25-07-2023
«Беспокойный» | ||
---|---|---|
|
||
эскадренный миноносец «Беспокойный», 1914-1917 годы | ||
Основная информация | ||
Тип | Эскадренный миноносец | |
Государство флага | Россия РСФСР Германия Франция СССР (1924—1935) |
|
Принадлежность | ВМФ Российской Империи ВМФ СССР Императорские военно-морские силы ВМС Франции |
|
Верфь | Наваль | |
Строительство начато | 20 сентября 1912 | |
Спущен на воду | 19 октября 1913 | |
Введён в эксплуатацию | 11 октября 1914 | |
Современный статус | продан на слом | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 1191 т (нормальное) 1451 т (полное) |
|
Длина | 93,82 м | |
Ширина | 9,02 м | |
Осадка | 3,32 м | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 паровые турбины «Браун-Бовери-Парсонс» | |
Мощность | 22 534 л. с. | |
Винты | 2 | |
Скорость | 30,0 узлов (полная на приёмных испытаниях) | |
Дальность плавания | 1 717 миль на скорости 21,0 узел 700 миль на 30,0 узлах |
|
Экипаж | 111 человек, в том числе 7 офицеров | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 3х1 102-мм/60 орудий (боезапас 450 патронов) | |
Торпедно-минное вооружение | 5х2 457-мм ТА, 80 мин образца 1908 или 1912 годов |
«Беспокойный» — эскадренный миноносец типа «Дерзкий», построенный по «малой судостроительной программе» и принадлежавший к числу эскадренных миноносцев типа «Новик».
Содержание |
Зачислен в списке судов Черноморского флота 11 октября 1911 года. Заложен на стапеле завода «Наваль» 20 сентября 1912 года, спущен на воду 19 октября 1913 года. В начале июня 1914 года, после завершения швартовочных испытаний, перешёл из Николаева в Севастополь для окончательной достройки и приёмных испытаний. 11 октября 1914 года «Беспокойный» был принят в состав 1-го дивизиона Минной бригады Черноморского флота[1] [2].
Первый выход эсминца в боевой поход, совместно с другими кораблями 1-го дивизиона, состоялся 22-25 октября 1914 года. В ходе боевого похода дивизион выполнил минную постановку в районе Босфора и обстрелял из корабельных орудий Зунгулдак. До завершения 1914 года эсминец «Беспокойный» совершил ещё 7 походов к берегам Турции для обстрела побережья Угольного района, уничтожения турецких каботажных судов и выполнения минных постановок. 1915 год «Беспокойный» встретил в море[1].
В 1915 году корабль совершил 11 боевых походов для обстрела побережья Турции и уничтожения турецких судов. В результате действий «Беспокойного» было уничтожено 90 парусных и паровых судов. Корабль имел столкновения с турецкими лёгкими крейсерами «Бреслау» и «Гамадие» («Гебеном»). Во второй половине 1915 года, по мере вступления в строй эскадренных миноносцев типа «Счастливый», интенсивность использования «Беспокойного» и других эсминцев типа «Дерзкий» несколько снизилась[1].
В кампанию 1916 года «Беспокойный» совершил 14 боевых походов для обстрела турецкого побережья, минных постановок, обеспечения походов линейных кораблей и перевозок войск. При этом было потоплено 70 турецких парусных судов[1].
27 августа 1916 года, возвращаясь совместно с эсминцем «Гневный» с минной постановки, «Беспокойный» подорвался на двух минах в районе порта Констанца. Подрыв первой мины произошёл под средним котельным отделением, подрыв второй мины — под отделением левой турбины[1], оба отделения, а также прилегающие к ним помещения, были затоплены, но корабль сохранил плавучесть и был отбуксирован тральщиком № 241 в Констанцу, где была произведена временная заделка пробоин, откачка воды, частичная разгрузка и демонтаж вооружения[1]. В течение 3-6 сентября «Беспокойный» был отбуксирован спасательным судном «Черномор» в Николаев на завод «Наваль» и 8 сентября был поставлен в док. Ремонт эсминца продолжался вплоть до июня 1917 года. После его завершения на боевые операции корабль не выходил[3].
16 декабря 1917 года «Беспокойный» вошёл в состав Красного Черноморского флота[2]. После предъявления 25 апреля 1918 года советскому правительству германским командованием ультиматума о сдаче Черноморского флота, 29 апреля «Беспокойный» вместе с частью кораблей ушёл из Севастополя в Новороссийск. После возвращения 19 июня 1918 года в Севастополь эсминец был захвачен германскими войсками. После ухода германских войск из Севастополя в декабре 1918 года, корабль перешёл под контроль французского командования, получил бортовой номер «R.1» и был уведён французами из Чёрного моря. В период нахождения под французским командованием эсминец потерпел навигационную аварию, в результате которой был погнут левый гребной вал. В августе 1919 года «Беспокойный» в хорошем состоянии и с вооружением был возвращён Черноморскому флоту Вооружённых сил Юга России (ВСЮР) [3].
