13-10-2023
Гражданство | |
---|---|
Дата рождения | |
Статистика выступлений в Формуле-1 | |
Сезоны | |
Команды |
Williams (1996—98), BAR (1999—2003), Renault (2004), Sauber (2005), BMW Sauber (2006) |
Гран-при |
165 |
Чемпион мира |
1 (1997) |
Победы |
11 |
Подиумы |
23 |
Очки |
235 |
Поулы |
13 |
Быстрые круги |
9 |
Дебют | |
Первая победа | |
Последняя гонка |
Жак Жозеф Шарль Вильнёв (фр. Jacques Joseph Charles Villeneuve; 9 апреля 1971, Сен-Жан-сюр-Ришелье, Квебек, Канада) — канадский франкоязычный автогонщик из Монреаля, Квебек. Чемпион мира серии Индикар 1995 года и Формулы-1 1997 года. Сын известного гонщика Жиля Вильнева, погибшего в 1982, Жак назван в честь дяди, менее известного гонщика Жака Вильнёва (старшего). Учился в частной школе Beau Soleil в Швейцарии.
В июле 2009 развелся с женой Жоанной (Мартинез), у них двое сыновей — Жюль (родился в 2006) и Джонас (2007).
Был удостоен чести нести Олимпийский флаг на открытии игр в Ванкувере.
Содержание |
Примечание: # = Номер болида.
Жак родился в Квебеке, в семье, тесно связанной с автоспортом, и последовал по стопам отца и дяди. В отличие от большинства гонщиков, он никогда не выступал в картинге. Вильнёв окончил автогоночную школу Джима Рассела в Мон-Трамблане, и в 1986 году дебютировал в чемпионате Формулы-Форд. Несколько лет выступал в чемпионате Формулы-3 в Италии и Японии, и в «Атлантической серии Тойота», где одержал ряд побед.
В 1994 году дебютировал в чемпионате «Индикар» и сразу завоевал звание «Новичок Года», одержав несколько побед.
На следующий год в составе Green Racing Жак стал чемпионом серии, одержав серию убедительных побед, в том числе на знаменитой Инди-500. Победа Жака в Индианаполисе была одержана несмотря на штраф в два круга: канадец сумел отыграть даже такое отставание.
Вильнёв стал последним чемпионом объединённого «Индикара», перед его расколом на Champ Car и Indy Racing League.
Жак покинул покорённый чемпионат после приглашения от Фрэнка Уильямса. Он дебютировал за команду Уильямс на Гран-при Австралии 1996 года, где сразу завоевал поул и едва не одержал победу, но из-за механической поломки коробки передач смог финишировать лишь вторым. Свой дебютный чемпионат Жак закончил вице-чемпионом, одержав четыре победы и уступив только своему партнеру Деймону Хиллу. Через одиннадцать лет это достижение повторил Льюис Хэмилтон.
На следующий год Хилл был уволен из Williams и заменен на Хайнца-Харальда Френтцена, а Жак стал «первым пилотом» команды. Сезон 1997 года прошёл в плотной борьбе с Михаэлем Шумахером и Ferrari, закончившейся скандальным Гран-при Европы 1997 года, где Михаэль попытался протаранить своего главного соперника. Это позволило бы немцу остаться лидером чемпионата при обоюдном сходе с дистанции. Маневр вышел неудачным: Вильнев все же сумел добраться до финиша третьим, уступив только пилотам МакЛарен Дэвиду Култхарду и Мике Хаккинену, а Шумахер был сурово наказан лишением всех очков за 1997 год и вице-чемпионства, и исключением из итогового протокола.
В дальнейшем «Уильямс» не смог продлить сотрудничество с Renault и был вынужден пользоваться устаревшей моделью их двигателя, выпускаемой компанией Supertec Флавио Бриаторе. Команда откатилась на третье место, которое далось ей в трудной борьбе с Jordan и Benetton, Жак лишь дважды финишировал на подиуме. Разочарованные этими результатами, Вильнёв и Френтцен покинули команду Фрэнка Уильямса по окончании сезона 1998.
Вместе со своим менеджером Крэйгом Поллоком, конструктором Эдрианом Рейнардом и Риком Горном, Жак стал сооснователем команды British-American Racing (BAR). Команда была создана на базе команды Тиррелл на деньги табачного концерна British American Tobacco, и Вильнев купил пакет её акций. Первый сезон новой команды был провальным: команда не набрала ни одного очка, а Жак доехал до финиша всего в четырёх гонках из шестнадцати.
В последующие сезоны БАР сменил производителя двигателей с Supertec на Honda, и это позволило значительно улучшить результаты: Жаку дважды удалось подняться на подиум в 2001 году. Однако по мере роста запрета на табачную рекламу доля BAT и влияние Крэйга Поллока в команде сокращались, а влияние «Хонды» — росло. В результате смены руководства в команде Жак потерял позицию «первого пилота», которую занял молодой англичанин Дженсон Баттон. Новый начальник БАР, Дэвид Ричардс, был недоволен результатами экс-чемпиона, получавшего зарплату в 19 млн долларов. БАР отказался продлевать контракт с Жаком, и тот покинул команду в 2003 году, ещё до истечения прежнего контракта.
