоклипам передачу «Видеоритмы» на латвийском телевидении.
В 1980-х — 1990-х годах участвовал в создании телепередачи «Программа А», в которой вёл рубрику «Авангард». Телекритиками широко обсуждался тот факт, что человек с выраженной патологией коммуникации (Артемий с детства сильно заикается) выступает на ТВ не просто в качестве гостя, а как ведущий. С 1991 по начало 1994 года работал в ТО «Артель» Российского телевидения, возглавляя отдел музыкальных программ. Был задействован в таких телепрограммах, как «Рок-кафе», «Тишина номер 9», «Музыка в стиле Пепси», «Экзотика», «Программа А», «Росмузимпорт». С 1994 по 1996 год работал на канале «НТВ», где вёл популярную авторскую передачу «Кафе Обломов». В 1997 году «Кафе Обломов» выходила на «РТР».
В разные годы вёл на телеканале «Культура» программы «Культтовары» и «Короли песни». В 2004 году делал для Ren-TV передачу «Признаки жизни». В конце 2000-х на «Style TV» вёл передачу «Профессор Троицкий и товарищ Артём».
С 2010 года ведёт телепрограмму «Опыт-рока: год за годом» на интернет-телевидении TVJam.
Артемий Троицкий записал несколько песен в рамках своего собственного проекта «Советское порно». Первой записью был кавер на Аллу Пугачёву (песня «Королева»), записанной с совместно с Романом Белавкиным (Solar X). Вторым треком стала песня «Снег с её волос», записанная с музыкантом Олегом Нестеровым для фильма Down House. Третий трек, «Я подарил тебе весну», был записан совместно с Андреем Самсоновым для сборника, посвящённого памяти Дюши Романова «Мой друг музыкант». С Мишей Вивисектором (The Vivisectors) Артемий Троицкий записал два трека — «Агент 008» и «Ша Пу На На».
С 1990 по 1996 год вёл авторскую радиопередачу «Ковчег дяди Ко» (выходила на радиостанциях: «Всесоюзное Радио», «Радио Максимум», «Радио 101»).
С 1997 года по сей день ведёт авторскую радиопередачу «FM Достоевский», которая выходила на радиостанциях: «Европа Плюс», «Радио 101», «Эхо Москвы»; сейчас выходит на радио «Финам FM».
В 1987 году Артемий Троицкий выпустил в Англии (затем в Америке, Японии и странах Европы) книгу «Назад в СССР» об истории советской рок-музыки, которая вышла в СССР под названием «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е…» только в 1991 году.
В 1990 году в Италии, Англии и Голландии вышла книга «Тусовка. Что случилось с советским андеграундом», не опубликованная в России. Со слов самого А. Троицкого в интервью: «Интересные времена» — политическая — была издана в Финляндии. Вот совсем недавно появилась моя новая книжка «Я введу вас в мир… Поп»".
В 2009 году в Издательском Доме СОЮЗ вышла аудиокнига «Back in the USSR. Подлинная история рока в России» в прочтении А. Троицкого и А. Клюквина.
Об авторских правах:
Все, что создано человеческим гением, интеллектом, должно быть общественным достоянием. Ни в коем случае нельзя ставить знак тождества между авторами и правообладателями. Авторы - это великие люди, которые движут вперед человеческую культуру, цивилизацию. Правообладатели, которые, как правило, не являются авторами, только зарабатывают на этом деньги, их мотивация - доход, и эта мотивация может быть легко исключена ради интересов человечества. |
Я не считаю себя продюсером, это ругательное слово. У нас под продюсером понимаются карабасы-барабасы, которые прихватывают каких-то юных мальчиков и девочек, делают из них «звёзд», выкачивают из них деньги. Занимаются производством конфеток из известно чего.
- Из интервью ТРК Моя Удмуртия[7]
Я типичный левак, и если вешать на меня ярлык, то я нахожусь где-то между анархистами и социал-демократами. Политической деятельностью я не занимаюсь, но совершенно точно знаю, что современный капиталистический либерализм в диапазоне от Рейгана и Тэтчер до Гайдара и Чубайса мне асболютно чужд, как и путинская клептократия и брежневский коммунизм.
