Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Великий Волжский путь

09-09-2023

«Вели́кий Во́лжский путь» — межрегиональный туристский маршрут, проходящий по территории современного Приволжского федерального округа (ПФО) в зоне исторической северной части Великого шёлкового пути — Волжского торгового пути.

Проект запущен осенью 2017 года с четырёх маршрутов; к середине 2021 года насчитывает больше 20 маршрутов, объединяющих 14 субъектов ПФО, 5 городов-миллионников, 7 международных аэропортов, 3 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО и 5 курортов федерального значения[1][2].

Предыстория

Речные пути Древней Руси: волжский путь отмечен красным
Картина «Торговля у восточных славян», Сергей Иванов, 1912

Появление торгового пути по Волге относят ко II тысячелетию до н. э., когда представители фатьяновской культуры начали заселять территорию Волжского бассейна, о чём свидетельствуют обнаруженные могильники, а во второй половине I тысячелетия н. э. в Волго-Окском междуречье начинают селиться финно-угорские племена[3].

Начиная с IX века славяне широко осваивают Поволжье, используя Волгу как основной способ передвижения. С этого же времени формируются крупные древнерусские княжества. Например, в северной части располагалась Новгородская республика, территории Волго-Окского междуречья, Белозерья и бассейна Сухоны занимало Владимиро-Суздальское княжество, а на месте впадения Камы в Среднюю Волгу находилась Волжская Булгария, со столицей в городе Болгар[4]. Одновременно происходит расцвет Волжского торгового пути, ставшего трансъевропейской артерией, связывающей Скандинавию, Балтику и Северную Европу с Булгаром, Хазарией и странами арабского халифата[5] и Персией, через которую в русские княжества ввозили шёлк-сырец, драгоценные камни, золотые и серебряные украшения. В свою очередь, в Персию вывозились меха, кость, моржовые клыки, юфть, лён, хлеб [6]. Помимо этого, Волжский путь способствовал торговле варягов и финно-угров с хазарами и арабами. Экономическая значимость маршрута значительно возросла в VIII—X веках, потому что арабские завоевания закрыли для европейцев привычные торговые маршруты через Византию — купцы были вынуждены искать другие пути в восточные земли. Активная торговля через Волжский путь привела к строительству торговых форпостов на всём протяжении маршрута, которые впоследствии выросли в города[7].

Великий Шёлковый путь на территории современной России

Великий волжский путь сыграл существенную роль в экономическом и культурном расцвете Поволжья[8][9]. Крупнейшим торговым пунктом региона стал Болгар, который не только взимал пошлинную плату с купцов за проход, но также экспортировал товары ремесленного и сельского хозяйства[7][10].

Хазары торгуют с ними (с булгарами) и совершают сделки, также и русы привозят к ним свои товары, и все те, кто обитает на обоих берегах этой реки (Волги) привозят к ним свои товары, как то: соболей, горностаев, белок и другое.Персидский учёный-энциклопедист Ибн Руста[7]

В 2014 году Великий шёлковый путь был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В список вошли 37 памятников-стоянок, через которые проходил торговый маршрут в Турции, Азербайджана, Ирана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркмении и Китая. На территории России располагалась семь основных отрезков торгового маршрута, преимущественно водные:

Туристический проект

Культурное наследие и события современности стабильно привлекают в регионы Приволжского федерального округа российских и иностранных туристов, а их обслуживание приносит возрастающий вклад в экономику.[12][13].

Предпосылки

Объединение усилий отдельных субъектов округа с Татарстана, где тема «Великого Волжского пути» начала разрабатываться ещё в начале 2000-х в рамках международных семинаров по роли Поволжья как транзитного центра и одного из торговых узлов Великого шёлкового пути[14][15][14]. В 2014-м году Госкомитет Республики Татарстан по туризму выступил с идеей создания единого туристического маршрута ПФО и совместного развития круизного туризма во всей европейской части России[16] по аналогии с «Золотое кольцо» и «Серебряное ожерелье»[17][18][19]. В 2018-м году под руководством первого правительства Медведева был разработан пятилетний проект федеральной целевой программы по развитию внутреннего туризма в стране, однако документ не был принят к исполнению[20].

