04-08-2023
Военно-воздушные силы Российской Федерации | |
Средняя эмблема ВВС России |
|
Годы существования |
с 1910 г. |
---|---|
Страна | |
Подчинение |
Министерство обороны Российской Федерации, Президент Российской Федерации |
Входит в | |
Тип | |
Функция |
защита государства |
Численность |
183 000 (2008)[1] |
Участие в |
Первая мировая война |
Командиры | |
Действующий командир |
главнокомандующий - Виктор Бондарев[2] |
Вое́нно-возду́шные си́лы Российской Федерации (ВВС России) — вид Вооружённых Сил Российской Федерации. Предназначены для ведения разведки группировок противника, обеспечения (сдерживания) в воздухе, защиты от ударов с воздуха важных военно-экономических районов (объектов) страны и группировок войск, предупреждения о воздушном нападении, поражения объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника, поддержки с воздуха Сухопутных войск и сил флота, десантирования воздушных десантов, перевозки войск и материальных средств по воздуху.
Импера́торский вое́нно-возду́шный флот — военно воздушные силы Российской империи, существовавшие с 1910 по 1917 год. Несмотря на свою короткую историю, императорский Военно-воздушный флот быстро стал одним из лучших воздушных флотов мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации. Русский Императорский ВВФ делился на авиационные отряды (авиаотряды) по 6-10 самолётов, которые объединялись в авиагруппы. Всего было несколько таких авиагрупп. Они использовались в Русской Императорской Армии (Армейская авиация) и Флоте (Морская авиация)
В 1904 Жуковский создал первый аэродинамический институт в Кучино под Москвой. В 1910 году правительство закупило в вооружённые силы первые французские самолёты и начала подготовку пилотов.
В 1913 Сикорский построил первый четырёхмоторный биплан Русский витязь и свой знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец». В 1914 русские авиаторы совершили первые арктические полёты в поисках пропавшей экспедиции Георгия Седова. На момент начала Первой мировой войны Россия имела самый большой воздушный флот в мире (263 самолёта). Сначала самолёты использовались только для разведки и корректировки артиллерийского огня, но скоро начались первые воздушные бои. К октябрю 1917 года Россия имела 700 самолётов, значительно уступая по этому показателю другим воюющим странам.
Легендарный пилот Пётр Нестеров в 1913 году выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости (петля Нестерова) и совершил в 1914 году первый воздушный таран.
Императорский военно-воздушный флот прекратил существование в 1917 году после революции. Большинство первых русских пилотов погибли в гражданской войне или эмигрировали из России.
Советские военно-воздушные силы Вооружённых Сил СССР были основаны в 1918 году как Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Грандиозная индустриализация Советского государства позволила быстро модернизировать боевую авиацию, доставшуюся в наследство от Императорской России. К концу 30-х было налажено массовое производство истребителей КБ Поликарпова И-15 и И-16, а также бомбардировщиков КБ Туполева ТБ-1 и ТБ-3.
ВВС РККА получили большое развитие в середине 1930-х годов. Общее количество самолётов за период с 1929 по 1937 годы увеличилось с 1285 до 8139 (в том числе тяжелых и средних бомбардировщиков с 48 до 2443, истребителей с 232 до 2255).[3] К концу 1930-х СССР имел около 800 цельнометаллических четырёхмоторных бомбардировщиков ТБ-3, каждый из которых мог доставить 2000 кг бомб на расстояние 1100 км; такого воздушного флота не имела ни одна страна мира.
В середине 1930-х годов резко возросло количество учебных заведений ВВС, повысилось качество обучения, которое предусматривало для пилотов не менее 50 ч налета. В 1937 году в СССР существовало уже 18 летных и 6 технических заведений, в которых училось около 23 тысяч курсантов. Курсанты заканчивали сначала аэроклубы (где получали первичный опыт пилотирования), затем лётную школу (военное училище), после чего их направляли в строевую часть, или в Гражданский Воздушный Флот, или в Осоавиахим, или в запас. В 1937 году лётные училища СССР располагали 3007 самолётами.
