02-06-2023
Битва за Атлантику (1939—1945) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вторая мировая война | |||||||||
Офицеры на мостике британского эсминца ведут наблюдение. Конвой октября 1941. |
|||||||||
|
|||||||||
Противники | |||||||||
Британская империя: • Великобритания |
Германия | ||||||||
Командующие | |||||||||
Перси Нобл
Макс Кеннеди Хортон |
Эрих Редер | ||||||||
Военные потери | |||||||||
30 248 моряков
3500 торговых судов |
28 000 моряков
783 подводные лодки |
Битва за Атлантику (Вторая битва за Атлантику, в отличие от кампании в рамках Первой мировой войны) — военная кампания Второй мировой войны, борьба союзников по Антигитлеровской коалиции с нацистской Германией и Италией за коммуникации и господство в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях. Основной целью стран оси было нарушение атлантических коммуникаций Великобритании с остальными союзниками, дальней целью — принуждение её к переговорам и развал коалиции. Основной целью союзников была защита коммуникаций, и тем самым обеспечение военных усилий коалиции.
Не имея возможности уничтожить военно-морские силы союзников в прямом столкновении, Германия сосредоточилась на их коммуникациях, как самом слабом звене. Ею применялись: крупные надводные корабли, подводные лодки, надводные коммерческие рейдеры, авиация, легкие надводные корабли (катера).
Наибольшего успеха добились подводные лодки. На их долю приходится до 68 % потерь союзного тоннажа, и 37,5 % потерь боевых кораблей.[2] Начав войну с 57 лодками, в основном малыми прибрежными субмаринами типа II, Германия развернула грандиозную программу строительства подводного флота, построив до 1945 года более тысячи подводных лодок разных типов.
Главнокомандующий подводным флотом Кригсмарине Карл Дёниц разработал тактику группового нападения подводных лодок на конвои судов, известную как тактика «волчьих стай». Он же организовал систему снабжения подводных лодок вдали от баз, и другие виды обеспечения. Пока эти меры не встречали серьёзного противодействия, немецкие подводные лодки действовали эффективно. Однако всю войну Кригсмарине страдала от слабого взаимодействия с другими видами сил, прежде всего Люфтваффе.
После разработки радаров нового типа, расшифровки системы кодов радиосвязи немецких подводников, выделения достаточного количества авиации, строительства большого количества эскортных кораблей и небольших эскортных авианосцев инициатива перешла к союзникам. Потеря передовых, а затем и части основных баз, выход Италии из войны лишили Германию выгодных условий борьбы. Кроме того, промышленный потенциал США и Великобритании позволял восполнять потопленный тоннаж быстрее, чем союзники несли потери. Все это привело к поражению Германии в Битве за Атлантику.
Содержание |
Борьба на водных коммуникациях в Атлантике прошла через несколько основных периодов, обусловленных коренными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.
Западные источники дают следующую периодизацию:[2]
Советская историография выдвигает вперед значение Восточного фронта,[3] и предлагает три периода:
Вид рейдеров | Надводные корабли | Коммерческие рейдеры |
---|---|---|
Численность | 9 | 11 |
Потопили судов | 54 | 128 |
Потопили боевых кораблей | 7 | 1 |
Потери | 7 | 9 |
Соотношение потерь | 13 % | 7 % |
Результаты действий надводных кораблей Германии, по сравнению с подводными лодками, были незначительны в абсолютных цифрах. Крупные корабли не оправдали возлагавшихся на них надежд, а их потери в военных условиях были невосполнимы. Поэтому с лета 1941 года они были отведены с атлантических коммуникаций, и пытались действовать только в Арктике. Последняя их попытка зимой 1943 г закончилась поражением — потерей «Шарнхорста» без единого потопленного транспорта взамен.
Коммерческие рейдеры имели несколько большую эффективность, но были очень уязвимы, и потому ограничивались районами, где охранение отсутствовало (например, Южная Атлантика).
И те и другие не показали результатов, даже приблизительно способных переломить кампанию в пользу Германии. Их вклад состоял в оттягивании на себя значительных сил противника, создании напряжения на всех театрах, вынуждая союзников выделять силы на охрану всех коммуникаций, на случай атаки. Последний коммерческий рейдер закончил свой поход в марте 1943 г.
Период | Численность | Процент потерь |
---|---|---|
Сентябрь 1939 — 7 декабря 1941 | 6 | 1 % |
7 декабря 1941 — 31 декабря 1941 | 14 | 2 % |
1942 | 373 | 47 % |
1943 | 204 | 26 % |
1944 | 130 | 16 % |
1945 (все 12 месяцев) | 68 | 9 % |
Всего: | 795 | 100 % |
Приведенные данные показывают, что критическими в Битве за Атлантику были 1942—1943 годы. Перелом обозначился в 1942 году и окончательно наступил в 1943 году, когда на каждое потопленное судно немцы стали терять одну подводную лодку.
По действиям подводных лодок, сравнение потерь конвоируемых и отдельных (самостоятельно идущих) судов также указывает, что на коммуникациях с малым числом конвоев, как в американской зоне, отдельные суда были уязвимее — подводники предпочитали атаковать их, а не конвои.
Данные по самым напряженным месяцам противолодочной войны дают картину медленного, но постоянного сдвига в пользу союзников. Резкое падение потерь отдельных судов в американских водах совпадает с введением там обязательной системы конвоев. Лишившись такой легкой добычи, подводники вынуждены были вступать в бои с эскортом, которые в конечном счёте проиграли.
Статистика | Период | Северная Атлантика | Великобритания — Гибралтар | Американское побережье |
---|---|---|---|---|
Перехвачено конвоев | Октябрь — декабрь 1942
(прошло 2992 судна в 99 конвоях, не считая американскую зону) |
18 | 5 | 3 |
Потоплено судов в конвоях | 63 | 17 | 7 | |
Потери отставших (от всех причин) | 9 | 1 | - | |
Потоплено эскортных кораблей | 2 | 1 | 1 | |
Потоплено отдельных судов | 18 | 17 | 56 | |
Боевых контактов[7] | 73 | 14 | 4 | |
Потоплено подводных лодок | 13 | 1 | - | |
Потопленных транспортов на контакт | 0,99 | 1,29 | 1,75 | |
Соотношение потерь[8] | 5,54 | 18,0 | - | |
Перехвачено конвоев | Январь — март 1943
(прошло 3233 судна в 105 океанских конвоях) |
24 | 7 | 6 |
Потоплено судов в конвоях | 77 | 13 | 12 | |
Потери отставших (от всех причин) | 23 | - | - | |
Потоплено эскортных кораблей | 1 | - | - | |
Потоплено отдельных судов | 12 | 7 | 2 | |
Боевых контактов | 112 | 11 | 7 | |
Потоплено подводных лодок | 16 | 4 | 2 | |
Пропало без вести лодок[9] | 2 | 4 | - | |
Потопленных транспортов на контакт | 0,89 | 1,18 | 1,71 | |
Соотношение потерь | 5,55 | 3,25 | 6,00 |
Битва за Атлантику (1939-1945).