В феврале-марте 1920 года участвовал в боях у Новороссийска и Туапсе[2]. В конце марта «Беспокойный» принял участие в эвакуации войск ВСЮР из Новороссийска в Севастополь[3]. В апреле участвовал в боях в северо-западном районе Чёрного моря[4]. В августе-октябре 1920 года действовал в районе Керченского пролива и на Азовском море, поддерживая войска ВСЮР. 15 сентября корабль подорвался на советском минном заграждении. Больших повреждений корабль не получил и хода не потерял, благодаря чему продолжил действовать в Азовском море[3][4].
14 ноября 1920 года «Беспокойный» совместно с Русской эскадрой покинул Крым. После высадки эвакуированных в Константинополе, в конце декабря 1920 года корабль перешёл в Бизерту (Тунис). 29 октября 1924 года, после признания Францией СССР корабль был признан советской собственностью, на «Беспокойном» был спущен Андреевский флаг, экипаж покинул корабль. В конце 1920-х годов был продан Рудметаллторгом на слом[4]; простоял в Бизерте до 1933 года, когда на месте был разобран на металл частной французской фирмой[3].
Все даты приведены по новому стилю
Эскадренные миноносцы типа «Новик» | ||
---|---|---|
|
«Новик» («Яков Свердлов») |
|
Эскадренные миноносцы типа «Новик» 1-й серии | ||
«Дерзкий» |
«Беспокойный» • «Гневный» • «Дерзкий» • «Пронзительный» |
|
«Счастливый» |
«Счастливый» • «Быстрый» («Фрунзе») • «Пылкий» • «Громкий» • «Поспешный» |
|
«Орфей» |
||
Эскадренные миноносцы типа «Новик» 2-й серии | ||
«Лейтенант Ильин» |
«Капитан Изыльметьев» («Ленин») • «Лейтенант Ильин» («Войков») • «Капитан Белли» («Карл Либкнехт») • «Капитан Керн» («Валериан Куйбышев») • «Капитан Кингсберген» • Лейтенант Дубасов 1 • Капитан Конон Зотов 1 • Капитан Кроун 1 |
|
«Гавриил» |
«Гавриил» • «Константин» • «Владимир» • Михаил 1 • Сокол 1 • Мечеслав 1 |
|
«Изяслав» |
«Изяслав» («Карл Маркс») • «Автроил» • «Прямислав» («Калинин») • Брячислав1 • Фёдор Стратилат 1 |
|
«Гогланд» |
Гогланд 1 • Гренгам 1 • Кульм 1 • Патрас 1 • Стирсудден 2 • Смоленск 2 • Хиос 2 • Тенедос 2 • Рымник 2 |
|
Эскадренные миноносцы типа «Новик» 3-й серии | ||
«Фидониси» (1-я «Ушаковская» серия) |
«Фидониси» • «Керчь» • «Гаджибей» • «Калиакрия» («Дзержинский») • Цериго 1 • «Занте» («Незаможник») • «Корфу» («Железняков») • «Левкас» («Шаумян») |
|
серия |
Тенедос 2 • Хиос 2 • Родос 2 • Самос 2 и др.3 |
|
1 Заложен, но недостроен; 2 Заказ аннулирован; 3 Ещё 8 эсминцам типа не успели присвоить названия. |
Миноносцы России по типам | ||
---|---|---|
Миноносцы (1877—1903) | ||
Миноносцы, переклассифицированные в эсминцы (1900—1907) |
||
Минные крейсера, переклассифицированные в эсминцы (1904—1906) |
||
«Новики» (1914—1925 гг.) |
«Новик» • «Дерзкий» • «Счастливый» • «Орфей» • «Лейтенант Ильин» • «Гавриил» • «Изяслав» • «Гогланд» • «Фидониси» |
|
Эскадренные миноносцы СССР (1925—1957 гг.) |
||
Эскадренные миноносцы СССР и России после 1957 г. |
||
Большие противолодочные корабли |
проект 57-А • проект 61 • проект 1134 • проект 1134-А • проект 1134-Б • проект 1135 • проект 1155 • проект 1151.1 • |
|
Нереализованные проекты | ||
См. также: {{Лидеры эсминцев ВМФ СССР}} • {{Минные крейсеры Российского Императорского флота}} |
Это заготовка статьи об эскадренном миноносце. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Беспокойный (эсминец, 1913).