Одним из первых испытаний ВВС РККА в действии стала Гражданская война в Испании в 1936—1939, где отечественные самолёты противопоставлялись (часто успешно) новейшим немецким моделям, в том числе Мессершмитту Bf.109.
Великая Отечественная война В 1939 год авиация принимала участие в Советско-финской войне, где провела более 100 000 самолёто-вылетов. В среднем, один самолёт терялся на 166 боевых самолёто-вылетов, что значительно лучше, чем потери советских ВВС в 1944—1945, не говоря уже о 1941—1942. За все время советско-финской войны СССР потерял 627 самолётов различных типов. Из них 38 % было сбито в бою или совершили посадку на территории противника, 14 % пропали без вести, 29 % потеряно в результате аварий и катастроф и 19 % получили повреждения, которые не позволили вернуть самолёты в строй.
За период с 1 января 1939 по 22 июня 1941 года ВВС получили от промышленности 17 745 боевых самолётов, из них 706 самолётов новых типов: истребителей МиГ-3 — 407, Як-1 — 142, ЛаГГ-3 — 29, Пе-2 — 128.К 22 июня 1941 года советская авиационная промышленность авиапром выпускала 50 боевых самолётов в сутки, что значительно больше того, что производила в этот период Германия и все её союзники во всем мире. Через три месяца, в последней декаде сентября 1941 года, уровень производства достиг 100 боевых самолётов в сутки.
За годы войны было подготовлено 44 093 летчика. Погибло в бою 27 600: 11 874 летчика-истребителя, 7 837 летчиков-штурмовиков, 6 613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 летчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации.
После победы СССР в Великой Отечественной войне ВВС были серьёзно модернизированы, активно разрабатывалась новая техника, совершенствовалась тактика воздушного боя. К концу 1980-х в распоряжении советских Военно-воздушных сил было до 10 тысяч самолётов, что делало советские ВВС самыми многочисленными в мире. Организационно состояли из родов авиации: бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной, связи и санитарной. Вместе с тем ВВС делились на виды авиации: фронтовую, дальнюю, военно-транспортную, вспомогательную. Имели в своём составе специальные войска (специального назначения (спецназ)), части и учреждений тыла.
В ВВС в 1960—1980-х годах основными были:
Войска противовоздушной обороны СССР являлись отдельным видом Вооружённых Сил, не входившими в состав Военно-воздушных сил, но имели свои авиационные подразделения (в основном истребительные).
В 1980-х начались разработки истребителя пятого поколения, в частности были запущены программы МиГ 1.44 и С-37. Но экономический кризис и распад Советского Союза не позволил довести их до конца, финансирование новых разработок прекратилось.
Начался раздел ВВС между бывшими союзными государствами и независимыми республиками СНГ.
После распада СССР в декабре 1991 советские военно-воздушные силы были разделены между Россией и 14 независимыми республиками. В результате этого разделения Россия получила примерно 40 % техники и 65 % личного состава советских ВВС, став единственным на пост-советском пространстве государством, обладающим дальней стратегической авиацией. Многие самолёты были переброшены из бывших союзных республик в Россию. Некоторые были уничтожены. В частности, 11 новых бомбардировщиков Ту-160, располагавшихся на Украине, были утилизированы в сотрудничестве[6] с США. 8 таких самолётов были переданы Украиной России в качестве погашения задолженности за газ.
В 1994—1996 и 1999—2002 ВВС принимали активное участие в Чеченских кампаниях. Их деятельность осложнялась спецификой местного климата и рельефа.
Процесс деградации российских ВВС (быстрое снижение численности и подготовленности личного состава, авиатехники и аэродромов, малое количество полётов по причине недостаточного финансирования) активно шёл в 1990-х и несколько приостановился в начале 2000-х годах. В январе 2008 года главнокомандующий ВВС Александр Зелин назвал состояние воздушно-космической обороны России критическим[7]. Например, большинство истребителей МиГ-29 ВВС России, составляющих треть истребительного флота страны, были выпущены в 1980-х годах, не проходили своевременный капитальный ремонт на авиаремонтных заводах, и по этой причине, вероятно, будут списаны в ближайшие годы.[8][9] К 2020 году будут утилизированы 1973 самолёта и вертолёта[10]
В 2009 году закупки новой авиатехники для ВВС России приблизились к показателям начала 1990-х годов[11][12]. Проходят испытания истребителя пятого поколения ПАК ФА, 29 января 2010 года состоялся его первый полёт. Поступление в войска истребителей 5-го поколения планируется к 2013 году.