В 2004 году Жак провёл всего три гонки за команду Рено, заменяя Ярно Трулли. На следующий год Жак присоединился к команде Заубер, вскоре превратившейся в официальную гоночную команду BMW. Однако в их составе Жак не одержал побед, и часто уступал своему партнеру Нику Хайдфельду. После аварии на Гран-при Германии, где Жак получил небольшую травму, руководство BMW заменило его на поляка Роберта Кубицу.
С 2007 года Жак не был заявлен ни за одну из команд, хотя и не объявлял публично о прекращении своей формульной карьеры. Вел переговоры о возможности выступления за команду US F1, хотя официально это никто не подтверждал, но команда на старт сезона не вышла.
В 2007 Вильнёв принял участие в гонке «24 часа Ле-Мана» за команду «Пежо», чтобы, по выражению его менеджера Крэйга Поллока, «установить мировой рекорд по количеству выигранных гоночных серий». Экипаж Вильнёва шёл на втором месте, когда вынужден был сойти с дистанции из-за технических проблем.
В 2008 году канадец снова принимает участие в «24 часа Ле-Мана», в экипаже с Марком Жене и Николя Минассяном. Экипаж Вильнева претендовал на победу, но погодные условия вмешались в ход гонки, ночью пошел дождь. «Пежо» теряли очень много на круге по сравнению с конкурентами, и утром от преимущества над Ауди не осталось и следа. Ближе к финишу все же удалось сократить отрыв от Ауди, но этого оказалось недостаточно. Экипаж Вильнева занял второе место.
Параллельно Жак сделал несколько стартов в серии Nascar. Большого количества очков Вильнёв не набрал (хотя несколько раз лидировал в гонках) и впоследствии из-за отсутствия спонсоров прекратил выступления в этой серии.
Год | Команда | 1/1 | 1/2 | 2/1 | 2/2 | 3/1 | 3/2 | 4/1 | 4/2 | 5/1 | 5/2 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2008 | SpeedCar Team | СЕН1 |
СЕН2 |
СЕП1 |
СЕП2 |
САХ1 6 |
САХ2 НФ |
ДУБ1 9 |
ДУБ2 НФ |
14 | 3 | ||
2008/2009 | Durango | ДУБ1 6 |
ДУБ2 Отм |
САХ1 10 |
САХ2 НФ |
ЛОС1 5 |
ЛОС2 НФ |
СЕП1 |
СЕП2 |
САХ3 |
САХ4 |
11 | 7 |
Спортивные достижения | ||
---|---|---|
Предшественник: Ал Ансер-младший |
Победитель Инди-500 1995 |
Преемник: Бадди Лазье |
Предшественник: Ал Ансер-младший |
Чемпион CART 1995 |
Преемник: Джимми Вассер |
Предшественник: Дэймон Хилл |
Чемпион Формулы-1 1997 |
Преемник: Мика Хаккинен |
Награды | ||
Предшественник: Найджел Мэнселл |
Новичок года CART 1994 |
Преемник: Жиль де Феран |
Предшественник: Мириам Бедар |
Lou Marsh Trophy winner 1995 |
Преемник: Донован Бэйли |
Предшественник: Дэвид Култхард |
Премия имени Лоренцо Бандини 1996 |
Преемник: Лука ди Монтеземоло |
Предшественник: Донован Бэйли |
Lou Marsh Trophy победитель 1997 |
Преемник: Ларри Уолкер |
Предшественник: Дэймон Хилл |
Памятный трофей Хоторна 1997 |
Преемник: Дэвид Култхард |
Рекорды | ||
Предшественник: Хуан Мануэль Фанхио (1950) и Нино Фарина (1950) 3 победы |
Самое большое кол-во побед в первом сезоне Формулы-1 4 победы (1996) |
Преемник: Повторение действующего рекорда Льюис Хэмилтон (2007) |
|
Чемпионы IndyCar / CART / Champ Car | |
---|---|
1979 Рик Мирз • 1980 Джонни Ратерфорд • 1981 Рик Мирз • 1982 Рик Мирз • 1983 Эл Анзер • 1984 Марио Андретти • 1985 Эл Анзер • 1986 Бобби Рэйхол • 1987 Бобби Рэйхол • 1988 Дэнни Салливан • 1989 Эмерсон Фиттипальди • 1990 Эл Анзер-мл. • 1991 Майкл Андретти • 1992 Бобби Рэйхол • 1993 Найджел Мэнселл • 1994 Эл Анзер-мл. • 1995 Жак Вильнёв • 1996 Джимми Вассер • 1997 Алессандро Дзанарди • 1998 Алессандро Дзанарди • 1999 Хуан Пабло Монтойя • 2000 Жиль де Ферран • 2001 Жиль де Ферран • 2002 Кристиано да Матта • 2003 Пол Трэйси • 2004 Себастьен Бурдэ • 2005 Себастьен Бурдэ • 2006 Себастьен Бурдэ • 2007 Себастьен Бурдэ |
Вильнёв, Жак.