19-04-2023
Производитель: | ГАЗ (Горький, СССР) |
Годы пр-ва: | 1938—1940 |
Сборка: | ГАЗ (Горький, СССР) |
Класс: | гоночный |
ГАЗ-М-1 | |
---|---|
Производитель: | ГАЗ |
Марка: | ГАЗ-М-1 |
Тип: | Бензиновый |
Объём: | 3 285 см3 |
Максимальная мощность: | 65 л.с. |
Конфигурация: | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Диаметр цилиндра: | 98,43 мм |
Ход поршня: | 107,95 мм |
Cтепень сжатия: | 4,6 |
Система питания: | карбюратор |
Охлаждение: | жидкостное |
Клапанной механизм: | SV |
Материал блока цилиндров: | чугун |
Материал ГБЦ (англ.)русск.: | чугун |
Тактность (число тактов): | 4 |
Порядок работы цилиндров: | 1-2-4-3 |
Рекомендованное топливо: | А-66 или А-70 |
Охлаждение: | жидкостное |
Материал ГБЦ (англ.)русск.: | алюминий |
Макс. скорость: | 161 км/ч |
ГАЗ-ГЛ-1 — первый советский гоночный автомобиль заводской постройки, выпущен на Горьковском автомобильном заводе предположительно не более чем в двух экземплярах. Разработан в 1938 году на базе серийного автомобиля ГАЗ-М-1.
Содержание |
На соревнованиях в 1938 году Герой Советского Союза лётчик Михаил Громов на подаренном ему (после беспосадочного перелёта Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто) серийном переднеприводном автомобиле «Cord-812» развил скорость 141,565 км/ч. Это достижение было близко к существовавшему в те годы рекорду СССР.
Решением партии на Горьковском автомобильном заводе была создана конструкторская группа под руководством Евгения Агитова. По причине отсутствия каких-либо других серийных автомобилей Горьковского автозавода, проектирование первого советского гоночного автомобиля заводской постройки начато на базе серийной «Эмки» ГАЗ-М-1[1].
Первый экземпляр был построен в 1938 году. Новый проект получил название «Гоночная Липгарта», в честь главного конструктора Горьковского автомобильного завода Андрея Липгарта. На стандартной раме ГАЗ-М-1 был установлен открытый обтекаемый 2-местный кузов, часть деталей была заимствована у серийной машины. Общая масса гоночного автомобиля оказалась значительно снижена. Серийный двигатель ГАЗ-М-1 был подвергнут форсировке: увеличен диаметр клапанов, применена новая головка блока цилиндров, мощность двигателя возросла с 50 л.с. до 65 л.с[2].
Заводским испытателем ГАЗ являлся Аркадий Николаев. На первом заезде в Киеве (1938 год) удалось достичь скорости 143 км/ч. В Москве этот испытатель разогнал машину до 147 км/ч[2].
В 1940 году построен гоночный автомобиль ГАЗ-ГЛ-1 второй модификации. За его основу был взят более мощный автомобиль ГАЗ-11-73[3]. Его 6-цилиндровый двигатель с рабочим объёмом 3,4 литра также подвергся форсировке, было установлено два карбюратора, благодаря чему мощность агрегата возросла до 100 л.с[3]. Изменился также внешний вид машины в сравнении с вариантом 1938 года: появилась закрытая обтекаемая кабина, была изменена облицовка радиатора[3]. На гоночном автомобиле ГАЗ-ГЛ-1 второй модификации Аркадий Николаев 22 сентября[3] 1940 года установил абсолютный всесоюзный рекорд скорости: 161,87 км/ч[1].
В 1941 году планировалось провести работу над третьим поколением гоночного автомобиля, но началась Великая Отечественная война, и работы были прекращены. Все автомобили ГАЗ-ГЛ-1 оказались утрачены. Аркадий Николаев больше не вернулся в автоспорт и стал работать по основной специальности (авиационный техник). Конструктор машины Е. Агитов во время войны покончил жизнь самоубийством[2].
В 1970-е годы советский художник Александр Захаров на основе имеющихся архивных фотографий воссоздал облик первого советского гоночного автомобиля, рисунок был опубликован в журнале «Техника - молодёжи». В 2006 году фирма «Кузовная мануфактура Александра Бушуева» начала воссоздание автомобиля, причём в создании репликара применялись детали от старых ГАЗ-М-1. В 2010 году автомобиль был готов и в настоящее время располагается в экспозиции музея «Автовилль» в Москве[2].
[1], а также мелкосерийно — фирмой Вектор-моделс.
Легковые автомобили Горьковского автомобильного завода | |
---|---|
Ранние модели | ГАЗ-А • ГАЗ-М-1 • ГАЗ-11 • ГАЗ-М-20 «Победа» |
«Волга» | ГАЗ-21 • ГАЗ-22 • ГАЗ-24 • ГАЗ-24-02 • ГАЗ-24-10 • ГАЗ-3102 • ГАЗ-31029 • ГАЗ-3105 • ГАЗ-3110 • ГАЗ-31105 • ГАЗ-311055 • ГАЗ-3111 • «Volga Siber» |
Представительские модели | ГАЗ-М-12 «ЗиМ» • Автомобили «Чайка» : ГАЗ-13 «Чайка» ; ГАЗ-14 «Чайка» • ГАЗ-3105 |
Повышенной проходимости | ГАЗ-61 • ГАЗ-64 • ГАЗ-67 • ГАЗ-69 • ГАЗ-46 • ГАЗ-М-72 • ГАЗ-2308 «Атаман» • ГАЗ-3106 |
Грузопассажирские, спортивные и экспериментальные модели |
ГАЗ-4 • ГАЗ-61-417 • ГАЗ-А-Аэро • ГАЗ-АААА • ГАЗ-ВМ • ГАЗ-ГЛ-1 • ГАЗ-М-415 • ГАЗ-2332 CityVan |
ГАЗ-ГЛ-1.