Согласно исследованию австралийского аналитического центра Air Power Australia, опубликованному в феврале 2009 года, уровень средств ПВО России достиг уровня, при котором исключается возможность выживания военной авиации США во время вооружённого конфликта.[13]
Военно-воздушные силы России и США планировали провести в 2008 году совместные антитеррористические учения на Дальнем Востоке. По сценарию учений, террористы захватывают самолёт в аэропорту. С российской стороны планировалось участие четырёх истребителей, одного самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и поисковых спасательных служб, с американской — гражданского лайнера, истребителей и самолёта дальнего радиолокационного обнаружения[14]. 20 августа появилось сообщение о том, что запланированные на 28-30 августа учения отменены (вероятно, из-за обострения отношений России и НАТО)[15].
Тактические учения со стрельбами зенитных ракетных полков проводятся на военном полигоне Ашулук. В сентябре 2008 года на полигоне прошли учения 606-го гвардейского зенитного ракетного полка, на вооружении которого состоят зенитные ракетные системы С-400[16].
В сентябре 2008 года прошли плановые стрельбы истребительного авиаполка на самолётах Су-27. Полк Дальневосточного объединения ВВС и ПВО в составе более двадцати самолётов совершил перелёт на полигон Ашулук, где провёл стрельбы из всей номенклатуры вооружения[17].
Военно-воздушные силы России в ходе происходящего с 2008 г. процесса реформирования Вооруженных Сил РФ подверглись глубоким и масштабным преобразованиям. Наиболее значимым этапом начатого осенью 2008 г. перехода ВВС РФ к новому облику явилась коренная реформа их структуры. Подобная реформа проводилась в ВВС СССР в 1978—1986 годах: авиация и ПВО были переподчинены округам, были созданы главные командования четырёх направлений: Западное (Польша), Юго-Западное (Молдавия), Южное (Закавказье) и Восточное (Дальний Восток). Затраты на реформу составили около 15 млрд руб. В 1986 году новая структура была признана несостоятельной и подверглась обратной реорганизации.
В 2009 году начат переход ВВС России в ходе перехода к новой организационной структуре: ныне ВВС будут состоять из оперативных командований, авиабаз и бригад воздушно-космической обороны (зенитно-ракетных и противоракетных). Четыре командования (бывшие армии ВВС и ПВО) будут дислоцированы в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Хабаровске и Ростове-на-Дону, кроме этого сохранится командование дальней авиации (бывшая 37-я воздушная армия) и командование военно-транспортной авиации (бывшая 61-я воздушная армия), а также оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны (бывшее командование спецназначения, включающее противоракетную оборону). В составе ВВС будет 33 авиабазы и 13 бригад воздушно-космической обороны. По словам редактора Moscow Defense Brief Михаила Барабанова, на начало 2009 года в боевом составе ВВС России было (по открытым источникам) 72 авиаполка, 14 авиабаз и 12 отдельных авиаэскадрилий и отрядов (без учёта учебных полков). По мнению Барабанова их замена на 33 авиабазы означает списание около 1000 самолётов и вертолётов (в новых авиабазах останется около 2000 воздушных судов). Цель очередной реформы ВВС — концентрация наиболее боеспособных сил на ограниченном количестве аэродромов, что позволит интенсифицировать боевую подготовку и сэкономить бюджетные средства.[18]
После реформы 2008—2009 годов из 245 военных аэродромов в России осталось около 70 активно действующих, остальные по состоянию на 2010 год законсервированы или используются эпизодически. В ближайшие годы процесс сокращения сети военных аэродромов продолжится, таким образом в стране останется лишь 27 основных авиабаз, 11 из которых будут располагать 2-4 основными и несколькими запасными аэродромами, поскольку авиабаза 1 разряда представляет собой воинское соединение, фактически, смешанную авиадивизию, а не просто место базирования самолетов. [19].