Запуск проекта

Первые обсуждения межрегионального проекта «Великий Волжский путь» начались в апреле 2016 года, и уже 1 декабря того же года 14 субъектов ПФО и региональные туристические операторы подписали соглашение о создании сети маршрутов[21][22]. Регионы обязались поддерживать конкурентоспособные цены, специальные тарифы на услуги по размещению, транспортному обслуживанию, субсидировать маршруты, а также совместно продвигать проект[23]. Локальные туристические маршруты с посещением местных исторических памятников, монументов культуры и центров национальных ремёсел разрабатывают специалисты из региональных госорганов и местные туроператоры[24][23].

В марте 2017 года маршрут «Великий Волжский путь» представили на XII Международной туристической выставке «Интурмаркет 2017», которая проходила в московском выставочном центре «Крокус Экспо». А в сентябре 2017-го проект показали в полномочном представительстве Республики Татарстан, где он получил поддержку Комитета по реализации программы импортозамещения при экспертном совете по развитию туризма при Министерстве культуры России[25].

На момент запуска «Великого Волжского пути» осенью 2017 года были подготовлены маршруты «Казань — Йошкар-Ола — Чебоксары», «Казань — Ульяновск — Самара», «Нижний Новгород — Чебоксары — Казань» и «Киров — Йошкар-Ола — Казань». Благодаря включению проекта в Национальную программу развития детского туризма, первыми посетителями стали школьные группы — только в 2018 году по маршруту проехало более 2000 детей[26][27]. К октябрю 2019-го в рамках проекта было разработано более 20 маршрутов[13], с 2020-го создаётся туристический буклет для тур.операторов[17].

Современность и перспективы

Зарина Догузова (Ростуризм), представители TUI Россия и регионов ПФО с премьер-министром Татарстана Алексеем Песошиным после подписания соглашения о развитии проекта «Великий Волжский путь», 29.08.2020.
Международный транспортный коридор «Север — Юг»—— предлагаемый маршрут коридора—— стандартный маршрут

В августе 2020 года, в рамках празднования 100-летия со дня образования Татарской АССР, регионы Приволжского федерального округа, федеральный туроператор «TUI Россия» и Ростуризм подписали соглашение о совместном развитии проекта «Великий Волжский путь»[19][28]. В линейку предложений было включено 6 новых маршрутов, проходящих по Кировской, Нижегородской и Самарской области, Пермскому краю, республикам Марий Эл и Татарстану[29][30][1][31][2][32]. Всего в ПФО порядка 40 туроператоров предлагают межрегиональные маршруты проекта[17]. На июнь 2020 года несколько городов маршрута (такие, как Суздаль) посещают порядка 1—2 млн человек в год[19].

Из-за пандемии COVID-19 в России, туристические потоки в ПФО сократились почти вдвое. Так, по данным Росстата, в 2020 году только Татарстан посетили около 1,9 млн туристов — это вдвое меньше аналогичного сезона 2019 года[33][13].

«Великий Волжский путь» на начало 2021 года охватывает объекты культуры, Всемирного наследия ЮНЕСКО и курорты в 14 регионах России, включая Пермский край, Кировскую, Нижегородскую, Оренбургскую, Пензенскую, Самарскую, Саратовскую и Ульяновскую области, а также республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия и Чувашия[34][35][36][37][38]. В рамках проекта действуют туры выходного дня, охватывающие минимум три региона ПФО[39].

«Великий Волжский путь» как часть Волжского торгового пути может быть включена в международную программу ЮНЕСКО «Туризм на Шёлковом пути», действующую с 1993 года[9][40][41]. Кроме этого, Великий Волжский путь сейчас рассматривают как часть международного транспортного коридора «Север — Юг», ведущего в Иран. В его формировании заинтересованы прикаспийские страны и страны-участницы Нового шёлкового пути. С 2017 года осуществляется федеральная программа строительства пристаней на Каспии[42][43].

Маршруты внутри Великого Волжского пути

Направления и названия

Среди названий маршрутов есть «Три республики» (Татарстан, Марий Эл, Чувашская), «Культурный код Поволжья», «Две сестры — Два этноса», «Пермские Боги. Удмуртские духи» и другие. Наиболее популярные направления проходят через следующие города:

Ключевые объекты маршрутов

Объект Субъект Федерации Визитная карточка Описание
1 Казань Республика Татарстан

Казанский кремль

Казанский кремль представляет собой комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, объект ЮНЕСКО. На его территории расположены остатки первого (XII—XIII вв.), второго (XIV—XV вв.) и третьего городищ (XV—XVI вв.), белокаменный кремль, ряд храмов и зданий, имеющих большую историко-архитектурную и культурную ценность[44]
2 Свияжск Республика Татарстан