- Из интервью Jewish.ru[8]
Всякие новые рок-группы, типа Tokio, это на самом деле абсолютно бездарные ребята, которые недалеко ушли в своем развитии от Димы Билана и певицы Саши. Все они имеют так называемых продюсеров, кукловодов, убивающих в этих ребятах всякие интенции на предмет шага вправо и шага влево. Сегодняшний рок — это попса с электрогитарами.
- в интервью 2007 года о современной рок-музыке в России
Самое лучшее для этой страны - это распродать ее по кусочкам тем, кто больше за нее даст.
Оригинальный текст (англ.)
The best thing for this country is to sell it off a piece at a time to the highest bidders |
А вот тошнит меня от группы «Queen». И вообще мне не нравятся псевдо-декоративные группы. 80 процентов нынешней рок-музыки я слушать не хочу. Роковым человеком меня можно не считать и из этих списков меня прошу исключить.
Я ненавижу формат «настоящего мужика», такого русского мифа о нём. В моем представлении «настоящий мужик» — это заплывшее гнусное существо из рекламы пива «Толстяк». «Настоящий русский мужик» много бухает, любит подраться, а к женщинам относится со смешанным чувством презрения и боязни.
Женские архетипы во вселенной «настоящего мужика» — это жена, которая должна борщ поставить и обеспечить, бл… нах…, домашний уют; телка, которая должна ноги расставить, а потом пошла отсюда; и теща, которая ненавистна и которую надо презирать.
Я вот эту вселенную не-на-fucking-вижу! Я считаю русских мужчин в массе своей животными, существами даже не второго, а третьего сорта. Когда я вижу их — начиная от ментов, заканчивая депутатами, то считаю, что они, в принципе, должны вымереть. Чем они, к счастью, сейчас успешно и занимаются.
Альтернативой этого является современный мужчина (назовем его playboy), у которого другие приоритеты в жизни, кругозор неизмеримо шире, а главное отличие — отношение к женщине. Он любит женщин, восхищается женщинами, он видит в отношениях с женщинами интересную, важную часть своей жизни, он видит в сексе не удовлетворение стоячих потребностей, а интересную игру, которой предшествует какая-то история в отношениях.
Я считаю, что Израиль занят там абсолютно правильным делом. И все разговоры о том, что это геноцид палестинского народа и прочее, и прочее… Сейчас там, естественно, идет антитеррористическая операция. И можно привести массу аргументов в пользу того, что Израиль поступает абсолютно правильно… Как совместить антитеррористическую операцию со всеобщим благоденствием — я думаю, что это просто в принципе невозможно… Потому что ХАМАС — это реальные террористы, никакого снисхождения к ним быть не может — это террористическая, жестокая, тупая организация, которая в отличие от более цивилизованных точечных израильтян пускает ракеты вообще вслепую…
Виктор Янукович — исключительный придурок! Я вовсе не понимаю, неужели они, в огромной стране Украине, где проживают десятки миллионов людей, не могли найти какого-то малого, который был бы не только высокого роста и статный, а был бы грамотный, хорошо бы говорил и не имел бы криминального прошлого, или даже двух…
Об Артемии Кивовиче в репертуаре ансамбля «Тараканы!» имеется песня под названием «Мистер музыкальный критик», в которой подвергается сомнению ценность деятельности музыкального критика как в целом, так и на примере А. Т.
Также Троицкий упоминается в песне группы Чайф — «Пригородный блюз № 3»[14] и рэп-группы Иезекииль 25:17 — «Уличная сага».
На концерте памяти А. Башлачёва Егор Летов обвинил Артемия Троицкого в уничтожении русского рока[15]. В песне Александра Непомнящего «Конец русского рок-н-ролла» также упоминается «дело Троицкого» в точно таком же контексте.
В контексте поп-культуры упоминается в песне «Гей-Попс» группы «Крематорий».
Группа Кино (тогда ещё «Гарин и Гиперболоиды») посвящает А. Т. песню «Блюз Артему Троицкому»
Группа «Облачный край» в 1982 году выпустила песню «Скривься, критик!», где в остро-сатирической манере обличается критиканство А. Троицкого.
Артемий Троицкий.