Четыре командования созданы по территориальному принципу, заменяя шесть бывших армий ВВС и ПВО, подчинявшихся шести соответствующим военным округам. Хотя в целом система соответствия военным округам остается, однако в ряде случае производится объединение сил бывших армий ВВС и ПВО либо частичное перераспределение зон ответственности.
1-е Командование ВВС и ПВО создано на основе 6-й армии ВВС и ПВО (Ленинградский военный округ). Кроме того, в зону ответственности командования перешла часть западной территории Московского военного округа и вся ударная авиация бывшей 16-й воздушной армии.
2-е Командование ВВС и ПВО создано на основе 14-й армии ВВС и ПВО (Сибирский военный округ, включающий территорию бывшего Забайкальского военного округа).
3-е Командование ВВС и ПВО создано на основе 11-й армии ВВС и ПВО (Дальневосточный военный округ).
4-е Командование ВВС и ПВО создано на основе двух армий ВВС и ПВО - 4-й (Северо-Кавказский военный округ) и 5-й (Приволжско-Уральский военный округ), распространяя тем самым свою ответственность на громадную территорию трех бывших советских военных округов.
В 2010 г. эти четыре командования ВВС и ПВО вошли в состав четырёх соответствующих созданных новых военных округов (объединённых стратегических командований ):
1-е Командование ВВС и ПВО - в состав Западного военного округа,
2-е Командование ВВС и ПВО - в состав Центрального военного округа,
3-е Командование ВВС и ПВО - в состав Восточного военного округа,
4-е Командование ВВС и ПВО - в состав Южного военного округа[20].
В конце 2008 года было предложено заменить используемые опознавательные знаки ВВС на новые. Предполагалось заменить красные пятиконечные звёзды на аналогичные красные звёзды, окаймленные синей и белой полосами и красной линией по контуру. Проект был одобрен Госдумой России, но отклонен Советом Федерации[21]. Однако, 4 марта 2010 года новый вариант звёзд правительством России был утверждён[5].
Главнокомандующий ВВС России — генерал-майор Бондарев Виктор Николаевич
Начальник Главного штаба — ? [22]. [23].
Приблизительная структура ВВС РФ по состоянию на 2011 год по окончании реформирования [20] [24] (без учета частей центрального подчинения):
(С 1 декабря 2011 года на базе ОСК ВКО и Космических войск России создан новый род войск — Войска Воздушно-космической обороны)
ВВС России по размеру воздушного флота уступает только ВВС США.
Согласно экспертным оценкам, по состоянию на 2010 год, численность личного состава ВВС России составляет около 148 000 человек[25]. В эксплуатации Военно-воздушных сил находятся более 4 000 единиц военной техники[25], а также 833 на хранении[25].
Согласно заявлению главнокомандующего ВВС России генерал-полковника А. Н. Зелина на ноябрь 2010 г. российские ВВС и ПВО состояли из главного командования, семи оперативных командований, семи авиационных баз первого разряда и восьми авиационных баз второго разряда, а также 13 бригад воздушно-космической обороны. Кроме того, восемь авиационных баз армейской авиации были переданы в подчинение Объединённых стратегических командований, но ВВС по-прежнему отвечают за их боевую подготовку. Общая численность личного состава ВВС - около 170 тысяч человек (в том числе офицеров - 40 тысяч, военнослужащих контрактной службы - около 30 тысяч).
После реформы авиаполки были сведены в авиабазы, общим количеством 60 АБ (в том числе 25 авиабаз с тактической авиацией, из которых 14 «истребительных» авиабаз).