Свияжский Успенский монастырь

Остров-град Свияжск был основан в 1551 году в качестве форпоста для русских войск во время наступления на Казань. В Свияжске сохранилось 18 памятников исторического наследия федерального и республиканского значения XVI—XIX веков, в том числе деревянная Троицкая церковь, комплекс зданий Успенского Богородицкого мужского монастыря и Иоанно-Предтеченский женский монастырь, объект ЮНЕСКО[45]
3 Болгар Республика Татарстан

Болгарское городище

Болгарское городище — бывшая столица Волжской Булгарии, являющееся первым государственным образованием на территории Поволжья на рубеже IX—X веков. Болгарское городище располагается в 40 км южнее от места слияния Волги и Камы. В 2014 году Болгарский историко-археологический комплекс был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории городища сохранились валы и рвы XIV века, а также более 40 памятников архитектуры[46][47]
4 Кунгур Пермский край

Кунгурская пещера

Кунгур входит в маршрут «Три реки: Волга-Вятка-Кама» и «Великий Волжский путь: Пермские боги. Удмуртские духи», в программу которых включено посещение Кунгурской пещеры — одной из крупнейших карстовых пещер в России. Пещера входит в десятку самых длинных гипсовых пещер в мире, её протяжённость составляет 6000 километров, из которых около 1500 оборудованы для экскурсионных маршрутов[48][49]
5 Бураново Удмуртская Республика

Бурановские бабушки

Удмуртия присоединилась к проекту в едином маршруте с Башкортостаном и Татарстаном[50][51][52]. Село Бураново знаменито фольклорным коллективом «Бурановские бабушки», представившим Россию на Евровидении-2012[53]
6 Нижний Новгород Нижегородская область

Нижегородский кремль

Внутри Нижегородского Кремля расположен древнейший каменный храм Нижнего Новгорода — Михайло-Архангельский собор, основанный в 1221 году. В храме покоится прах организатора второго народного ополчения 1612 года Кузьмы Минина[54]
7 Самара Самарская область

Памятный комплекс ракеты-носителя «Союз»

Участникам маршрута доступны бункер Сталина в Самарской области, Жигулёвский заповедник и национальный парк «Самарская Лука», а также Памятный комплекс ракеты-носителя «Союз»[55][56]
8 Киров

Кировская область

Дымковская игрушка

Кировская область представила маршрут «Три реки: Волга — Вятка — Кама»[57]
9 Йошкар-Ола

Республика Марий Эл

Спасская башня в Йошкар-Оле

Входит в маршруты «Чудеса земли Марийской» и «Край звонких гуслей»[58]. Царевококшайский кремль был построен в Йошкар-Оле в 2009 году на месте старинной деревянной крепости. Рядом с кремлём расположен памятник царю Фёдору Ивановичу, по указу которого был основан город[59]
10 Чувашская Республика Этноэкологический комплекс «Ясна» В маршруте принимают участие Чебоксары, Мариинский Посад и Козловка[60]
11 Лермонтово Пензенская область

Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»

Музей-заповедник «Тарханы» создан в 1939 году в родовом поместье Арсеньевых — предков поэта Михаила Лермонтова по материнской линии[61][62]. Его площадь составляет 197 га. Фонды музея содержат около 29 тысяч единиц хранения[63]

