02-10-2023
Гражданство | |
---|---|
Дата рождения |
18 мая 1967 (45 лет), Мёнхенгладбах |
Статистика выступлений в Формуле-1 | |
Сезоны | |
Команды | |
Гран-при |
160 |
Победы |
3 |
Подиумы |
18 |
Очки |
174 |
Поулы |
2 |
Быстрые круги |
6 |
Дебют | |
Первая победа | |
Последняя победа | |
Последняя гонка |
Хайнц-Харальд Френтцен (Heinz-Harald Frentzen, имеет также неформальное прозвище Ха-Ха, род. 18 мая 1967, Мёнхенгладбах) — автогонщик из Германии, известный своими выступлениями в чемпионате Формула-1. Один из самых успешных гонщиков конца 90-х, вице-чемпион 1997, бронзовый призер 1999.
Содержание |
Сын владельца похоронной конторы, наполовину испанец (по матери).
Ханс впервые сел за руль в возрасте тринадцати лет, и подростком уже выступал в чемпионатах по картингу. В 1986 году он перешел во взрослую гоночную серию «Формула-Форд». С 1989 Френтцен несколько лет гонялся в германской Формуле-3, где, среди прочих его соперников, был и Михаэль Шумахер. Соперничество между двумя немцами было острым, так как оба рассчитывали на контракт тест-пилота с командой Формулы-1, и закончилось вничью. Оба они уступили Карлу Вендлингеру.
Френтцен дебютировал в чемпионате Формулы-1 только в 1994 году в составе Sauber, партнером все того же Вендлингера. Дебют Ханса был успешным, несмотря на ненадежность машины, приведшую к сходам почти в половине гонок. Вдобавок, после тяжелой травмы Вендлингера в Монако Петер Заубер снял всю команду с гонки. Дебютный чемпионат Хайнц-Харальд закончил тринадцатым.
Следующие два года Френтцен стабильно выступал за «Заубер», оставшийся без поддержки двигателей «Мерседес». Это не помешало Хансу впервые для себя и команды подняться на подиум на Гран-при Италии 1995 года.
В конце 1996 года Френтцен получил неожиданное предложение от Фрэнка Уильямса — занять место уволенного действующего чемпиона мира Деймона Хилла за рулем чемпионского болида Williams Renault. Так в 1997 году Френтцен стал партнером Жака Вильнева и одним из лидеров чемпионата. На Гран-при Сан-Марино 1997 года Ха-Ха одержал свою первую победу в Формуле-1, и закончил на подиуме шесть гонок из шестнадцати проводившихся. Тем не менее, он уступал в скорости и своему партнеру-канадцу, и своему старому знакомому Михаэлю Шумахеру. Чемпионат драматично завершился в Хересе, где на квалификации Вильнёв, Шумахер и Френтцен впервые в истории чемпионатов мира показали идентичное время. В гонке Шумахер протаранил канадца, чтобы сохранить за собой лидерство в чемпионате, однако не смог вынудить его сойти с трассы. Пилот «Феррари» был дисквалифицирован и лишен второго места в чемпионате, которое занял переместившийся с третьего Френтцен.
На следующий год «Уильямс» остались без поддержки компании «Рено» и были вынуждены использовать устаревшие двигатели «Супертек». Скорость нового «Уильямса» не позволяла больше Френтцену и Вильневу выигрывать гонки, и оба покинули тонущий корабль по окончании сезона-1998. Жак стал соучредителем команды BAR, а Ханс поменялся местами с Ральфом Шумахером, перейдя в Джордан-Хонда.
Результаты Френтцена резко пошли вверх. В первой же гонке за Джордан, Гран-при Австралии 1999 года, он на равных боролся за победу с «Феррари» Эдди Ирвайна, лишь немного уступив ирландцу. С самого начала Хайнц-Харальд стал одним из лидеров чемпионата, но последующие успехи пилотов «МакЛарен» оттеснили его назад. Вдобавок, в Монреале немец попал в тяжелую аварию и получил травму ноги. Доктор Сидней Уоткинс, глава медкомиссии Формулы-1 диагностировал трещину кости, однако Френтцен отказался пропускать гонки и продолжил выступать с наложеной шиной.
Следующая гонка, ГП Франции на Маньи-Куре, проходила под проливным дождем, перемешавшим гонщиков в квалификации и приведшим к многочисленным сходам. Френтцен уверенно держался в лидирующей группе, а в конце, за счет рискованой тактики меньшего количества дозаправок, опередил Мику Хаккинена и Рубенса Барикелло и выиграл Гран-при, несмотря на сломаную ногу. После этого, а также после травмы, выбившей старшего Шумахера из строя на Гран-при Великобритании, Френтцена начали всерьез рассматривать как претендента на титул, несмотря на то, что «Джордан» никогда не считались топ-командой, а партнер Хайнц-Харальда, чемпион мира Деймон Хилл, с трудом набирал очки.