Тактическая (фронтовая) авиация имеет в своём составе следующие эскадрильи:
Дислокация авиабаз тактической (фронтовой) авиации:
Помимо ВВС, имеется военная авиация и в других видах и родах войск Вооружённых Сил России: ВМФ, РВСН. Авиация ПВО (с 1999) и авиация сухопутных войск (с 2003) входят в состав ВВС. Авиация Ракетных войск стратегического назначения к 1 апреля 2011 года будет передана в состав Военно-воздушных сил РФ.[27]
Точный количественный и качественный состав ВВС ВС России является секретной информацией. Приведённые ниже данные собраны по открытым источникам и могут содержать существенные неточности.
Назначение, наименование | Количество в регулярных ВВС | Количество в резерве ВВС | Общее количество | Количество поставленных машин |
---|---|---|---|---|
Стратегическая и дальняя авиация: | 204 | 90 | 294 | |
Ту-22М3 | 124 | 90 | 214 | |
Ту-95МС6/Ту-95МС16 | 32/32 | 64 | ||
Ту-160 | 16 | 16 | ||
Фронтовая авиация: | 655 | 301 | 956 | 39 |
Су-25 / Су-25СМ | 241/40 | 100 | 381 | |
Су-24 / Су-24М / Су-24М2 | 0/335/30[31] | 201/0/0 | 566 | 0 |
Су-34 | 15 | 15 | 17 | |
Истребительная авиация: | 782 | 600 | 1282 | 66 |
МиГ-29 / МиГ-29СМТ/УБТ | 242/34 | 300 | 570 | |
МиГ-31 / МиГ-31БМ | 252 http://nvo.ng.ru/realty/2012-03-16/1_zelin.html | 48 | 200 | |
Су-27 / Су-27СМ / Су-27СМ2/СМ3 | 252/101[32][33][34] | 100 | 406 | 0/0/0 |
Су-30 / Су-30М2 | 5/6 | 9 | ||
Су-35С | 2 | 2 | 48[35] | |
Боевые вертолёты: | 1328 | 1328 | 130 | |
Ка-50 | 8 | 8 | 5 | |
Ка-52 | 16 | 16 | ||
Ми-24П/Ми-24ПН/Ми-24ВП-М | 592/28/0 | 620 | 0/0/22 | |
Ми-28Н | 44 | 44 | 53 | |
Ми-35М | 10[36] | 10 | ||
Ми-8/Ми-8АМТШ/Ми-8МТВ-5 | 600/22[37]/12 | 610 | 0/12[38]/18[39] | |
Ми-26 | 28 | 2 [40] | ||
Ка-60 | 7 | 7 | ||
Разведывательная авиация: | 150 | 150 | ||
Су-24МР | 100 | 100 | ||
МиГ-25РБ | 30 | 30 | ||
A-50/A-50У | 11/1 | 8 | 20 | |
Транспортная авиация и танкеры: | 284 | 284 | 60 | |
Ил-76 | 210 | 210 | ||
Ан-22 | 12 | 12 | ||
Ан-72 | 20 | 20 | ||
Ан-70 | 0 | 60[41] | ||
Ан-124 | 22 | 22 | ||
Ил-78 | 20 | 20 | ||
Зенитно-ракетные войска: (дивизионы) | 304 | 304 | 19 | |
С-300ПС | 70 | 70 | ||
С-300ПМ | 30 | 30 | ||
С-300В/С-300В4[42] | 200 ПУ | 200 ПУ | 0/? | |
С-400 | 5 (40 ПУ)[43] | 5 (40 ПУ) | 48 (384 ПУ)[44] (до 2020 г) | |
Учебно-тренировочная и учебно-боевая авиация: | >980 | 980 | 12 | |
МиГ-29УБ/ МиГ-29УБТ | ?/6[32] | |||
Су-27УБ | ||||
Су-25УБ/ Су-25УБМ | 0/16 | |||
Ту-134УБЛ | ||||
Л-39 | 336 | 336 | ||
Як-130 | 8[45] | 8 | 3[46] | |
Ансат-У | 15 | 15 | ||
Ка-226 | 0 | 6[47] |
В 2010 году Министерству обороны России российской авиационной промышленностью был поставлен 21 самолёт (четыре Су-34, четыре Су-30М2, четыре Су-27СМ3, три МиГ-29СМТ, четыре Як-130, один Ил-62М и один Ту-154М) и 57 вертолётов (15 Ми-28Н, четыре Ка-52, четыре «Ансат-У» и 34 серии Ми-8).[48]
В 2011 году Министерство обороны России получит от промышленности минимум 28 самолётов (два Су-35С, шесть Су-34, восемь Су-27СМ3, восемь Як-130, один Ту-214ОН, два Ту-154М, один Ан-140-100М) и более 100 вертолётов (15 Ми-28Н, 10 Ка-52, два Ми-35М, один Ми-26, шесть «Ансат-У», шесть Ка-226, более 60 серии Ми-8 различных модификаций).[48] Также в этом году продолжится модернизация парка штурмовиков Су-25 до стандарта «СМ».