См. также

Примечания

  1. ↑ Архивировано 9 июля 2021 года.
  2. ↑ Архивировано 9 июля 2021 года.
  3. Дубов, 1989, с. 5—6.
  4. Дубов, 1989, с. 11.
  5. Дубов, 1989, с. 5—7.
  6. Мамедова, 2018, с. 149—156.
  7. ↑ Архивировано 9 июля 2021 года.
  8. Архивировано 9 июля 2021 года.
  9. ↑ Архивировано 9 июля 2021 года.
  10. Руденко, 2007, с. 69.
  11. Архивировано 9 июля 2021 года.
  12. Минниханов: В 2018 году ПФО посетили 9 млн туристов. Татар информ (4 октября 2019). Дата обращения: 21 февраля 2021.
  13. ↑ Архивировано 9 июля 2021 года.
  14. 1 2 Макарова, 2019, с. 29.
  15. Проект «Великий Волжский путь» - с благословения ЮНЕСКО. Казанские истории (30 августа 2005). Дата обращения: 21 февраля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
  16. Архивировано 14 августа 2020 года.
  17. ↑ Под брендом «Великий Волжский путь» разработано более 20 межрегиональных маршрутов (рус.). Дата обращения: 24 мая 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
  18. Архивировано 11 августа 2020 года.
  19. ↑ Архивировано 30 ноября 2020 года.
  20. Архивировано 9 июля 2021 года.
  21. Архивировано 9 июля 2021 года.
  22. Архивировано 9 июля 2021 года.
  23. ↑ В Москве презентовали туристический маршрут Татарстана «Великий волжский путь». Известия Татарстана (13 марта 2017). Дата обращения: 14 февраля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
  24. Архивировано 9 июля 2021 года.
  25. Архивировано 9 июля 2021 года.
  26. Архивировано 9 июля 2021 года.
  27. Архивировано 9 июля 2021 года.
  28. Архивировано 9 июля 2021 года.
  29. Архивировано 9 июля 2021 года.
  30. Архивировано 25 сентября 2020 года.
  31. Архивировано 9 июля 2021 года.
  32. Архивировано 24 июня 2021 года.
  33. Архивировано 26 января 2021 года.
  34. Архивировано 9 июля 2021 года.
  35. Архивировано 9 июля 2021 года.
  36. Архивировано 9 июля 2021 года.
  37. Архивировано 9 июля 2021 года.
  38. Архивировано 9 июля 2021 года.
  39. Олина, 2019, с. 236—238.
  40. Битва за «Волжский путь». Республика Татарстан. Общественно-политическая газета (8 ноября 2019). Дата обращения: 18 февраля 2021. Архивировано 29 сентября 2020 года.
  41. Архивировано 9 июля 2021 года.
  42. Архивировано 9 июля 2021 года.
  43. 10.7256/1812-8696.2016.11.21015.
  44. Архивировано 5 апреля 2021 года.
  45. Архивировано 9 июля 2021 года.
  46. Валеев, 2019.
  47. Гильфанов, 2019, с. 1—4.
  48. Архивировано 14 апреля 2021 года.
  49. Архивировано 9 июля 2021 года.
  50. Архивировано 24 января 2021 года.
  51. Архивировано 9 июля 2021 года.
  52. Архивировано 23 декабря 2017 года.
  53. Архивировано 9 июля 2021 года.
  54. Архивировано 21 января 2021 года.
  55. Архивировано 9 июля 2021 года.
  56. ). Информационно-аналитический портал Самарской области "неслухи.рф". Дата обращения: 17 февраля 2021.
  57. Архивировано 26 ноября 2020 года.
  58. Зюляев, 2018, с. 1—14.
  59. Архивировано 23 января 2021 года.
  60. Лебедева, 2019, с. 295—301.
  61. Архивировано 9 июля 2021 года.
  62. Архивировано 9 июля 2021 года.
  63. Архивировано 15 апреля 2021 года.

Литература

  • Валеев Р.М. Историко-культурный потенциал Болгара как объекта всемирного наследия ЮНЕСКО и развитие туризма в Татарстане // Вестник КАЗГУКИ. — 2019. — Вып. 1.
  • Гильфанов А.Р. Перспектива развития туризма в республике Татарстан // Казанский вестник молодых ученых. — 2019. — Т. 3, вып. 2.
  • Дубов И.В. Великий Волжский Путь. — Издательство Ленинградского университета. — 1989. — 256 с. — ISBN 5-288-00164-2.
  • Зюляев Н.А., Низова Л.М., Сорокина Е. Н. Внутренний туризм как вид экономической деятельности на мезоэкономическом уровне // Вестник НГИЭИ. — 2018. — Т. 6, вып. 85.
  • Олина Е.А. Потенциал развития туристского брендового маршрута "Великий Волжский Путь" // Молодежный туризм в России: ресурсы, тенденции, перспективы. — 2019. — С. 236—238.
  • Лебедева Т.Е., Прохорова М.П. Перспективы развития туристского кластера и туризма в республике Чувашия // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2019. — Т. 2, вып. 36. — С. 295—301.
  • Макарова Г.И. Значимые события в стратегиях регионального брендирования в республике Татарстан // Вестник института социологии. — 2019. — Т. 10, № 4. — С. 16—35.
  • Мамедова Н.М. Международный транспортный коридор "Север-Юг" как современный аналог Великого Волжского пути // Восточная аналитика. — 2018. — С. 149—156.
  • Руденко К.А. Волжская Булгария в XI-начале XIII века. — РИЦ "Школа". — Казань, 2007. — 244 с.

Ссылки

  • Сайт проекта
  • Инстаграм-аккаунт проекта

Великий Волжский путь.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84