В середине чемпионата немец упустил инициативу и заметно уступал пилотам «Феррари» и «Макларен». Месяц спустя в Италии Хайнц-Харальд одержал уверенную победу, а дома в Германии стартовал с поул-позишн. Однако, не сумев добраться до финиша в сложной, полной аварий гонке, Френтцен потерял шансы на чемпионский титул. Тем не менее, сезон-1999 стал лучшим в его карьере: он взял « бронзу» чемпионата и в одиночку привел к тому же результату команду.
Следующие два года Хайнц-Харальд продолжал выступления за «Джордан», который, после ухода Майка Гаскойна и появления конкурента в вида «БАР-Хонды» уже не развивал прежней скорости. Френтцен и его партнер Ярно Трулли уверенно набирали очки, дважды Френтцен еще попадал на подиум, но больше не одержал ни одной победы.
В 2001 году результаты немца упали, начался разлад с руководством команды, которое уволило его прямо перед его домашним гран-при и заменило на Жана Алези. Менее чем через неделю Френтцен совершил обратный маневр: оказался в Prost на месте француза. Однако команда Алена Проста находилась на грани банкротства, и Хайнц-Харальд так и не набрал за нее ни одного очка. В начале 2002 года команда прекратила свое существование.
Фретнцен был вынужден довольствоваться местом в кокпите болида аутсайдеров «Arrows». Команда использовала клиентские двигатели Форд-Косворт, поставляемые командой «Jaguar». Том Уокиншоу, владелец «Эрроуза», также испытывал финансовые проблемы, усугублявшиеся необходимостью оплачивать услуги звездного вице-чемпиона. В результате, Ники Лауда, директор «Jaguar Racing», не получив вовремя плату за двигатели, запретил «Стрелам» их использование. Команда пропустила три гонки, прежде чем смогла расплатиться, но даже не вышла на последнюю гонку сезона. Френтцен покинул еще одну команду-банкрот.
Свой последний сезон Хайнц-Харальд провел за «Заубер», ту же команду, в которой дебютировал, партнером своего земляка Ника Хайдфельда. В своей предпоследней гонке, Гран-при США 2003 года, Френтцен добыл своей команде третью ступеньку на подиуме. После этого Ха-Ха покинул чемпионат Формулы-1 и дебютировал в кузовной серии ДТМ, выступая сначала 2 года за «Опель», а в 2006 году — за «Ауди», и завоевав 4 подиума (по 2 в каждой команде).
Хайнц-Харальд Френтцен женился 22 октября 1999 г. на Тане Нигге (род. 17 ноября 1969 г.).
Дети: Леа (род. 10 апреля 2000 г.), Сара (род. 26 ноября 2003 г.) и Феня (род. 30 марта 2006 г.)
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы Гран-при. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат гонщика, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример | Описание |
---|---|
1 | Победитель |
2 | Второе место |
3 | Третье место |
5 | Финишировал в очковой зоне |
12 | Финишировал вне очковой зоны |
НКЛ | Финишировал, но не классифицирован |
15 | Участвовал вне зачета, либо по отдельной классификации |
18 | Не финишировал, но классифицирован |
Сход | Не финишировал и не классифицирован |