На май 2011 года на вооружение поступило 8 серийных вертолётов Ка-52 (4 в январе в Торжокский центр[49] и 4 в мае на авиабазу в Черниговке[50] которую планируется в 2012 году полностью переоснастить этими машинами). В месяц завод может собирать до 2 Ка-52[50]
По данным МО России в 2011 году будет закуплено 35 самолётов, 109 вертолётов и 21 зенитно-ракетная система.[51]
По состоянию на начало 2011 года, 8 из 38 авиационных эскадрилий истребительной авиации были перевооружены на новые и модернизированные самолёты (МиГ-29СМТ/УБТ, МиГ-31БМ, Су-27СМ, Су-27СМ3, Су-30М2); штурмовой авиации — 3 из 14 аэ (Су-25СМ); бомбардировочной авиации — 2 из 14 аэ (Су-24М2). В этом же году на Су-34 будет перевооружена одна бомбардировочная авиаэскадрилья авиабазы Балтимор под Воронежом. До 2020 года авиация получит 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34 по контракту, заключенному в 2012 году[52]; при этом продолжает выполняться госконтракт на поставку Минобороны 32 самолетов Су-34, заключенный в 2008 году[53].
Стало известно о заказе МО РФ 100 вертолётов Ка-60 со сроком начала поставок в 2015 году.[54]
В 2012 - 2015 годах Министерство обороны получит 55 учебно-боевых самолетов Як-130[55].
В 2012 году поставлен первый модернизированный самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50У[56]. Второй самолет будет передан ВВС в конце 2012 года.
Также в 2012 году авиапарк ВВС России пополнился новым транспортным самолётом Ан-140-100[57]. В этом году Минобороны получит еще 2 таких самолета.
Согласно заявлению главнокомандующего ВВС России А.Зелина, первый серийный истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) поступит в российские ВВС уже в 2014–2015 годах. «Опытный образец Т-50 мы получим в 2013 году. Серийные самолеты начнут поступать в 2014–2015 годах», – сказал главком[58].
Заключён долгосрочный контракт на производство до 2020 года 140 Ка-52, при этом не уточняется будет ли часть этих машин произведена в морской модификациии или для этого будет отдельный контракт[59]
"В рамках государственной программы вооружения предусмотрена закупка десяти самолетов Ан-124 после 2015 года", - сказал Погосян журналистам на открывшемся во вторник авиасалоне МАКС 2011.[60]
До конца 2019 года для перевооружения зенитных ракетных войск ВВС предполагается купить более 100 зенитных ракетно-пушечных комплексов "Панцирь-С"[61]. Также до 2020 года Минобороны купит для зенитно-ракетных войск ВВС более 30 новейших зенитных ракетных систем "Витязь"[62].
До 2020 года ВВС России получат около 100 радиолокационных комплексов (РЛК) "Небо-М". В течение 2012 года в части радиотехнических войск ВВС будет поставлено около 20 радиолокационных комплексов, в том числе обновленные станции "Гамма-С1М", "Сопка", "Волга" и различные модификации станций серии "Небо".[63].
