Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Забияка (эсминец)

01-09-2023

«Забияка»(с 1922 года - «Урицкий», с 1951 года - «Реут», с 1956 года - УТС-22)
Основная информация
Тип эскадренный миноносец
Государство флага  Россия
 РСФСР
 СССР (1924—1935)
 СССР
Порт приписки Петербург
Верфь Металлический завод
Строительство начато ноябрь 1913 года
Спущен на воду 23 октября (3 ноября) 1914 года
Введён в эксплуатацию 9 (20 ноября) 1915 года
Современный статус Потоплен при испытаниях ядерного оружия 21 октября 1955 года
Параметры
Водоизмещение 1260 т (1700 после модернизацтт)
Длина 98 м
Ширина 9,34 м
Высота 3,3 м
Технические данные
Силовая установка 2 паровые турбины «А.Е.Г. Кертис-Вулкан», 4 ПК «Норман-Вулкан»
Мощность 30000 л. с. (21,03 МВт)
Винты 2
Скорость 31,1 узлов максимальная (на испытаниях), 35 по проекту
Дальность плавания 1680 миль (21 узел)
Экипаж 113 (с марта 1916 года 150, во время ВОВ - около 180) человек
Вооружение
Артиллерийское вооружение 2 × 102/60-мм, (с марта 1916 - 4)
Зенитная артиллерия 1 × 1 × 40-мм автомата «Виккерс» (c марта 1916 года заменён на 76,2/30)
Противолодочное вооружение 10 глубинных бомб (с 1915 года)(20 после модернизации)
Торпедно-минное вооружение 4 трехтрубных 457-мм торпедных аппарата (с марта 1916 - 3), до 80 морских якорных мин

"Забияка"31 декабря 1922 года - «Урицкий», с 6 марта 1951 года - «Реут», с 27 декабря 1956 года - УТС-22). Эскадренный миноносец типа «Орфей» (первая серия эсминцев типа «Новик»). Построен по программе усиленного судостроения (т. н. большая судостроительная программа).

Содержание

История службы

Служба в Российском Императорском Флоте

Зачислен в списки судов БФ 27 октября 1913 года. В ноябре 1913 заложен на стапеле Усть-Ижорской верфи Металлического завода. Спущен 23 октября 1914 года, вступил в строй 9 ноября 1915 год и вошел в состав 1-го дивизиона минной дивизии.[1].

Участвовал в 1-й мировой войне. До конца 1915 года дважды выходил на минные постановки (3 и 24 декабря). Во время второго похода 24 декабря 1915 года в 5 милях от Маяка Дагерорт подорвался на плавающей мине, получил серьёзные повреждения (разрушена часть борта, днище, половина палубы кондукторского помещения. погибло 12 и ранено 9 человек) и 25 декабря поставлен на ремонт в Ревеле, занявший 9 месяцев. В ходе восстановительного ремонта снят кормовой торпедный аппарат и установлены еще два 102-мм орудия. 22 августа 1916 года при переходе из б. Монвик в Гельсингфорс потерпел навигационную аварию (касание грунта - отломан руль, конец правого вала с гребным винтом) и вновь встал на доковый ремонт, длившийся до середины 1917 года[2],[3].

Действовал в Моонзундской операции. 1 октября участвовал в бою с немецкими эсминцами и ЛК «Кайзер» на Кассарском плёсе (одно орудие выведено их строя и одно повреждено, 5 убитых и 4 раненых). После боя ушел в Рогокюль. 25 октября 1917 года вошел в состав Красного БФ, участвовал в революции и подавлении метежа Краснова. 10-16 апреля 1918 года участвовал в Ледовом походе, в 1918 году числился в составе морских сил Невы и Ладожского озера, с октября 1918 года по декабрь 1919 находился на долговременном хранении. в октябре 1919 включён в систему внутренней обороны Петрограда.[4],[5]

Служба в между войнами

21 апреля 1921 года вошел в состав МСБМ, 23 июля 1923 - 3 сентября 1924 - восстановительный ремонт, 26 октября 1927 - 2 сентября 1929 - капитальный ремонт[6]. В 1933 в составе ЭОН-1 перешел из Ленинграда на север, 9 октября 1933 вошел в состав СВФ (с 11 мая 1937 - СФ)[7], 15 октября 1938 - 10 марта 1941 - капитальный ремонт в Архангельске на СРЗ «Красная Кузница»[5].