НКВ | Не квалифицирован |
НПКВ | Не предквалифицирован |
ДСК | Дисквалифицирован |
тест | Тестер по пятницам |
НС | Участвовал в Гран-при в качестве боевого пилота, но не стартовал в гонке |
Т | Травмирован или болен |
Искл | Исключён из протокола |
Отк | Отказ от участия |
НТР | Не участвовал в тренировках |
НПР | Не прибыл на Гран-при |
Не участвовал | |
О | Гонка отменена |
Поул-позиция | |
Быстрый круг |
Год | Команда | Шасси | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1994 | Sauber | Sauber C13 | БРА Сход |
ТИХ 5 |
САН 7 |
МОН НС |
ИСП Сход |
КАН Сход |
ФРА 4 |
ВЕЛ 7 |
ГЕР Сход |
ВЕН Сход |
БЕЛ Сход |
ИТА Сход |
ПОР Сход |
ЕВР 6 |
ЯПО 6 |
АВС 7 |
13 | 7 | |
1995 | Sauber | Sauber C14 | БРА Сход |
АРГ 5 |
САН 6 |
ИСП 8 |
МОН 6 |
КАН Сход |
ФРА 10 |
ВЕЛ 6 |
ГЕР Сход |
ВЕН 5 |
БЕЛ 4 |
ИТА 3 |
ПОР 6 |
ЕВР Сход |
ТИХ 7 |
ЯПО 8 |
АВС Сход |
9 | 15 |
1996 | Sauber | Sauber C15 | АВС 8 |
БРА Сход |
АРГ Сход |
ЕВР Сход |
САН Сход |
МОН 4 |
ИСП 4 |
КАН Сход |
ФРА Сход |
ВЕЛ 8 |
ГЕР 8 |
ВЕН Сход |
БЕЛ Сход |
ИТА Сход |
ПОР 7 |
ЯПО 6 |
12 | 7 | |
1997 | Williams | Williams FW19 | АВС 8 |
БРА 9 |
АРГ Сход |
САН 1 |
МОН Сход |
ИСП 8 |
КАН 4 |
ФРА 2 |
ВЕЛ Сход |
ГЕР Сход |
ВЕН Сход |
БЕЛ 3 |
ИТА 3 |
АВТ 3 |
ЛЮК 3 |
ЯПО 2 |
ЕВР 6 |
2 | 42 |
1998 | Williams | Williams FW20 | АВС 3 |
БРА 5 |
АРГ 9 |
САН 5 |
ИСП 8 |
МОН Сход |
КАН Сход |
ФРА 15 |
ВЕЛ Сход |
АВТ Сход |
ГЕР 9 |
ВЕН 5 |
БЕЛ 4 |
ИТА 7 |
ЛЮК 5 |
ЯПО 5 |
7 | 17 | |
1999 | Jordan | Jordan 199 | АВС 2 |
БРА 3 |
САН Сход |
МОН 4 |
ИСП Сход |
КАН 11 |
ФРА 1 |
ВЕЛ 4 |
АВТ 4 |
ГЕР 3 |
ВЕН 4 |
БЕЛ 3 |
ИТА 1 |
ЕВР Сход |
МАЗ 6 |
ЯПО 4 |
3 | 54 | |
2000 | Jordan | Jordan EJ10 | АВС Сход |
БРА 3 |
САН Сход |
ВЕЛ 17 |
ИСП 6 |
ЕВР Сход |
МОН 10 |
КАН Сход |
ФРА 7 |
АВТ Сход |
9 | 11 | |||||||
Jordan EJ10B | ГЕР Сход |
ВЕН 6 |
БЕЛ 6 |
ИТА Сход |
СОЕ 3 |
ЯПО Сход |
МАЗ Сход |
||||||||||||||
2001 | Jordan | Jordan EJ11 | АВС 5 |
МАЗ 4 |
БРА 11 |
САН 6 |
ИСП Сход |
АВТ Сход |
МОН Сход |
КАН НС |
ЕВР Сход |
ФРА 8 |
ВЕЛ 7 |
ГЕР |
13 | 6 | |||||
Prost | Prost AP04 | ВЕН Сход |
БЕЛ 9 |
ИТА Сход |
СОЕ 10 |
ЯПО 12 |
|||||||||||||||
2002 | Arrows | Arrows A23 | АВС ДСК |
МАЗ 11 |
БРА Сход |
САН Сход |
ИСП 6 |
АВТ 11 |
МОН 6 |
КАН 13 |
ЕВР 13 |
ВЕЛ Сход |
ФРА НКВ |
ГЕР Сход |
ВЕН |
БЕЛ |
ИТА |
18 | 2 | ||
Sauber | Sauber C21 | СОЕ 13 |
ЯПО |
||||||||||||||||||
2003 | Sauber | Sauber C22 | АВС 6 |
МАЗ 9 |
БРА 5 |
САН 11 |
ИСП Сход |
АВТ НС |
МОН Сход |
КАН Сход |
ЕВР 9 |
ФРА 12 |
ВЕЛ 12 |
ГЕР Сход |
ВЕН Сход |
ИТА 13 |
СОЕ 3 |
ЯПО Сход |
11 | 13 |
Год | Команда | 1/1 | 1/2 | 2/1 | 2/2 | 3/1 | 3/2 | 4/1 | 4/2 | 5/1 | 5/2 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2008 | Phoenix Racing | СЕН1 |
СЕН2 |
СЕП1 |
СЕП2 |
САХ1 11 |
САХ2 9 |
ДУБ1 |
ДУБ2 |
18 | 0 | ||
2008/2009 | Team Lavaggi | ДУБ1 2 |
ДУБ2 Отм |
САХ1 2 |
САХ2 4 |
ЛОС1 НФ |
ЛОС2 5 |
ДУБ3 3 |
ДУБ4 4 |
САХ3 2 |
САХ4 |
3* | 44* |
* Сезон в продолжении.
Официальный сайт
Френтцен, Хайнц-Харальд.