До 2020 года в интересах Дальней авиации будут модернизированы около 30 самолетов Ту-22М3 до модификации Ту-22М3М[64]: им поменяют всю электронику и оснастят новой крылатой ракетой Х-32[65]. Также существующие Ту-160 будут обновлены до состояния Ту-160М, а Ту-95МС – до Ту-95МСМ[66]. До 2020 года ВВС России получат более 10 стратегических ракетоносцев Ту-160М[67].
До 2020 года 60 самолетов МиГ-31 будет модернизировано в соответствии с проектом МиГ-31БМ. В ходе работ самолеты получат новый прицельно-навигационный комплекс и новую бортовую радиолокационную станцию[66].
Количество новой и модернизированной авиатехники поступившей в ВВС:
Наименование | Количество |
---|---|
Истребительная авиация: | 161 |
МиГ-29СМТ (новой постройки) | 28 |
МиГ-29УБТ (новой постройки) | 6 |
МиГ-31БМ (модернизация строевых МиГ-31) | 10 |
Су-27СМ (модернизация строевых Су-27) | 101[68] |
Су-27СМ3 (новой постройки) | 12 |
Су-30М2 (новой постройки) | 4 |
Штурмовая/бомбардировочная авиация: | 142 |
Су-25СМ (модернизация строевых Су-25) | 43 |
Су-25СМ2 (модернизация строевых Су-25) | 36 (по трехлетнему контракту 2011-2013 гг)[69] |
Су-25УБМ (новой постройки) | 1 |
Су-24М2 (модернизация строевых Су-24М) | 40 |
Су-34 (новой постройки) | 22 (вкл. 15 серийных) |
Учебно-тренировочная авиация: | 9 |
Як-130 (новой постройки) | 9 (один потерян)[70] |
Вертолётная авиация: | 143 |
Ка-50 (новой постройки) | 8 |
Ка-52 (новой постройки) | 16 (3 предсерийных для отработки оборудования + 13 серийных [71]) |
Ми-28Н (новой постройки) | 49 по состоянию на конец 2011 года[72] |
Ми-35М (новой постройки) | 4[73] |
Ми-8АМТШ (новой постройки) | 32 |
Ми-8МТВ5 (новой постройки) | 19 |
Ансат-У (новой постройки) | 15 |
Заключенные контракты на поставку авиатехники для ВВС и ВМФ РФ:
Наименование | Количество | Справка |
---|---|---|
МиГ-29К | 24[74] | срок выполнения до 2015[75] |
Су-27СМ3 | 12 | выполнен |
Су-30М2 | 4 | выполнен |
Су-30СМ | 30 | срок выполнения до 2015[76] |
Су-35С | 48 | три серийных борта поставлено, срок выполнения до 2015 года |
Су-34 | 124 | заключено два контракта, на 32 машины (поставки 2009-2013 гг) и на 92[77] (поставки 2014-2020 гг); 15 (в т. ч. 12 по контракту 2008 года) поставлено |
Су-25УБМ | 16 | |
Ка-52 | 140[78] | 16 серийных бортов поставлено, срок выполнения до 2020 года |
Ми-28Н | 97 | 38 бортов поставлено, включая 15 в 2010, в 2011 поступят ещё 15 |
Ми-35М | 49[79] | заключено два контракта, на 22 и 27[80] бортов, срок выполнения до 2014; 10 единиц поставлено на апрель 2012 года.[81] |
Ми-26Т | 15 | 2 до конца 2011 года[82] |
Як-130 | 62 | 9(-1) серийных борта поставлено, летом поступят ещё 3[83] |
Ан-140-100 | 11[84] | Будут поставлены в течение 3-х лет |
Ка-226 | 36[85] | 6 в 2011 |
Ка-60 | 100 | поставки с 2014—2015 года, возможна часть в корабельном исполнении[86] |
В составе ВВС России имеются два полка БПЛА, исследовательская эскадрилья и Центр боевого применения БПЛА в Егорьевске. В то же время, развитие БПЛА в России значительно отстаёт от аналогичных программ стран НАТО. В 2010 году МО РФ заказало у Израиля 3 вида разведовательных беспилотных самолёта (малого и среднего класса) для нужд своей армии. Общее количество аппаратов оценивается в 63 единицы. В России планируется открыть совместное с Израилем предприятие по производству БПЛА.[87]
Виды закупленных БЛА:
Из отечественных БЛA на вооружении доподлинно известно находятся:
Согласно указаниям Генштаба Вооруженных сил РФ с 1 сентября 2011 года части и подразделения беспилотной авиации исключены из состава Военно-воздушных сил и переданы в Сухопутные войска. Поэтому генеральным заказчиком этого рода войск теперь являются Сухопутные войска.[90]