Финская и Великая Отечественная войны

Участвовал в Великой Отечественной войне: огневое содействие войскам 14-й армии, защита внутренних и внешних морских сообщений, конвоирование судов с припасами. На начало войны организационно входил в состав 1-го ОДЭМ (кроме «Урицкого» в него входили ещё два «Новика»: «Валериан Куйбышев» и «Карл Либкнехт»).5 июля 1941 года в Полярном получил повреждения от близких разрывов бомб (вышли из строя поворотные механизмы орудий №3 и 4). 13 июля безуспешно пытался перехватить немецкие ЭМ, которые потопили сторожевые корабли «Пассат» и РТ-67 (совместно с «Валерианом Куйбышевым», «Громким», «Гремящим» и «Стремительным»). 10 августа встретил с сопроводил до полярного британскую ПЛ Trident. 14 авгучта выставил мины в губе Зубовская. В течении 25 августа совместно с «Куйбышевым» осуществлял охранение плавбазы «Мария Ульянова», буксируя его после попадания торпеды с U-571 и отражая налёты вражеской авиации[8]. В начале октября обеспечивал боевую подготовку ПЛ С-101, С-102, К-3 и К-22[9].

с 11 ноября 1941 по июнь 1942 находился в Архангельске и Молотовске на плановом ремонте на заводе №402: установлены противоминная система ЛФТИ, ледовый пояс и усилено зенитное вооружение (добавлены два автомата 70-К)[9],[10]. С 18 июня 1942 года на заводе «Красная Кузница» у корабля восстанавливали противоледовую защиту и нанесли камуфляжную окраску. Вечером 10 июля вышел на поиски остатков конвоя PQ-17. Кораблями - в отряд входили также «Валериан Куйбышев» и «Грозный» - был обследован район от м. Святой Нос до 72 параллели и от м. Канин Нос до Новой Земли. Только 22 июля после прохождения м. Канин Нос ими были обнаружены 5 британских и один советский транспорты, которые были отконвоированы до Соломбальского рейда[11]. 18-19 сентября 1942 года был с составе эскорта конвоя PQ-18, защищая транспорты от атак немецкой авиации. С 29 сентября по 8 ноября стоял в ремонте на заводе «Красная Кузница». 20-24 ноября 1942 - операция по оказанию помощи ЭМ «Сокрушительный» (снято 11 моряков)[12].

8-15 января 1943 года вновь стоял в ремонте по исправлению левого вала и ледовой обшивки. Тогда же была установлена ГАС «Дракон-128с»[10]. 8 марта совместно с «Куйбышевым» встречал ПЛ С-55 и С-56, завершавших переход с Тихого океана. В дальнейшем основной задачей эсминца становится охрана конвоев. 15-16 октября выходил на поиск вражеских ПЛ в районе Карских ворот. 26 ноября 1943 - 30 мая 1944 - текущий ремонт у плавмастерской в п. Дровяной. За время войны совершил 139 боевых походов и сбил 3 самолета[13].

Служба в Послевоенный период

1 августа 1949 вошел в состав 2-го дивизиона бригады эсминцев СФ. 22 декабря 1950 БЭМ переформирована в 20-ю дивизию ЭМ СФ. Вошел в состав 122-й БЭМ. 8 января 1951 "Урицкий" исключен из боевого состава ВМФ и переклассифицирован в учебное судно. Затем под названием "Реут" вошел в бригаду опытовых кораблей и принял участие в испытаниях ядерного оружия на Новой Земле. Эсминец располагался ближе всех к эпицентру (300 м). При подводном взрыве атомного заряда 21 сентября 1955 года камеры зафиксировали, что "Реут" "подпрыгнул" из воды и мгновенно затонул. Обследование водолазами показало, что корабль лежит на дне, разломившись на три части. 15 апреля 1956 исключен из списков судов ВМФ[14].

Командиры

Примечания

  1. 1 2 Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 210.
  2. Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 100.
  3. Верстюк А.Н., Гордеев С.Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 22 - 23.
  4. Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 107 - 112.
  5. 1 2 Верстюк А.Н., Гордеев С.Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 23.
  6. Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 147 -148.
  7. Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 156 -157.
  8. Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 189 - 190.
  9. 1 2 Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 191.
  10. 1 2 Верстюк А.Н., Гордеев С.Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 24.
  11. Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 192.
  12. Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 193 - 194.
  13. Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 198.
  14. Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 199 - 201.

Ссылки

  • Балтийские эсминцы
  • Ю. Г. Степанов, И. Ф. Цветков. Эскадренный миноносец «Новик».
  • П. В. Лихачев, Эскадренные миноносцы типа «Новик» в ВМФ СССР 1920 - 1955
  • Указатель кораблей (эскадренных миноносцев типа «Новик»)
  • Справка по эсминцам типа «Новик»
  • Названия и даты

Литература

  • Чернышов А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — 224 с. — (Арсенал-Коллекция). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-23164-5
  • Верстюк А.Н., Гордеев С.Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — 128 с. — ISBN 5-902863-10-4

Забияка (эсминец).

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84