В ходе реформы система подготовки личного состава ВВС также претерпела существенные преобразования. 1 сентября 2008 г. два ведущих высших военно-учебных заведения ВВС - Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина в Монине (Московская область) и Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н.Е. Жуковского в Москве были объединены в единую структуру - Военно-воздушную академию имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, которая располагается в Монино. Подготовка летного состава ВВС окончательно централизуется в составе Краснодарского авиационного института[20]. Учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для Военно-воздушных сил России:
В конце 2003 года, генерал-лейтенант Виктор Николаевич Сокерин, подав в отставку с должности Командующего ВВС и ПВО Балтийского флота так охарактеризовал ситуацию в ВВС на тот момент: «ВС испытывают неконтролируемый распад своей боевой авиации... Авиационные полки укомплектованы офицерами, которые на протяжении пяти лет обучения имели всего несколько часов учебного налёта, причем главным образом с инструктором. Только 3 процента лётчиков 1-го и 2-го классов имеют возраст моложе 36 лет и только 1 процент штурманов 1 класса ВВС БФ моложе 40 лет. 60 процентов командиров экипажей старше 35 лет, половина из них старше 40 лет.»[91]
По итогам 2006 года средний налёт в ВВС России составил 40 часов (у молодых пилотов средний налёт 80 часов)[1]. Показатель налёта зависит от вида авиации. В военно-транспортной авиации он был 60 часов, тогда как в истребительной и фронтовой авиации составил 20-25 часов. Для сравнения, за тот же год данный показатель в США составил 189, Франции 180, Румынии 120 часов[92]. В 2007 году в результате улучшения снабжения авиатопливом и активизации боевой подготовки, среднегодовой налёт увеличился: в Дальней авиации он составил 80-100 часов[93], в авиации ПВО — примерно 55 часов[94]. Молодые лётчики нередко имеют налёт свыше 100 часов[95].
В 2011 году, по официальным данным ВВС РФ, средний налет на списочный состав командиров экипажей ВВС России увеличился почти на 18% по сравнению с первым полугодием 2010 года и составил более 50 часов. Средний налет по ВВС на выпускника летного вуза 2010 года составил 42 часа, что на 12% больше по сравнению с налетом выпускников 2009 года за аналогичный период[96].
Согласно официальным данным Министерства обороны России, средний налет на одного летчика боевой авиации ВВС России вырос с 2008 года с 70-80 часов до 110, 130 часов планируется в 2012 году. Налет на молодого летчика в 2012 году составит уже более 100 часов.[97]
Опознавательный знак авиации Российской империи в 1915-1918 годах и Белой армии в 1918-1922 гг.
Опознавательный знак авиации Красной армии в 1918-43 годах (вариант)
Опознавательный знак авиации ВС СССР (с 1943 года) и Российской Федерации (до марта 2010 года) Опознавательный знак ВВС Республики Беларусь
Опознавательный знак авиации ВВС Российской Федерации (с марта 2010 года)
Опознавательный знак воздушных судов полиции и таможенной службы (с марта 2010 года)
Военно-воздушные силы Российской Федерации | ||
---|---|---|
Структура ВВС России до 1 декабря 2009 года | ||
Структура ВВС России после 1 декабря 2009 года | ||
Главнокомандующий |
|
|
|
---|---|
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония |
|
Зависимые территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе |
|
|
---|---|
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Испания • Италия • Казахстан² • Латвия • Литва • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония |
|
Зависимые территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы • ² В основном в Азии
|
ВВС России.